Система оценивания образовательных достижений
материал

Зарубина Лариса Александровна

Система оценивания образовательных достижений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель химии, биологии и географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

на уроках химии, биологии и географии

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:

  • в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
  • в формировании универсальных учебных действий (метапредметные результаты)
  • в освоении содержания учебных предметов (предметные результаты).

Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка в школьной жизни. Гуманизация образования требует профессионализма, сил, времени, желания педагога работать в режиме комплексной итоговой оценки, она должна быть объективной и дифференцированной. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий, возрастёт и познавательная активность детей.

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки.

Оценивания предметных результатов

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных об уровне знаний и обученности учащихся, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий, умение корректировать работу с учащимися.

Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой отметкой, возможность пересдать тему, контрольную работу.

Способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (химический диктант, биологический диктант, географический диктант, самостоятельные работы, практические работы, вариантные и разно уровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, кроссворды, тексты с ошибками, составление тестов дома, проектные работы, нетрадиционные уроки).

В выпускных классах выполняем задания по образцу ГИА и ЕГЭ, в том числе онлайн - тесты, которые ребята решают в домашних условиях, на консультациях.

В учебном процессе мною используются следующие виды контроля: стартовый (входной), текущий, тематический, промежуточный, итоговый, контроль динамики индивидуальных образовательных достижений(система накопительной оценки в портфолио).

Каждый вид контроля несет определенную функцию:

Стартовый (входной) контроль провожу в начале учебного года, полугодия, на первых уроках нового раздела учебной дисциплины.

Цели данного контроля:

  • проверка ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся;
  • изучение уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.

По итогам стартового контроля составляется  индивидуальный маршрутный лист, позволяющий следить за усвоением материала, в котором допущены ошибки; проектируется изучение нового материала, либо предусматривается повторение, организуются межпредметные связи, актуализируются знания, невостребованные до того времени (образец такого листа есть на мой странице).

Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по химии, биологии и географии, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы. Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить  усвоение  основных понятий, правил, формул, законов, понимания смыслов прочитанного текста и т.д.

        Промежуточный контроль проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся  являются выполнение тестовой работы, контрольно-обобщающие уроки, зачеты. Результаты  работы также заносятся в Лист индивидуальных достижений для дальнейшего планирования работы над темой.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения  материала в текущем году.

В своей работе я использую все виды контроля.

        Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках  я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.

I. Устные

- приём опроса по цепочке;

- ответ с опорой на карточки с вопросами, опорные конспекты, памятки;

- восстановление опорных конспектов, составленных на предыдущем уроке;

- изложение материала с использованием модулей.

II. Письменные

- индивидуальные письменные задания: дать определение понятиям;

- письменные задания по раздаточному материалу;

- использование тестов;

- работа с контурными картами и атласами;

- самостоятельное создание синквейнов и кластеров;

- написание сообщений;

- диктанты.

        Тестирование учащихся имеет такие преимущества, как:

1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.

2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.

3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

4. Объективность тестового контроля.

5. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов).

6. Единство требований ко всем испытуемым.

        На уроках в старших классах предлагаю избирательные тесты, состоящие из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Таким образом готовлю детей к решению  заданий ОГЭ и ЕГЭ по химии, биологии и географии. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. При подготовке к ГИА тесты создаю в GOOGLформах, что значительно облегчает проверку, позволяет ученику самому увидеть свои ошибки и исправить их.

        Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

III. Практические

1. Самостоятельная работа с теоретическим материалом по учебнику.

2. Самостоятельное составление опорных конспектов,  таблиц.

3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (на уроках использую рабочие тетради по биологии, химии для 5-9 классов), в контурных картах.

4. Составление схем.

5. Составление планов ответа.

6. Лабораторные работы.

7. Практические работы.

- Индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников).

- Фронтальные методы (работа над понятиями, фактическим материалом).

- Групповые методы для выполнения лабораторных и практических работ,  при работе над творческими заданиями (например: создание небольшого проекта на уроке), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений.

- Нетрадиционные формы контроля: составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторины и др.

- При Итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты.

IV.  Применение ИКТ

        В современных условиях - условиях компьютеризации и использования ИКТ мною применяются и новые технологии: это проверка знаний и умений с помощью ИКТ

  1. Использование учебных электронных сайтов. Так «Смарт-тетрадь» предлагает возможность создания  задания любого вида, в том числе и тестового. Причем набор дидактического материала  достаточно разнообразный. Это и рабочие электронные тетради, и задания к учебникам разных авторов, и задания ОГЭ, предлагаемые ФИПИ. Результат отображается на странице учителя.
  2. Создаю тесты в GOOGLформах.
  3. Российская электронная школа http://resh.edu.ru/.
  4. Мобильное электронное образование https://mob-edu.ru/.
  5. Школьная цифровая платформа (СберКласс) https://sberclass.ru/.
  6. Учи.ру https://uchi.ru/.
  7. ЯКласс http://www.vaklass.ru/.
  8. Урок цифры https://datelesson.ru/.
  9. «Олимпиум» https://olimpium.ru/.
  10.  Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/.
  11.  Образовательный портал «Сдам ГИА: Решу ОГЭ, Сдам ГИА: Решу ЕГЭ» https://oge.sdamgia.ru/, https://ege.sdamgia.ru/.
  12.  Образовательный портал «Сдам ГИА : Решу ВПР" https://vpr.sdamgia.ru/.
  13.  Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/.
  14.  Онлайн школа Фоксфорд https://foxford.ru/.
  15.   Профориентационный портал «Билет в будущее» https:/site.bilet.worldskills.ru/.
  16.  Издательство «Просвещение».

Варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся:

        1. Устный опрос.  Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу

•          «5» – выполнил всё задание правильно;

•          «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

•          «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

•          «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

        2. Выполнение тестовых заданий:

        2.1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.

        Критерии оценок:

        «5»: (80 – 100  % от общего числа баллов)

        «4»: (65 - 80 %)

        «3»:  (50 - 65 %).

        «2»: менее 50%

        2.2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.

        Критерии оценок:

        «2»: ученик набрал менее 10 баллов

        «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части

        «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более

        «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.

        Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

        3. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.

- Заполнить таблицу.

- Составьте схему или кластер

        Критерии оценивания

 «5»— полностью выполнил все  задание

«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)

«3» – правильно выполнил только половину  заданий

«2» – в  задании много ошибок, не выполнил задание

        4. Устные задания со свободным ответом.

- пересказ

- рассказ по опорному конспекту, кластеру,

- ответ по плану или вопросам

- устное сообщение  по вопросу

        Критерии оценивания

1. Полнота ответа

2. Объем высказывания

3. Логичность связность устного ответа

4. Творческий подход

        5. Групповая работа

         Критерии оценки работы учащихся в  проектной группе,  команде и др.

•          умение распределить работу в команде;

•          умение выслушать друг друга;

•          согласованность действий;

•          правильность и полнота выступлений.

•          активность

•          умение спорить и отстаивать свою точку зрения

        6. Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

•          полноту раскрытия темы;

•          наличие рисунков и схем (при необходимости);

•          аккуратность исполнения.

•          качество публичного выступления (не просто чтение)

        

Оценивания метапредметных результатов

Совершенно новыми для школы являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новая и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)

Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ дополняется новыми формами контроля результатов такими как:

  • целенаправленное наблюдение (проявляемые учениками действия и качества по заданным параметрам);
  • самооценка ученика по принятым формам;
  • результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
  • результаты учебных проектов.

Эти формы контроля направлены на поддержание успешности и мотивацию ученика, на обеспечение его психологической безопасности. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала, что порой сложно реализовать на уроке. Наблюдение учащихся (может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации ( на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.).

Уровень личностных и метапредметных результатов учащихся  6 класса

Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

6 класс , 17 уч-ся

5 класс (%)

6 класс (%)

Познавательные УУД

высокий

44

43

средний

50

52

низкий

6

5

Регулятивные УУД

высокий

13

13

средний

70

72

низкий

17

15

Коммуникативные УУД

высокий

65

65

средний

33

34

низкий

2

1

Личностные качества

высокий

3

3

Выше среднего

50

54

средний

44

41

Ниже среднего

2

1

низкий

1

1

Наблюдения за учащимися на уроке показывают следующее: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать и отстаивать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке, собственные возможности выполнения задачи.

Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках химии, биологии и географии можно применять следующие способы для формирования данного умения.

  1. Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
  2. Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
  3. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
  4. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
  5. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
  6. Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.

В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

1.Какова была цель задания? (Учимся вспоминать цель работы.)

2.Удалось получить результат? (Учимся сравнивать результат с целью.)         

3.Правильно или с ошибкой? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4.Самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

7. Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений.

Рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество,  общение,  труд)  и  т.  д.  Одним  из  способов  фиксации  таких  достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.

Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

К технологии оцениванию знаний подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель химии, биологии и географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

«Критериальное оценивание на уроках химии, биологии и географии»

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

Именно поэтому, учителю необходимо применение новых технологий обучения, где оценивание приобретает качественно новую роль. Применение технологии критериального оценивания дает возможность решить данную проблему.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критерии оценивания представляются как цель, как ожидаемый результат обучения, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Критериальное оценивание формирует у учащихся положительные эмоции к учебному процессу и учитель всегда может найти ответы на поставленные вопросы по оцениванию работ.

Задачи оценивания:

- Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

- Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

- Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

- Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

- Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями.

Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

- оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы);

- эталон известен учащимся заранее;

- разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

- оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей;

- общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося. 

Компоненты критериального оценивания:

- Рубрикатор – подробный описатель уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов;

- Оценочное задание – зачет, эссе, проект, контрольная работа, лабораторная работа, исследование;

- Проверочный лист – лист самооценки знаний и умений по данной теме.

Оценочные задания:

- должны соответствовать формируемым умениям и требованиям к результатам освоения ООП;

- должны содержать проверяемые элементы знаний;

- необходимо сформировать у учащихся практические навыки выполнения данных заданий.

Для выполнения заданий учащихся желательно обеспечить памятками, алгоритмами, инструкциями. Разные виды заданий должны способствовать формированию различных компетенций.

Рубрикатор – показатель сформированности компетенций в соответствии с критериями оценивания; подробная инструкция для оценивания заданий.

- должен содержать подробное описание уровней достижений учащихся и соответствующее им количество баллов;

- составляться для каждого вида оценочной работы;

- описание достижений должно быть конкретно-позитивным;

- в рубрикаторе дается характеристика не ученику, а выполненной им работе.

Наличие рубрикатора для учителя упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика – оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а так же становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков.

Лист самооценивания – это план действий ученика при изучении темы. Формирует:

-  навыки: самоанализа, самоконтроля, самокоррекции, самооценивания.

- умения: планировать получение знаний, самостоятельно применять знания, анализировать свои достижения и недостатки, планировать пути исправления ошибок.

- снижает уровень тревожности, так как учащиеся знают, какие задания будут у него в контрольной работе.     (Приложение 1)

Алгоритм работы по технологии критериального оценивания:

- определить цели и задачи учителя и ученика при изучении данной темы, в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП;

- подобрать или составить задания, которые помогут сформировать компетенции в соответствии с кодификатором планируемых результатов и результатов освоения учебных программ;

- определить критерий оценивания задания (важно отметить, что не всегда в работе могут просматриваться все перечисленные критерии, разработанные и применяемые учителем);

- разработать рубрикатор для оценивания уровней сформированности компетенции.

К примеру, для оценивания достижений учащихся при изучении курса химии можно использовать следующие критерии:

Приложение 1

Лист самооценивания для успешной подготовки к контрольной работе

по теме «Простые вещества»

Знать

Понимать

- Положение металлов и неметаллов в ПС химических элементов.

- Строение атомов металлов и неметаллов.

- Физические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.

- Определять положение металлов и неметаллов в ПС химических элементов.

- Описывать и объяснять физические свойства простых веществ: металлов и неметаллов на конкретных примерах.

- Понятия: «аллотропия», «аллотропные модификации».

- Аллотропные модификации кислорода, углерода.

- Приводить примеры и сравнивать свойства аллотропных модификаций химических элементов кислорода и углерода.

- Единицы измерения и обозначения количества вещества, молярной массы, молярного объема.

- Записывать формулы простых веществ.

- Рассчитывать молярные массы веществ.

- Формулы для определения количества вещества по массе, объему и числу молекул.

- Значение молярного объема газообразных веществ при нормальных условиях (закон Авогадро).

- Значение Числа Авогадро (Nа).

- Рассчитывать количество вещества по известной массе и объему

- Рассчитывать число молекул по количеству, массе и объему вещества.

Приложение 2

Пример: Эссе «Кислотные дожди»

        Памятка:

1. Используя несколько источников информации, дай краткий обзор по следующим вопросам:

- что такое кислотные дожди;

- причины кислотных дождей;

- последствия кислотных дождей;

- влияние кислотных дождей на экономику, экологию и здоровье человека;

- какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать последствия кислотных дождей.

        Дайте обоснованные ответы, приведите примеры.

2. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

3. Укажите источники информации

Рубрикатор для оценивания эссе по химии

«Кислотные дожди»

Баллы

Критерий «Способность понимать, как научные знания применяются в жизни, и умение высказывать свою точку зрения»

«2»

Ученик не достиг стандарта, представленного данными ниже критериями

«3»

Ученик использует только один источник информации, затрудняется дать краткий обзор, обоснованно ответить на рекомендуемые вопросы и высказать свою точку зрения. Оформление работы вызывает много замечаний

«4»

Ученик использует несколько источников информации, пытается давать краткий обзор, отвечает не на все рекомендуемые вопросы, рассматривает влияние кислотных дождей только на один из жизненных аспектов, приводит примеры, не всегда логично излагая материал. Ученик пытается высказать свою точку зрения, при оформлении работы допускает незначительные ошибки

«5»

Ученик умеет использовать информацию из нескольких источников, умеет давать краткий обзор. Ученик обоснованно отвечает на все рекомендуемые вопросы, рассматривает влияние кислотных дождей на экономику, экологию, здоровье человека, приводит примеры, логично излагает материал. Ученик аргументировано высказывает свою точку зрения, правильно оформляет работу, приводит обзор используемой литературы.

Приложение 3

Пример: Контрольная работа по теме

«Простые вещества»

        Задание 1. Выполните тестовые задания:

1. Простое вещество – металл:

а. HCl                 б. Cl2                 в. CaO         г. Mg                 д. NaOH

2. Агрегатное состояние 1- фосфора, 2- водорода

а. жидкое,                 б. газообразное                 в. Твердое

3. Физические свойства кислорода:

А. бесцветный, легче воздуха

Б. бледно-фиолетовый, легче воздуха

В. Бледно-фиолетовый, тяжелее воздуха

Г. бесцветный, тяжелее воздуха

4. Физические свойства алюминия:

А. твердый

Б. твердый, блестящий

В. твердый, блестящий, электропроводный

Г. твердый, блестящий, электропроводный, пластичный

Д. твердый, блестящий, электропроводный, хрупкий

5. математическое выражение количества вещества

А. N = n х Na

Б. n = m / M

В. V = n х Vm

Г. m = n х M

        Задание 2. Установи соответствие

2.1 Обозначение                                 Физическая величина

1. М                                                 а. относительная молекулярная масса

2. n                                                 б. количество вещества

                                                в. молярная масса

                                                г. масса

2.2

Обозначение

Физическая величина

1. молярная масса

А. л/моль

2. количество вещества

Б. моль

В. г/моль

Г. г

Задание 3.

Установите правильную последовательность и запишите формулы газов в порядке увеличения их молярных масс

А. хлор

Б. азот

В. фтор

Г. озон

Задание 4.

Рассчитайте необходимую величину и дополните выражения:

4.1 Количество вещества SO2 массой 6,4 г ______ моль

4.2 Количество вещества О2 объемом 2, 24 л ______ моль

4.3 Объем 2 моль Н2S ______л.

4.4 Число молекул 18х1023 составляет ______ моль

Рубрикатор для оценивания контрольной работы по химии

по теме «Простые вещества»

№ задания

Элемент содержания

Максимальный балл

Критерий В «Способность понимать и передавать научную информацию»

1.1

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества

1

1.2

Физические свойства простых веществ

2

1.3

Физические свойства простых веществ – неметаллов

1

1.4

Физические свойства простых веществ – металлов

1

1.5

Формула для приведения расчетов

1

2.1

Физические величины – обоснование

2

2.2

Физические величины – единицы измерения

2

Критерий С «Способность оценивать научную информацию и применять ее при решении проблемных вопросов»

3.

Расчет молярной массы простых веществ

2

4.1

Расчет количества вещества по молярной массе

2

4.2

Расчет количества вещества по известному объему газообразного вещества

2

4.3

Расчет объема газообразного вещества по количеству вещества

2

4.4

Расчет числа частиц по количеству вещества

2

Приложение 4

Пример: Практическая работа

«Разделение смесей», 8 класс

        

        Задание: Разделите смесь, состоящую из железных опилок, речного песка и поваренной соли

Отчет о практической работе «Разделение смесей»

Цель работы:________________________________________________

Метод: ___________________________________________________

Теоретическая часть

На чем основаны способы разделения смесей?

Предложите способы разделения данной смеси, используя научные знания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План проведения практической работы

Составьте план проведения практической работы, обосновав каждое действие (если _____, то _____, потому что__________)

1. _______________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. _______________________________________________________

Практическая часть

Приборы и реактивы: ______________________________________

Ход работы:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

Вывод: (дайте оценку предложенного вами метода, оцените эффективность выполненной работы)

Рубрикатор для оценивания практической работы

«Разделение смесей» (8 класс)

Баллы

Критерий

«Способность планировать и проводить эксперимент»

Критерий

«Умение эффективно работать в группе. Соблюдать правила ТБ при выполнении практических работ»

«2»

Ученик не достиг стандарта, представленного ниже критериями

Ученик не достиг стандарта, представленного ниже критериями

«3»

Ученик не может самостоятельно определять цель исследования, составлять ход работы, затрудняется объяснить выполняемые действия. Ученик не может оценить предложенный метод

Ученик пытается сотрудничать с другими учащимися, требует напоминаний и контроля.

Ученику необходимы рекомендации при работе с лабораторным оборудованием

«4»

Ученик иногда обращает за помощью для определения цели исследования, пытается самостоятельно спланировать ход работы, представляет объяснение, но оно не полностью разработано.

Ученик пытается оценить предложенный метод, не достаточно точно используя научный язык

Ученик сотрудничает с другими учениками, не всегда уважает точки зрения других.

Знает правила ТБ, иногда требует рекомендаций по использованию лабораторного оборудования

«5»

Ученик самостоятельно определяет цели исследования, определяет ход работы, обосновывает каждое действие, используя научное рассуждение.

Ученик оценивает предложенный метод

Ученик умеет работать в команде, сотрудничать с другими учащимися, уважает их точку зрения.

Ученик знает и соблюдает правила ТБ, самостоятельно выполняет работу, после выполнения работы приводит в порядок рабочее место

Дескрипторы для оценивания практической работы

Баллы

Макс- 5 баллов

Критерий

«Способность планировать и проводить эксперимент»

1

Сформулирована цель практической работы

1

Определен метод исследования и составлен план проведения эксперимента

1

Перечислены все необходимые для работы приборы и реактивы

1

Дано объяснение наблюдаемым химическим реакциям, выбранным для проведения эксперимента

1

Дана оценка выбранному методу и предложено усовершенствование метода

Приложение 5

Пример: Работа с текстом

«История развития химии»

Внимательно прочитай § «Краткий очерк истории развития химии»

Задание 1. Заполни таблицу

Табл. «История развития химии»

Исторический период, дата

Ученый

Что сделал для развития химии?

?

Египетские жрецы

?

?

Демокрит

?

?

?

Основа развития алхимии: «четыре стихии и их взаимодействие»

?

Агрикола

?

?

Парацилье

?

1748 г.

?

?

?

А.М. Бутлеров

?

?

Д.И. Менделеев

?

Задание 2. Ответьте на вопросы

- Каково значение химии в истории древних цивилизаций?

- Почему алхимия не получила распространения на территории Казахстана?

Рубрикатор для оценивания работы с текстом

«История развития химии»

Баллы

Критерий «Умение использовать логические

действия и делать выводы»

«2»

Ученик не достиг стандарта, представленного данными ниже критериями

«3»

Затрудняется найти необходимую информацию в тексте, допускает значительные ошибки при заполнении таблицы.

Пытается ответить на вопросы

«4»

Допускает незначительные ошибки при заполнении таблицы.

Пытается аргументировано отвечать на вопросы, не достаточно точно использует научное рассуждение

«5»

Умеет использовать информацию из текста и без ошибок заполняет таблицу.

Дает обоснованные ответы на вопросы, используя научное рассуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлкние на педсовете  «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...