. Программа развития ШУС. номинация ВМЕСТЕ НА БЛАГО ВСЕХ
учебно-методический материал

Краснова Елена Александровна

    Главная задача школы –содействие становлению личности, обладающей основными базовыми ценностями и способной к саморазвитию и самосовершенствованию

      Ученическое самоуправление, являясь эффективной формой, также способствует становлению личности ребенка и позволяет организовать жизнедеятельность коллектива учащихся в соответствии с их интересами, а также способствует приобретению ими значимого социального опыта, формированию ценностного отношения.

       Педагогическая поддержка и доверие позитивно сказываются на общем развитии личности, результатах социального становления, а законы и традиции школы становятся своеобразными нормами организации жизнедеятельности, ее нравственными ориентирами.

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В Концепции модернизации российского образования до 2020 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

 средняя общеобразовательная школа №24

имени Тимофеева Федора Ивановича

(МБОУ СОШ №24)

Ул. Новгородская,16. Г. Краснодар, 350059, тел/факс(861)2342535

XIII муниципальный конкурс

«Воспитание в новой школе: поиск продолжается»

Номинация «Вместе на благо всех».

Программа развития

УЧЕНИЧЕСКОГО   САМОУПРАВЛЕНИЯ:

МБОУ   СОШ №24

«Самоуправление:

Право.Выбор. Ответственность».

У школы есть большой потенциал,

Возможности для роста и успеха…

 Чтоб личностью ребенок в жизни стал,

Мы вместе с ним проложим «Путь к успеху!»

Составила:

педагог –организатор                                                           МБОУ СОШ №24

Краснова Е. А.

Тел. 8918 9758355

Раб. 234-2535

Обоснование программы.

        В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев).

Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии учащихся школы в управлении, когда каждый член самоуправления обладает реальными правами и несет реальную ответственность за свою работу. В этом случае личность развивается по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими – это содружество, сотрудничество, сопричастность и    «само-» – самовыражение, самодеятельность, самоопределение, самосовершенствование.

             Идея самоуправления и реализуемая нами воспитательная система школы работают в одном направлении. Воспитательная система школы «Школа творческого взаимодействия» взяла за идею философские размышления древнекитайского мыслителя  Конфуция: «Того, кто действительно мудр, ничто не поставит в тупик. Тот, кто другому желает добра, никогда не будет несчастлив. Того, кто действительно смел, не в силах ни что испугать».

          Системообразующим фактором воспитательной системы школы является совместная деятельность, обеспечивающая гармоничное развитие личности по трем основным векторам восхождения: мудрость, доброжелательность, смелость, которые являются основой характера каждого человека, а хорошо сбалансированные качества личности выступают надежной основой принятия достаточно обоснованных решений, успешности ее поведения и деятельности.      

          Главная задача школы –содействие становлению личности, обладающей основными базовыми ценностями и способной к саморазвитию и самосовершенствованию

      Ученическое самоуправление, являясь эффективной формой, также способствует становлению личности ребенка и позволяет организовать жизнедеятельность коллектива учащихся в соответствии с их интересами, а также способствует приобретению ими значимого социального опыта, формированию ценностного отношения.

       Педагогическая поддержка и доверие позитивно сказываются на общем развитии личности, результатах социального становления, а законы и традиции школы становятся своеобразными нормами организации жизнедеятельности, ее нравственными ориентирами.

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В Концепции модернизации российского образования до 2020 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Основное предназначение ученического самоуправления– удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Цель программы– создание благоприятных условий для формирования творческой, социально-активной личности, способной к самореализации, самоутверждению и саморазвитию на основе приобщения к общечеловеческим ценностям.

Предмет исследования– ученическое самоуправление.

Субъекты ученического самоуправления.

Реализация данной программы включает в себя:

  • Работу с ученическим коллективом.
  • Работу с педагогическим коллективом.
  • Работу с коллективом родителей.

Задачи ученического самоуправления:

  • предоставить учащимся реальную возможность участия в управлении школой;
  • создать условия, способствующие защите прав учащихся, их           социализации и адаптации в обществе;
  • стимулировать учащихся к социальной активности и творчеству с              учетом их потребностей и интересов;
  • способствовать формированию осознанной гражданской позиции и  ценностного отношения к себе и окружающим;
  • способствовать расширению лидерского и гуманитарного опыта детей и подростков.

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – аналитический:

  • анализ и диагностика состояния работы по развитию УС в классах.

2 этап – организационный:

  • формирование общественного мнения о значимости и необходимости УС путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов УС;
  • изучение общественного мнения о возможной модели УС, путях ее разработки и совершенствования;
  • организация учебы актива и педагогов.

3 этап – реализация и развитие системы УС:

  • отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «УС – педагогический коллектив»;
  • участие органов УС в художественно – эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях;
  • создание собственных программ деятельности УС.

4. этап  мониторинг реализации и развития программы:

  • оценка личностного роста обучающихся;
  • уровень сформированности ученического коллектива.

Принципы построения ученического самоуправления:

  • добровольности;

открытости и доступности;

  • непрерывности и систематичности;
  • равноправия и сотрудничества;
  • самоактуализации;
  • педагогического сопровождения.

Функции ученического самоуправления:

  • Изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни.
  • Представляет позицию учащихся в органах управления школой.
  • Разрабатывает предложения по совершенствованию жизнедеятельности детского общественного объединения и школы в целом.
  • Содействует реализации инициатив учащихся в различных направлениях деятельности.
  • Участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей.
  • Содействует защите прав учащихся.
  • Помогает осознанию ответственности за дела и судьбы людей.

Формы ученического самоуправления:

  • ученическая конференция;
  • выборы Лидера;  
  • Совет школы;
  • Совет дела;
  • Совет отряда;
  • Актив класса;
  • Другие формы…

Модель ученического самоуправления опирается на:

  • основные нормативные документы школы;
  • реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся, педагогов и имеющихся условий;
  • сложившуюся воспитательную систему школы.

Отличительные признаки модели:

  • отработанность структуры самоуправления;
  • возможность вовлечения в процесс самоуправления детей разных возрастных групп;
  • преемственность между начальной, основной и старшей школой.

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

Нормативно–правовое  обеспечение.

Правовой основой развития ученического самоуправления являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Устав общеобразовательного учреждения.
  • Положение об ученическом самоуправлении.
  • Положение об ученической конференции.
  • Положение о выборах.
  • Положение об управлении общеобразовательным учреждением.
  • Положение о школьном ученическом самоуправлении «УСПЕХ» МБОУ СОШ №24.

Структура школьных органов самоуправления.

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе и в школе. В МБОУ СОШ №24 сложилась определенная структура самоуправления.

Более 11 лет школа реализует совмещенную административно-игровую модель– это сочетание двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии. В игровой процесс включены все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а администрирование позволяет осуществлять формально-правовое самоуправление, тем самым реализуя гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения.

Сферы деятельности органов ученического самоуправления определяются исходя из 10 базовых национальных ценностей российского общества, описанных в федеральных государственных образовательных стандартах, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и получают свою реализацию через организацию демократического уклада школьной жизни, создание правового пространства школы.

Уровни ученического самоуправления

Первый уровень – классное ученическое самоуправление.

Второй уровень – ученическое самоуправление по возрастным     ступеням:

1–4-е  классы:  игра-путешествие по стране «Лукоморье»;

5–7-е классы: дружина «Новое поколение»;

8–11-е классы: союз старшеклассников.

Третий уровень – школьное ученическое самоуправление –  “УСПЕХ ”».

Ведущие виды деятельности, в которые включаются школьники во внеурочное время: это познавательная, общественно-полезная, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная и информационная деятельность.

В школе создается единый план воспитательной работы с участием педагогической, родительской и ученической общественности. В нем определяются мероприятия, исполнителями которых являются органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.

       Однако не всегда избирается академический стиль для составления свода правил и требованийк работе органов самоуправления. Нередко они формулируются в форме заповедей, мудрых советов, призывов, поэтических мыслей, пословиц и поговорок:

  • Где хотенье, там и уменье.
  • После дела за советом не ходят.
  • Доброе дело само себя хвалит.
  • Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.
  • Чужим умом богат не будешь.
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Без корня и полынь не растет.

Принципами организации самоуправления

являются следующие советы:

  • Обдумай задание, оцени его реальность.
  • Определи этапы и сроки выполнения задания.
  • Отвергая, предлагай.
  • Сделав, проанализируй.
  • Помни: вместе мы – сила.

Достижение цели осуществляется по следующим направлениям деятельности ученического самоуправления:

Общее направление деятельности

Совет

Содержание

Познавательное

Научный

  • организация интеллектуальных игр,          содействие движению «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», аукционов знаний;
  • организация предметных недель в школе совместно с методическими объединениями учителей;
  • организация сотрудничества со школьным музеем;
  • организация сотрудничества с научным обществом учащихся «Поиск»;

Информационное

Реклама и информация

  • информирование школьников о школьных событиях;
  • выпуск поздравительных открыток, информационных бюллетеней, буклетов, флаеров;
  • оформление информационного стенда в фойе школы;
  • участие в конкурсах социальной рекламы;
  • участие в конкурсах буклетов, плакатов,видеороликов;
  • сотрудничество со школьным прессцентром «Ритм»:
  • участие в выпуске школьной газеты «Новое поколение»;
  • ведение отдельных страниц школьного сайта;
  • работа в школьной видеостудии «Кадр»

Культурно-  досуговое

Культура

  • содействие в организации досуговой, клубной, студийной деятельности учащихся;
  • организация творческих событий;
  • организация Дней погружения;
  • оказание консультативной помощи классам в подготовке традиционных школьных дел и праздников

Трудовое

Право и порядок

  • защита и отстаивание прав учеников школы;
  • контроль исполнения законов школы.
  • посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;
  • организация дежурства по школе, субботников;
  • проведение рейдов по проверке сохранности школьной мебели, книг, по проверке сменной обуви, внешнего вида учащихся;
  • обеспечение порядка во время перемен и мероприятий

Спортивно-оздоровительная

Спорт и здоровье

  • организация и проведение различных акций и массовых мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • содействие движению «ГТО»

Гражданско-патриотические

Патриотизм и социум

  • Проведение акций милосердия;
  • Организация работы с престарелыми людьми,  инвалидами, детьми сиротами.
  • Участие в вахте Памяти;
  • Участие в создании книги Памяти по увековечиванию имен ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, ветеранов труда.

Сюрприз

Праздник

  • Организация сюрпризов и КТД;
  • Участие в  создании проекта «Учитель – это судьба»
  • Подготовка поздравительных открыток к Дню Рождению;

Структура органа ученического самоуправления

Общешкольная конференция

Совет школы

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Работа ученического самоуправления строится на основе методики Н.П. Капустина, которую он называет «рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления». Ключевые положения данной методики можно соотнести с основными этапами управления: анализ, планирование, организация, контроль, коррекция, мониторинг и снова анализ. Все этапы реализуются в течение определенного промежутка: года, четверти, полугодия, но чаще всего – это месяц. Сбор информации и ее анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления. После проведенного КТД в классных коллективах проводится анализ проведенного дела, учащиеся анализируют и оценивают деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На заседаниях Совета школы проводится обобщенный анализ КТД, разбираются причины недочетов, подводятся итоги. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Планирование

Качественное планирование – залог успеха в достижении поставленных целей. Планирование осуществляется на различную перспективу.

Во-первых, план  на год. Он формируется с опорой на традиционные коллективные дела школы, а также учитывает специфику (знаменательные события, памятные для страны, для региона, для города, для школы даты) предстоящего учебного года и, самое главное, – учитывает результаты проведенного анализа.

Во-вторых, это планы заседаний Советов ШУС.

В-третьих, это планы детских объединений по интересам.

Наконец, это планы классных коллективов.

Все виды перечисленных планов соотносятся между собой, не противоречат и не мешают друг другу. В планировании участвуют все члены классных коллективов – классные органы на общешкольном уровне – общешкольные органы самоуправления.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ  САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Из всего существующего многообразия воспитательных технологий как совокупности форм, методов, способов, приемов и средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели, мы, прежде всего, при-меняем следующие:

  • технологию КТД И.П. Иванова;
  • технологию социального проектирования;
  • технологию исследовательской деятельности;
  • личностно-ориентированную технологию;
  • технологии здоровьесберегающие;
  • технологию деловой игры;
  • дискуссионные технологии;
  • музейные технологии;
  • библиотечные технологии;
  • шоу-технологии.

Социальное партнерство

Модель ученического самоуправления, разработанная и реализуемая в школе, по замыслу должна обеспечить хорошую стартовую площадку для формирования творческой, социально-активной личности, способной к самореализации, самоутверждению и саморазвитию. И в этом нам помогает открытость школы, консолидирующей все имеющиеся социальные институты вокруг решения поставленных задач.

Детское общественное объединение «Успех»“ работает в тесной взаимосвязи с ДДТ «Созвездие».На соревновательной основе школьники участвуют в различных конкурсах, слетах, акциях, встречах, праздниках, проектах и других значимых делах.

Волонтерский отряд  «Золотое сердце»  - являются  участником волонтерского движения «Волонтеры России» и «Волонтеры Кубани», активно сотрудничает  с молодежным центром  г. Краснодара и Карасунской окружной организацией ветеранов ВОВ. Здесь члены отряда реализуют социальные проекты («Память  поколений», «Теплое дыхание души», «Птичий приют», «Наполним радостью сердца», «Большая  помощь маленькому другу»  и другие).

Взаимодействие с другими детскими и молодежными

организациями и объединениями.

«Добрый юг»

                                                   Ожидаемые результаты.

Результативность данной программы  подтверждается результатами мониторинга развития ученического самоуправления, а также исследованиями, направленными на изучение комплекса знаний, умений и навыков, которыми обладают выпускники нашей школы.

1. Воспитание лидеров в классах, школе, обладающих навыками само-организации, самоуправления, проектной организационной и аналитической грамотностью и культурой.

2. Умение ребят вести диалог со сверстниками и строить отношения в коллективе.

3. Овладение учащимися знаниями конституционных прав, нормативных документов.

4. Действующие органы самоуправления во всех классах.

5. Успешно действующие органы ученического самоуправления разновозрастных общественных объединений МБОУ  СОШ №24.

6. Раскрытие творческого потенциала, формирование готовности к социальным действиям у обучающихся.

7. Появление новых проектов, направленных на улучшение жизни в классе, школе, городе.

8. Желание стать успешным человеком, гражданином своего Отечества у каждого учащегося.

Ежегодный анализ результатов развития школьного самоуправления показывает, что возросла общественная активность обучающихся, ребята учатся не только планировать, рассчитывать свою предстоящую деятельность, предвидеть ее результаты, но и доводить начатое дело до конца. Школьники высказывают свое мнение, отстаивают его, предлагают и находят рациональные приемы работы, проявляют смекалку и изобретательность. Полноправное ученическое самоуправление дает ребятам рычаги влияния не только на свою собственную жизнь в школе, но и на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге – на направление развития школы.

В школе сложилась определенная структура управления детским коллективом. Включение учеников в процесс управления школой позволило повысить значимость тех общественных дел, которые раньше вызывали формальное отношение.

Ученическое самоуправление – не самоцель, а средство достижения цели, составляющая в системе воспитательной работы школы, основанная на гуманизации отношений. Решая задачи функционирования ученического самоуправления, мы создаем условия для развития личности в современной развивающейся школе, выполняем задачи, определенные в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Список литературы

1. Байкова Л.А. Гребенкина О.В. Еремкина О.В. и др. Методика воспитательной работы. – М. 2012.

2. Бочкарев В. Внутришкольное управление и самоуправление: первые итоги // Народное образование.–2010.– №8.

3. Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель», 2015.

4. Гражданское образование в российской школе. М.: Артель, 2012.

5. Демократическая школа // Права и нормы. – 2015. – №1.

6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Т. Организация дополнительного образо-вания детей –. М.: Туманит; Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.

7. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. Из опыта работы. М., 1982.

8. Из опыта работы организации ученического самоуправления в обще-образовательных учреждениях г. Москвы // Классный руководитель.–2003.– №8.

9. Калиш И., Прутченков А. Типичные ошибки ученическогосамоуправ-ления // Народное образование.–2007.– №7.

10. Левин Я. Школьное самоуправление // Народное образование.–2010.– №2.

11. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. Под редакцией Е.А.Левановой / М.: Педагогическое общество России, 2013.

12. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. – М. АРКТИ, 2015.

13. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка/ Волгоград: Учитель, 2017. .

14. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправ-ления в образовательных учреждениях Министерства образования и науки Российской Федерации.

15. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 2002.

Принято на заседании                                                                                      УТВЕРЖДЕНО:

Школьного ученического самоуправления                                  Директор    МБОУ СОШ №24      

МБОУ СОШ № 24                                                                         ___________  Иванченко Л.В.

20.10.2018  Директор МБОУ СОШ №24

План работы

школьного (ученического) самоуправления МБОУ СОШ №24

на 2018-2019 учебный год.

месяц

Мероприятие

Ответственный из

числа активистов ШУС

 Примечания

октябрь

1. Сбор членов Совета ШУС.

2. Знакомство с положением о  Совете ШУС.

3. «Славлю тебя, учитель!» участие

    в  проведении концерта ко Дню  учителя.

4.Выборы лидера ШУС

5. Составление плана ШУС на год.

6. Участие в подготовке и  проведении КТД,    

    «Посвящение в первоклассники».

7. Участие в подготовке и  проведении КТД,  

   «Посвящение в  пятиклассники».

8. Формирование активных комитетов ШУС

9. Участие в мероприятии в честь 225- летия города Краснодара «Мы в этом городе живём, мы этот

 город знаем».

10. Участие в акции «Уроки добра»

11.Организация 10-ми классами концерта к дню учителя

12. Участие в осенней школе актива

Рязанов 9 «Б»

Львов 9 «Б»

Фалина 9 «Б»

Активисты ШУС

ноябрь

  1. Участие и проведение акции ЗОЖ

2. Участие в подготовке и  проведении  

     КТД  7 классов «Осенний листопад»

3.  Организация выставки посвященной

    Дню матери «Моя мама лучше всех!»

4. Организация контроля над качеством  

     уборки закрепленных территорий

5..   Начало поисково-просветительской

   экспедиции по пятому маршруту

«Молодое имя  Кубани»

6. Ежеквартальная тематическая игра

«Что?Где?Когда?»

7. Анонимный опрос учащихся на наличие у них      

         вредных привычек

8. Проведение дискотеки для учащихся 8-11 классов

             «Осенний бал»

Рязанов 9 «Б»

Мохин 9 «Б»

Все активисты ШУС

Львов и

Рыбалкин

декабрь

1. Участие в подготовке и  Проведении    

     КТД 4 классов «Россия! Русь!»

2. Участие в подготовке и  проведении

     КТД  8 классов «Под небом  России!»

3. Подготовка  актового зала и школы к

     Новогодним праздникам.

4. Выпуск новогодних газет. ( 5-11 классы).

    Выставка Новогодних рисунков для 1-4 кл.

5. Организация Новогоднего концерта

     для  инвалидов и малоимущих детей.

6. Организация Новогоднего концерта

    для   пенсионеров с участием  депутата.

7. Организация Новогоднего праздника

     для   детей 1-8 классов и Новогодней

     дискотеки для учащихся 9-11 классов.

8.  Участие в  акции «Поможем братьям    

      нашим меньшим»

9. Сбор конференции ШУС

Активисты ШУС.

Рязанов А.

Львов Д.

Мохин10 «А»

Фалина Милена,

Артемова Анна

Рыбалкин 10 «А»

январь

1. Подготовка праздника старшеклассников  

    «Татьянин день».

2. Игра – конкурс «Крокодил».

3. Агитбригада «Мы за ЗОЖ» .  Участие в   месячнике «В здоровом теле –здоровый дух»

4. Пресс-конференция.Политические дебаты

Активисты ШУС

февраль

1.  Участие в организации военно –    

     патриотического  конкурса «Пой, труба,

     про солдатскую славу». 9 – е классы

2. Вечер встречи «Отблеск юности в сердце  

    храни»

3.  Проведение всешкольного шахматного турнира

Активисты ШУС

Все

Состоящие на учёте

Все члены ШУС

Поперечная Алёна

Фалина и Артёмова

март

1. «  Девочки красавицы, умницы-разумницы»

     КТД   3 –е   классы. ( организация)

2. Концерт «Милым и дорогим»,

посвященный   8 марта (участие)

3. КВН

4. День борьбы с курением. Тематические стенгазеты

Рязанов 9 «Б»

Львов 9 «Б»

апрель

1.Участие в организации в  КТД                  

   «Знакомьтесь, это мы!» 2-е классы.

2. Участие в организации КТД «Живи родник,  

    живи!»  6 - е классы.

3. Участие  в организации отчетного

    концерта «Улыбки весны».

4. Участие в окружном Слете ученических самоуправлений

5. Организация дня самоуправления

6. Организация дня без школьной формы

Активисты ШУС

май

  1. Участие  в организации праздника

   «Прощание с начальной школой!»

2. День самоуправления

3. Участие в организации праздника  

   «Поклонимся великим тем годам».

4. Участие в организации линейки «Вот и кончаются школьные годы».

5. Подведение итогов работы органов ШУС.

6. Проведение дня без формы.

7. Капсула времени

Состоящие на учёте

Активисты ШУС                                                                                

июнь

1. Открытие первой лагерной смены.

2. Акция «Дети – цветы жизни», посвященная  

    Дню защиты детей.

3. Выпускной вечер «Школьное детство мое    

уходящее».

4. Выпускной вечер «И миг прощания  

    прекрасен».

Активисты ШУС

июль

1. Организация посещений концертов и ярмарок ко дню Семьи, любви и верности.

Активисты ШУС

август

1. «Гостиная  для друзей»

Кравцов Артем

сентябрь

1. Конкурс детских рисунков «Голубь мира»

2.  Смотр классных уголков.

3. Распределение ответственных по секторам

4. Проведение «Недели безопасности», в связи с годовщиной трагедии в г. Беслан

Рыбалкин. Н

Львов. Д

Программа волонтерского отряда «Золотое сердце».

Актуальность.

Молодежные и детско-юношеские организации в России развиваются очень стремительно. В последнее время приобретает актуальность такое направление общественной деятельности как волонтерство. Дети – это члены общества, которые нуждаются в помощи. При этом забывается, что дети – будущие граждане, и формирование социально ответственного гражданского общества невозможно без активного участия юного поколения в общественно полезной деятельности.

Волонтерское движение набирает обороты именно в связи с добровольческой деятельностью, не навязанной извне. Быть свободными, самим решать, чем они хотят заниматься, но при этом участвовать в социально значимой деятельности – это то, чего хотят современные дети и молодежь.

     В нашей  школе волонтерское движение существует уже четвертый год и непрерывно развивается. Изначально старшеклассники принимали участие в благотворительных акциях, организованных Красным Крестом, и такие акции носили стихийный характер. Но видя их активность и желание помогать людям, было принято решение о создании волонтерского отряда на базе школы.

Программа волонтерского отряда «Золотое сердце» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли волонтеров. Занятия по данной программе предполагают использование личностного и персонифицированного подходов, которые нацеливают на учет особенностей учащихся и на развитие их способности сопереживать окружающим. Эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связь с ближайшим социальным окружением.

Целями программыявляются следующие:

1. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

2. Содействие развитию и раскрытию ценностного, коммуникативного и творческого потенциалов детей.

3. Привлечение учащихся к решению социально значимых проблем.

4. Развитие волонтерского движения в  школе,

Для достижения целей были определены такие задачи:

  • способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся и стремления заботиться о своем здоровье;
  • содействовать развитию и совершенствованию навыков уверенного, безопасного поведения и культурного общения;
  • показать преимущества здорового образа жизни на личном примере;
  • пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);
  • сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
  • возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;
  • создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде, предоставляя подросткам информацию о здоровом образе жизни.

Участники проекта: учащиеся 7–11-х классов, классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители, социальные партнеры.

Реализация проекта.

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители не только СОПРОВОЖДАЮТ учащихся-волонтеров на протяжении всего проекта, а ЯВЛЯЮТСЯ его полноправными участниками, на практике реализуя принцип сотрудничества, взаимоподдержки и взаимопомощи. Вместе составляют и реализуют план добровольческой деятельности, состоящий из акций различной тематики.

Таким образом, характеризуя волонтерство как социально-педагогический феномен, важно отметить, что:

  • оно способствует изменению мировоззрения самих членов волонтерского сообщества и тех, кто рядом;
  • приносит пользу как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольной деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и само-уважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества;
  • в роли мотива для волонтерской работы часто выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества;
  • волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.

      Главной задачей такой деятельности на базе школы должно быть приобретение таких качеств, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация. Помимо этого, к перечисленному можно добавить и такие качества:

  • способность быть лидером;
  • любознательность;
  • эмпатию (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека);
  • доброжелательность;
  • проницательность;
  • позитивность, оптимизм.

За несколько лет наблюдений за волонтерами школы  можно выделить следующие умения, которые они приобретают:

  • принимать решения;
  • вести за собой;
  • расположить к себе собеседника;
  • слышать и слушать;
  • организовать взаимодействие в группе.

Происходящие изменения в учениках происходят благодаря педагогической помощи им в формировании и обогащении субъектного опыта саморазвития, которая включает в себя такие составляющие:

  • стимулирование желания (мотивации) ребенка заниматься саморазвитием, формирование потребности в этих занятиях;
  • помощь ребенку в освоении и применении знаний, умений и навыков планирования, организации, анализа деятельности по развитию самого себя;
  • поддержка усилий ребенка в развитии волевых качеств, рефлексивных способностей, самопроцессов;
  • развитие у учащихся нравственной направленности как ценностного наполнения содержания, форм и способов процесса саморазвития;
  • создание в образовательной организации и ее структурных под-разделениях условий для развития и проявления инициативы, самодеятельности и самоуправленческих начал, поддержки самодетерминированной активности учащихся;
  • учет субъектных проявлений детей в жизнедеятельности образовательной организации и ее структурных подразделений.

Потенциал волонтерской деятельности представлен персональными ресурсами (ценностными, когнитивными, деятельностными, коммуникативными, эмоциональными, культурологическими и организационными), актуализируемыми именно волонтерской деятельностью, сущностносовпадающими с компонентами субъектной позиции и составляющими ее формирующий потенциал. Для того, чтобы потенциал волонтерской деятельности стал ресурсом социального воспитания учащихся, его необходимо активизировать, то есть перевести в более высокое деятельностное состояние, что вызывает необходимость выявления педагогических условий организации волонтерской деятельности в школе как ресурса социального воспитания молодежи.

Выделяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что содержание волонтерской деятельности активизирует ресурсы персоны ребенка, способствуя проявлению его субъектности. Ценностная составляющая волонтерской деятельности обеспечивает необходимую пригодность волонтера, осуществление добровольного, ответственного выбора целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного участия. Приобретенные в волонтерской деятельности знания и умения способствуют изменению отношения как к волонтерству в целом, так и к себе как субъекту этой деятельности. Поэтому наши учащиеся выступают в социальных акциях различной направленности:   благотворительных, творческих, информационно-просветительских, органи-зационных, обучающих, экологических. Вариативность содержания предлагаемых акций позволила учащимся делать выбор, как направления волонтерской деятельности, так и меры своего личного участия в ней. Учениками школы  был организован отряд волонтеров, где они самостоятельно обсуждают план и осуществляют разработку акций. Знания и умения, приобретенные в такой деятельности, меняют отношение как к волонтерству, так и к самому себе, играющему субъектную роль в такой деятельности. Здесь в полной мере формируются инициативность и опыт ответственного взаимодействия.

Второе педагогическое условиесвязано с актуализацией потенциала волонтерства в учебной и внеучебной деятельности, что позволяет расширить пространство самосознания учащихся, проявления себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развить устойчивое ценностное отношение к такой деятельности, обеспечить самостоятельность в принятии решений, предоставить возможность для профессионального самоопределения, самоутверждения, самораскрытия, самореализации. В учебной деятельности это проявлялось посредством углубления содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана или посредством дополнения учебного плана специальными курсами и другими видами деятельности. В учебной деятельности пока данное педагогическое условие проявляется не очень уверенно. Волонтеры учатся проводить различные                   тренинги, изучают процесс становления и развития волонтерства на Западе, работают с информационными источниками. Хотелось бы в будущем привлечь волонтеров к разработке теоретического курса, направленного на самообразование и исследовательскую работу волонтеров.

Выполнение этого условия во внеучебной деятельности связано с обогащением ее содержания общественно полезным смыслом через развитие волонтерского движения. Это организация и проведение социальных акций в школе и за его пределами, участие волонтеров в проводимых волонтерских акциях на уровне города. Участники движения учатся распределять роли и обязанности, ставить задачи и цели, координируют свою работу. В нашем случае можно отметить реализацию социальных проектов. Следует отметить преемственность: передача опыта волонтеров старшего звена младшим посредством проведения совместных мероприятий, где часть разработок акций мы доверяем старшему звену, а младшие выполняют задания.

В качестве третьего важного педагогического условияформирования субъектной позиции учащихся следует выделить организацию этой деятельности на основе социального проектирования. Проектный метод используется в различных видах (учебные, партнерские и самопроекты). Получению навыков волонтерской деятельности способствовало осуществление партнерских проектов на базе волонтерских и благотворительных общественных организаций. В этом году такая работа связана с организацией волонтерского движения России «Волонтеры России» и «Волонтеры Кубани».

Необходимым условием успешности волонтерского движения на базе школы является именно постепенное включение воспитанников в деятельность, общение и передача опыта от старших к младшим. Взаимодействие учащихся среднего звена и так называемых «эталонов для подражания» – старшеклассников – дает не только возможность взаимообогащающего общения, но и служит гарантом прочности организации, ведь в последнее время увеличилось и количество учеников, которые очень активно участвуют в альтернативных мероприятиях.

По нашему мнению, успешность деятельности волонтерского движения заключается в возможности ребят волонтеров самим решать, кому и как они хотят помогать. Это позволяет каждому почувствовать ответственность за происходящее. Задача координатора волонтерских акций – «мягко» направлять работу волонтеров в нужное русло. Чувство значимости, сопричастности, потребности в общении и личный рост привлекают все больше учащихся нашей школ  к участию в проектах и акциях.

С увлечением волонтерством  учащиеся  все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих, осознавая, что они в большей степени овладевают стратегией и опытом собственного развития.

Список литературы.

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого само-развития. – Казань, 2000.

2. Бодалев А. А. О потребности и способности личности к саморазвитию // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Вопросы психологической службы, общения и руководства: Сб. науч. трудов / отв. ред. О.Г. Кукосян. – Краснодар, 1987.

3. Бодренкова Г.И. Добровольчество // Социальная работа. – 2006. – №1.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., дополненное. – М, 2003.

5. Ромм Т.А. Феномен социального в воспитании // Вестник Костромского государственного ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер.гум. наук: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2006. – Т. 12. – №3.

6. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой де-ятельности в социализации студенческой молодежи: дис. … д-ра пед. наук. – Елец, 2011.

7. Шакурова М. В. Методика и технология деятельности социально-го педагога. – М., 2007.

8. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

 УТВЕРЖДАЮ:

Директор    МБОУ СОШ №24      

                                                                                                      ___________  Иванченко Л.В.

 30.08.2018

План мероприятий  

волонтерского отряда «Золотое сердце» МБОУ СОШ №24

№ п/п

Наименование

мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат для школьников

1.

Классные часы о добровольчестве в

1-11классах

февраль

Классные руководители

Узнают о добровольческих движениях России и                   г. Краснодара, о направлениях работы волонтеров.

2.

«Парад проектов». Игра с участием представителей государственных и не государственных волонтерских движений.

Декабрь

Краснова Е.А.

Классные руководители

Узнают о волонтерских акциях, в которых могут участвовать. Создадут школьное движение и спланируют помощь нуждающимся.

3.

Волонтерская акция «Чужих бабушек и дедушек не бывает» Помощь престарелым, ветеранам труда и ВОВ.

март

Краснова Е.А.

«Золотое сердце» волонтерский отряд

Посетят дом престарелых , решат, кому из престарелых будут систематически помогать

4.

«Герои среди нас! Встреча с представителями всероссийского общественного поискового отряда.

март

Краснова Е.А.

Классные руководители

Узнают о спасении пропавших людей, увидят  примеры других экстренных ситуаций, о трудной работе волонтеров.

5.

Акция ко Дню здоровья «Сегодня я спортивный волонтер!»

Агитбригада «Золотое сердце» - «Мы любим ЗОЖ!»

апрель

Учителя физкультуры, классные руководители, отряд волонтеров.

Помогут организовать День здоровья в школе. Узнают о спортивном направлении волонтерской деятельности.

6.

Волонтерская мастерская «Подарок ветерану»

февраль

Краснова Е.А.

Классные руководители

Отряд волонтеров, ШУС.

Сделают своими руками  открытки ветеранам и детям войны. Сладкие подарки от всей школы.

7.

Акции в поддержку животных в приютах «ЕВА», «Краснодог»

     Осень.  

 Весна.

Краснова Е.А.

Классные руководители

Отряд волонтеров, ШУС

Встретятся с представителями зоозащитных движений, Сбор помощи (Корм, медикаменты) для животных. Подготовят социальную рекламу о защите животных.

8.

Акция

«Чистые берега»

Осень.    

Весна.

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех»

Уборка прибрежных территорий  озера Карасун.

9.

«Каким бывает арт-волонтерство?» - игра

Июнь

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех»

Школьники примут участие в игре в качестве волонтеров, дизайнеров, фотографов, организаторов игр. Окажут необходимую помощь в экстренных ситуациях.

10.

«Ты не один!» Акция в поддержку детей сирот в детском доме

Май

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех», Танцевальные коллктивы СОШ №24

Учащиеся подарят детям незабываемый праздник с играми и подарками от всей школы. Покажут праздничный концерт для ребят и всех участников праздника

11.

«Школа волонтера» Игра - треннинг

октябрь

Классные руководители, молодежный центр

Получат новые навыки, повысят личностный потенциал под руководством представителей волонтерских движений города Краснодара.

12.

Волонтерская мастерская  «Трапеза в птичьем приюте»

Зима

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех», классные руководители, родители.

Сделают кормушки для птиц на зиму, разместят на школьной территории и рядом со своими домами.

13

Акция «Давай научу!»

Помощь неуспевающим сверстникам

Ноябрь

Отряд волонтеров «Золотое сердце»,

Учителя предметники

Проведут мастер классы по разным направлениям , получат ответы на интересующие вопросы.

14

Поздравление ветеранов с Днем Победы, раздача горожанам Геогргиевсих ленточек

Май

Отряд волонтеров «Золотое сердце»,

Классные руководители

Участие в праздничных концертах, посвященных Великой победе.

15

Работа по благоустройству пришкольного участка

Октябрь, март, апрель

Классные руководители

Приведут в порядок пришкольные участки, посадят цветы.

16

Пропаганда здорового образа жизни «Мир без вредных привычек»

Выпуск и распространение информационного бюллетеня

«Будьте здоровы!»

Весна.

Осень.

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех», классные руководители,

Агитбригада волонтерского отряда «Золотое сердце», флешмоб.

17

Оказание помощи при проведении традици-онных праздников: День Знаний, День пожилых людей, День Учителя и т.д.

Круглый год

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех», классные руководители,

Помогут организовать мероприятие. Участие в концертных номерах, в акциях.

18

Горячая телефонная линия «Как помочь другу»

Осень

Социальный педагог.

Волонтерский отряд

Подготовка  плакатов, видеороликов, рассказов.получат ответы на интересующие вопросы.

19

«День Самоуправления»

Проведение уроков у учащихся 1–10-х классов

Март

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», классные руководители, учителя предметники.

Попробуют себя в роли учителя.  Проведут уроки по всем предметам.

20

Информационная работа по разъяснению правил ПДД школьникам младших классов

 Май-июнь

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех», классные руководители,

Проведут  игру «Веселый светофорик».подготовят памятки по правилам дорожного движения.

21

Под ведение

итогов деятельности -КТД «Твори добро»

Администрация, родительский Со-вет

Май

Краснова Е.А.

Отряд волонтеров «Золотое сердце», ШУС «Успех»

Представят результаты своей работы в виде творческого проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность»

Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10 – 11 классе. Предлагаемые  методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задани...

Программа развития ученического коллектива «Учимся жить вместе»

Программа деятельности составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5 – 8 классов и рассчитана на четыре года.Программа состоит из четырёх ступеней:1...

Программа развития и социализации учащихся "Мы - вместе" 5 класс

Детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь! Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час. Уильям Блейк. Воспитание – один...

Программа развития классного коллектива "Мы вместе" 10-11 класс

Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание дея...

Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"

Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"...

Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ в процессе организации внеурочной деятельности: "Мы вместе"

Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ составлена для организации сопровождения его в системе дополнительного образования: во внеурочной деятельности. Цель программы: развитие самостоятельной...