Рабочая программа для 6-9 классов "Информационная безопасность"
календарно-тематическое планирование (8 класс)

Коротких Екатерина Александровна

Курс «Информационная безопасность» является важной составляющей работы с обучающимися, активно использующими различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.) с целью мотивации ответственного отношения к обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей. Планируемые результаты обучения:

 

Выпускник научится:

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете;
  • безопасно использовать средства коммуникации,
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества,
  • безопасно использовать ресурсы интернета.

Выпускник овладеет:

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п.

Выпускник получит возможность овладеть:

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;
  • основами самоконтроля, техниками работы с манипуляциями, поддерживая культуру безопасности в сети;
  • использовать для решения коммуникативных задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных. соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_informatsionnaya_bezopasnost.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга

   ___________________________________________________________________________________________

Чкаловский проспект, дом 22, Санкт-Петербург,197110                                                т. 2462072, т/ф 4176212

ПРИНЯТА

На заседании Педагогического совета

Протокол от 30 августа 2021 № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №51

Петроградского района

Санкт-Петербурга

Приказ от 30 августа 2021 №_____

_______________Э.А.Березяк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Информационная безопасность»

8 часов  

5,6,7,8,9-е классы

Коротких Екатерины Александровны

Педагог-психолог

2021 - 2022 учебный год

Актуальность и общая характеристика курса

Программа курса «Информационная безопасность» составлена для учащихся 5-9 классов, учитывает требования, выдвигаемые федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметным (образовательные области «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»), метапредметным и личностным результатам.

Основными целями изучения курса «Информационная безопасность» являются:

  • обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз;
  • формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости).

Задачи программы:

  • сформировать общекультурные навыки работы с информацией (умения, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);
  • создать условия для формирования умений, необходимых для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) с различными целями и ответственного отношения к взаимодействию в современной информационно-телекоммуникационной среде;
  • сформировать знания, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;
  • сформировать знания, умения, мотивацию и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей;
  • сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.

Курс «Информационная безопасность» является важной составляющей работы с обучающимися, активно использующими различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.) с целью мотивации ответственного отношения к обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Выпускник научится:

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете;
  • безопасно использовать средства коммуникации,
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества,
  • безопасно использовать ресурсы интернета.

Выпускник овладеет:

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п.

Выпускник получит возможность овладеть:

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;
  • основами самоконтроля, техниками работы с манипуляциями, поддерживая культуру безопасности в сети;
  • использовать для решения коммуникативных задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных. соблюдать нормы информационной этики и права.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия.

В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные универсальные учебные действия.

В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:

  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • критически оценивать содержание и форму текста;
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Личностные

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;
  • готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • сформированность понимания ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде.

Содержание курса

Отбор тематики содержания курса осуществлен с учетом целей и задач ФГОС основного общего образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся 5-9 классов.

В преподавании курса «Информационная безопасность» могут использоваться разнообразные форматы обучения: традиционный урок (коллективная и групповая формы работы), тренинги (в классической форме или по кейс-методу), дистанционное обучение (электронные курсы, видеоролики, почтовые рассылки, микрообучение), смешанный формат.

Содержание программы курса соответствует темам основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) по учебным предметам «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности», а также расширяет их за счет привлечения жизненного опыта обучающихся в использовании всевозможных технических устройств (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести ребенка в цифровое пространство и корректировать его поведение в виртуальном мире.

Основное содержание программы представлено разделами «Безопасность общения», «Безопасность информации», «Восприятие и работа с информацией».

Каждый раздел курса внеурочной деятельности завершается выполнением проверочного мини-теста.

Раздел 1. «Безопасность общения»

Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. С кем безопасно общаться в интернете. Социальная инженерия: распознать и избежать.

Тема 2. Публикация информации в социальных сетях. Кибербуллинг. Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга. Лживые страницы и лживая информация. Овершеринг.

Раздел 2. «Безопасность информации»

Тема 1. Безопасность при введении личных данных. Использовании платежных карт, покупки в Интернете. Пароли для аккаунтов социальных сетей. Безопасный вход в аккаунты. Фишинговые страницы. Режим инкогнито. 1 час

Тема 2. Резервное копирование данных, вредоносные коды. Вирусы и антивирусы, способы создать и запомнить пароль, как сохранить информацию.1 час.

Раздел 3. «Восприятие и работа с информацией»

Тема 1. Фейки и мнения. Как отличить? Использование эмоций и смайлов в сообщении. Как в эмоциональном сообщении читать факты. Как из факта сделать мнение, игра. 1 час

Тема 2. Информационные ловушки. Интерпретации к фактам. Манипуляция на эмоцие. Как останавливать манипуляцию. 1 час.

Тема 3. Как работать с первоисточником. Технология поиска первоисточника. Игра в глухой телефон. 1 час

Тема 4. Итоговая игра-тестирование. Правда или ложь. Этическая задача. 1 час.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

часы

5, план

5, факт

6, план

6, факт

7, план

7, факт

8, план

8, факт

9, план

9, факт

Безопасность общения (2 часа)

1

Общение в социальных сетях и мессенджерах

1

06.09

07.09

13.09

20.09

22.09

2

Публикация информации в социальных сетях

1

12.10

13.10

19.10

20.10

12.10

Безопасность информации (2 часа)

3

Безопасность личных данных. Способы защиты.

1

16.11

17.11

03.12

10.12

17.12

4

Резервное копирование данных, вредоносные коды.

1

19.11

22.11

04.12

11.12

20.12

Восприятие и работа с информацией (4 часа)

5

Фейки и мнения. Как отличить?

1

02.02

08.02

10.02

11.02

21.02

6

Информационные ловушки

1

01.03

03.03

02.03

11.03

14.03

7

Как работать с первоисточниками

1

24.03

29.03

31.03

28.03

27.03

8

Итоговая игра-тестирование

1

12.04

13.04

22.04

23.04

26.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена на основе «Программы Министерства общего и профессионального образования РФ» 1996 г. А.С.Девятков.При составлении рабочей программы учитывались Федераль...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.Рабочая программа определяет место учебной дисциплины в структуре ОПОП по специальнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 06 БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 06 БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...