Публичное представление педагогического опыта
материал

Маркова Татьяна Андреевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ "СОШ имени А.П. Чехова"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании школьного

Зам.директора по УВР

Директор

методического объединения

МОУ "СОШ им.А.П.Чехова"Петрова

МОУ "СОШ им.А.П.Чехова"Власов

__Руководитель

В.В.

И.И.

ШМО____________Кондратова Т.И.

Протокол №2

Приказ №5

Протокол №1

от "27" августа  2022 г.

от "27" августа2022 г.

от "26" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 3169114)

учебного предмета

«Обществознание»

для 7 класса основного общего образования

на 2022-2023  учебный год

Составитель: Маркова Татьяна Андреевна

учитель истории и обществознания

г.Истра 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности нацио​нальным ценностям.

Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.

Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

—  воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового ​самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

—  развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

—  формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически ​осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;

—  освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

—  создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

—  формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Социальные ценности и нормы
        
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.

        Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.

Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.

        Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.

Человек как участник правовых отношений
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.

Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.

        Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.

        Основы российского права
        
Конституция Российской Федерации — основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права.

        Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.

        Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.

Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

        Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха.

Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.

        Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность.

Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

        Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
        
Гражданского воспитания:
        
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

        Патриотического воспитания:
        
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

        Духовно-нравственного воспитания:
        
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

        Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:         осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
        
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
        
умение принимать себя и других, не осуждая;
        
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

        Трудового воспитания:
        
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

        Экологическое воспитания:
        
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимо​связи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

        Ценности научного познания:
        
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

        Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
        
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;         способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
        
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение

учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
        
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
        
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
        
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
        
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
        
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
        
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
        
Базовые логические действия:
        
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
        
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
        
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
        
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
        
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;         выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
        
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
        
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи​более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

        Базовые исследовательские действия:
        
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
        
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
        
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
        
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению

особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
        
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;         самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;         прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

        Работа с информацией:
        
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
        
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм  представления;
        
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
        
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
        
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
        
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

        2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
        
Общение:
        
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
        
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
        
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;         понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
        
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
        
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
        
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
        
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

        Совместная деятельность:
        
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
        
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
        
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);         выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
        
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

        3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
        
Самоорганизация:
        
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
        
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
        
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
        
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
        
делать выбор и брать ответственность за решение.

        Самоконтроль:
        
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
        
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
        
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
        
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
        
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
        
оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Социальные ценности и нормы

—  осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;

—  характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы

и их роль в жизни общества;

—  приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

—  классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;

—  сравнивать отдельные виды социальных норм;

—  устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;

—  использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;

—  определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;

—  решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

—  овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;

—  извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;

—  анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ​социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, ​соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;

—  оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;

—  использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;

—  самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);

—  осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек как участник правовых отношений

—  осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;

—  характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;

—  приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность

правонарушений для личности и общества;

—  классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;

—  сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

—  устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;

—  использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);

—  определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

—  решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);

—  овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

—  искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

—  анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

—  оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;

—  использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни

для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

—  самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;

—  осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Основы российского права

—  осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;

—  характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;

—  приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;

—  классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);

—  сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;

—  устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных
неимущественных отношений в семье;

—  использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;

—  определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;

—  решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

—  овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах,
правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

—  искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

—  анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ​социальную информацию из адаптированных источников(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;

—  оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

—  использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

—  самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);

—  осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы

1.1.

Социальные ценности

2

0

0

01.09.2022 16.09.2022

Осваивать и применять знания о социальных ценностях: находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный текст известными фактами;
Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие): описывать ситуации конкретного содержания;
Приводить примеры гражданственности и патриотизма: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и видеофрагментах, привлекать собственный опыт; Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей своё отношение к явлениям социальной действительности: выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Содействовать формированию традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностей; готовности руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций;
Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7/

1.2.

Социальные нормы

2

0

0

22.09.2022 30.09.2022

Осваивать и применять знания о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения: различать в описании жизненных ситуаций отдельные виды социальных норм (в том числе традиции и обычаи, нормы этикета, религиозные нормы); Приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм: отбирать соответствующие ситуации на основе иллюстраций и описаний;
Использовать полученные знания для объяснения (устно- го и письменного) сущности социальных норм: формулировать суждения и приводить аргументы на основе
предложенных учителем социальных фактов;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем;
Решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий на основе социальных норм;
Способствовать осознанию принятых в обществе правил и норм поведения и готовности следовать им в повседневной жизни;
Выбирать, анализировать, интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Тестирование;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7/

1.3.

Мораль и
моральный выбор.

Право и мораль

8

1

1

06.10.2022 25.11.2022

Осваивать и применять знания о морали и праве: читать и интерпретировать информацию, представленную в предложенных учителем источниках;
Характеризовать особенности моральных норм и их роль в жизни общества: называть признаки морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально-нравственных позиций, показывать с помощью фактов социальной действительности регулирующую роль морали;
Искать и извлекать информацию о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора: выявлять соответствующие сведения из разных адаптированных источни- ков (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека: выполнять задание к предложенному учителем фрагменту;
Оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию, касающуюся гуманизма, гражданственности, патриотизма, из предложенных учителем источников. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность; Приводить примеры ситуаций морального выбора: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и контекстных задачах;
Классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы: составлять таблицу (схему);
Сравнивать право и мораль: устанавливать общее и различия, заполнять сравнительную таблицу;
Устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека: описывать взаимосвязь морали и права с социальным порядком и благополучием;
Используя обществоведческие знания, формулировать выводы о роли права в обществе, подкрепляя их аргументами: аргументированно объяснять значение права в жизни человека, общества и государства;
Использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты;
Самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную): составлять простейший документ (заявление). Содействовать формированию внутренней позиции личности; Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Устный опрос; Контрольная
работа;
Практическая работа;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7/

Итого по разделу

12

Раздел 2. Человек как участник правовых отношений

2.1.

Правоотношения

3

0

1

01.12.2022 23.12.2022

Осваивать и применять знания о сущности права, правовых нормах: анализировать
текстовую и аудиовизуальную информацию, содержащуюся в учебном тексте и
предоставленных учителем источниках;
Характеризовать право как регулятор социальных отношений: описывать особенности правовых норм;
Приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями: описывать поступки (поведение) человека (группы);
Сравнивать правоспособность и дееспособность: устанавливать основания для сравнения, отбирать приведённые в тексте описания;
Устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаи- модействия гражданина и
государства, между правовым поведением и культурой личности: описывать правовое поведение как показатель культуры личности;
Использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе: формулировать суждения на основе социальных фактов;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека: выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях, регулируемых правовыми нормами, аргументированно объяснять роль правовой оценки поведения человека. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции;
Искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете. Функциональная грамотность;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения на поведение людей в социальных
ситуациях, в которых отношения регулируются нормами права;
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Способствовать формированию правовой культуры личности, саморегуляции на основе соблюдения норм права;
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (при моделировании ситуаций, связанных с возникновением правоотношений);

Устный опрос; Практическая работа;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

2.2.

Правонарушения и их опасность для
личности и общества

2

0

0

29.12.2022 30.12.2022

Осваивать и применять знания о правонарушениях и их опасности для личности и общества: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, содержащуюся в учебном тексте и предоставленных учителем источниках;
Приводить примеры, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности: моделировать ситуации, раскрывающие опасность правонарушений для личности и общества;
Сравнивать проступок и преступление: отбирать приведённые в тексте описания, называть особенности, устанавливать основания сравнения;
Использовать полученные знания для объяснения необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение; различий между правомерным и противоправным
поведением: формулировать суждения на основе социальных фактов;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с социальной опасностью правонарушений: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий;
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы при решении познавательных и практических задач;

Устный опрос; Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

2.3.

Защита прав и свобод человека и
гражданина

2

1

0

12.01.2023 13.01.2023

Осваивать и применять знания о правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего): анализировать содержание учебных текстов и
предоставленных учителем источников;
Осваивать и применять знания о правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего): анализировать содержание учебных текстов и
предоставленных учителем источников;
Приводить примеры способов защиты прав ребёнка в Российской Федерации: находить соответствующие факты в предоставленных учителем источниках;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты; преобразовывать текстовую информацию о правах ребёнка в таблицу (схему). Основы функциональной грамотности: читательская грамотност;
Искать и извлекать информацию о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: выявлять соответствующие факты из учебных материалов, предложенных учителем;
Систематизировать информацию о правах ребёнка: составлять план (схему), заполнять таблицу;
Использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности, в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей, для
реализации и защиты прав человека и гражданина: выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты;
Самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную): составлять простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы при решении познавательных и практических задач;

Устный опрос; Тестирование;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

Итого по разделу

7

Раздел 3. Основы российского права

3.1.

Как устроено
российское право

1

0

0

19.01.2023 20.01.2023

Осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах; об отраслях права; о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом, семейном, административном, уголовном праве): находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный текст известными фактами;
Характеризовать особую роль Конституции Российской Федерации в системе российского права: отбирать значимые признаки для характеристики;
Приводить примеры законов и подзаконных актов: находить соответствующие сведения в предоставленных учителем источниках;
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного): отбирать описания, называть особенности;
Классифицировать по разным основаниям нормы права, выделяя их существенные
признаки: устанавливать основания классификации, составлять таблицу (схему);
Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий;
Искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
Анализировать социальную информацию и соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека: анализировать социальные ситуации с точки зрения применения правовых норм гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Устный опрос;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

3.2.

Основы
гражданского права

2

0

0

26.01.2023 10.02.2023

Основы гражданского права;
Характеризовать гражданское право: называть субъектов гражданских правоотношений; различать имущественные права и личные неимущественные права; называть обязанности, вытекающие из права собственности;
Приводить примеры реализации права собственности: моделировать социальные ситуации, связанные с договором купли-продажи и правами потребителей;
Сравнивать имущественные и личные неимущественные отношения, дееспособность малолетних в возрасте 6— 14 лет и несовершеннолетних в возрасте 14—18 лет: составлять таблицу;
Использовать полученные знания для объяснения взаимосвязи гражданской
правоспособности и дееспособности: формулировать суждения на основе социальных фактов;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые гражданским правом: анализировать социальные ситуации, в которых требуется привлечь знания о правах потребителей и договорах купли-продажи, в том числе с участием несовершеннолетних, определять правомерные модели поведения;
Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию из фрагментов Гражданского кодекса о дееспособности несовершеннолетних и малолетних. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Извлекать из учебных текстов информацию о правах потребителя и способах их защиты: проводить поиск и отбор социальной информации из адаптированных источников,
предоставленных учителем;
Извлекать из учебных текстов информацию о правах потребителя и способах их защиты: проводить поиск и отбор социальной информации из адаптированных источников,
предоставленных учителем;
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;
С учётом предложенной задачи выявлять закономерно- сти и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

Устный опрос; Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

3.3.

Основы семейного права

2

0

1

16.02.2023 24.02.2023

Осваивать и применять знания о правовых нормах, регулирующих типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения в семейном праве: называть условия заключения брака в Российской Федерации, права и обязанности детей и родителей, способы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
Характеризовать семейные правоотношения: определять участников, описывать их права; Устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанно- стей членов семьи, традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье: исследовать практические ситуации;
Использовать полученные знания для объяснения значения семьи в жизни человека, общества и государства, для осмысления личного социального опыта исполнения
социальных ролей в семье: формулировать суждения на основе социальных фактов;
С опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения семейных ценностей и правовых норм своё отношение к семейным обязанностям, к отношениям в семье: выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Извлекать и анализировать правовую информацию об условиях заключения брака в
Российской Федерации, о личных неимущественных и имущественных отношениях в семье: выявлять соответствующие сведения из фрагментов Семейного кодекса РФ;
Оценивать социальную информацию с опорой на знания о семейных правоотношениях, факты общественной жизни и личный социальный опыт, формулировать аргументированные выводы о важности семьи в жизни человека, общества и государства: выполнять задания к предложенным учителем фрагментам;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам семейного права: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении;
Использовать полученные знания о нормах семейного права в повседневной жизни для осознанного выполнения социальной роли члена семьи: выполнять проектные задания (индивидуально и в группе);
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты по предложенной учителем проблеме. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности в семье; Использовать в учебной, познавательной и социальной практике освоенные обучающимися межпредметные понятия;

Устный опрос; Практическая работа;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

3.4.

Основы трудового права

2

0

0

09.03.2023 24.03.2023

Осваивать и применять знания о правовых нормах, регу- лирующих типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения в трудовом праве, о содержании, заключении и прекращении трудового дого- вора, о защите прав
несовершеннолетних работников: находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный текст известными фактами;
Характеризовать права и обязанности работника и рабо- тодателя, особенности участия в трудовых отношениях несовершеннолетних: описывать особенности заключения трудового договора, регулирование трудовых отношений с несовершеннолетними;
Устанавливать и объяснять взаимосвязи трудовых правоотношений, прав и обязанностей работника и работодателя: исследовать практические ситуации;
Определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права: формулировать выводы о недопустимости нарушения правовых норм, используя нормы трудового права,
аргументированно объяснять, как они обеспечивают защиту прав работника и работодателя; Решать познавательные задачи, отражающие правовые отношения работника и
работодателя, связанные с рабочим временем и временем отдыха, с заключением и
прекращением трудового договора, в том числе и с несовершеннолетним: анализировать позиции участников, определять конструктивные модели поведения;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Трудового кодекса о содержании, заключении и прекращении трудового договора, о защите прав несовершеннолетних работников. Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность;
Искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере трудового права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность; Приобретать опыт составления простейших документов: составлять заявление о приёме на работу, резюме. Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Устный опрос; Письменный
контроль;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

3.5.

Виды юридической ответственности

2

0

0

30.03.2023 14.04.2023

Осваивать и применять знания о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной), об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; о защите прав
несовершеннолетних;
Характеризовать виды правонарушений и виды наказаний;
Классифицировать виды юридической ответственности по отраслям права и виды
наказаний;
Использовать знания о юридической ответственности и видах наказаний для объяснения социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма и коррупции и необходимости противостоять им;
Определять и аргументировать своё отношение к правонарушениям, формулировать выводы о недопустимости нарушения правовых норм;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса об уголовной и административной ответственности и видах наказаний, об
особенностях юридической ответственности несовершеннолетних. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Анализировать информацию из адаптированных источников о применении наказаний за совершённые правонарушения; систематизировать информацию о юридической
ответственности (в том числе несовершеннолетних) в форме плана;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам административного и уголовного права: выражать свою точку зрения, участвовать в обсуждении;
Использовать полученные знания о нормах административного и уголовного права в практической деятельности, в повседневной жизни для осознанного правомерного
поведения: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты; Формировать правовую культуру, готовность руководствоваться нормами права;
Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников о правовых нормах, определяющих юридическую
ответственность человека, соотносить виды правонарушений и наказания;

Устный опрос; Тестирование;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

3.6.

Правоохранительные органы в Российской Федерации

2

1

0

24.04.2023 12.05.2023

Осваивать и применять знания о правоохранительных органах, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма: называть правоохранительные органы и объяснять их функции;
Характеризовать роль правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости: формулировать соответствующие суждения и аргументы в письменной и устной форме;
Извлекать социальную информацию по правовой тематике: преобразовывать текстовую информацию о правоохранительных органах в таблицу (схему). Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Использовать полученные знания о способах защиты прав человека: анализировать ситуации, связанные с защитой и реализацией прав и свобод человека, и определять, в какой правоохранительный орган в каждом конкретном случае необходимо обратиться;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

Контрольная работа;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

Итого по разделу

11

Раздел 4. Итоговое повторение

4.1.

Итоговое повторение

4

0

1

18.05.2023 26.05.2023

Защита проектов;

Практическая работа;

УМК под
редакцией О.А. Котова, Т.Е.

Лискова
Презентация к
уроку
https://resh.edu.ru/subject/24/7

Итого по разделу:

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.

1

0

0

09.09.2022

Устный опрос;

3.

Социальные нормы как
регуляторы общественной жизни и поведения
человека в обществе.

1

0

0

16.09.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос;

4.

Виды социальных норм. Традиции и обычаи.

1

0

0

23.09.2022

Устный опрос;

5.

Нормы и принципы морали

1

0

0

30.09.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

6.

Добро и зло.

Нравственные чувства
человека. Совесть и стыд

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос; Тестирование;

7.

Практическая работа. Моральный выбор

1

0

1

14.10.2022

Практическая работа;

8.

Моральная оценка
поведения людей и
собственного поведения

1

0

0

21.10.2022

Устный опрос;

9.

Влияние моральных норм на общество и человека.

1

0

0

28.10.2022

 Письменный
контроль;
Устный опрос;

10.

Право и его роль в жизни общества.

1

0

0

04.11.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

11.

Право и мораль.

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос;

12.

Т е с т и р о в а н и е п о т е м е: "Социальные
ценности и н о р м ы "

1

1

0

25.11.2022

Контрольная работа;

13.

Правоотношения и их особенности. Правовая норма.

1

0

0

02.12.2022

Письменный
контроль;
Устный опрос;

14.

Участники
правоотношений.

Правоспособность и дееспособность.

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос;

15.

Правовая оценка
поступков и деятельности человека. Практическая работа.

1

0

1

16.12.2022

Практическая работа;

16.

Правонарушение и юридическая
ответственность.

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос; Тестирование;

17.

Проступок и
преступление. Опасность правонарушений для
личности и общества

1

0

0

30.12.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

18.

Права и свободы человека и гражданина. Гарантия прав и свобод.

1

0

0

13.01.2023

Устный опрос;

19.

Тестирование по теме: "Права и свободы
человека"

1

1

0

20.01.2023

Практическая работа;

20.

Конституция Российской Федерации - основной
закон государства

1

0

0

27.01.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

21.

Физические и
юридические лица в
гражданском праве. Право собственности

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос;

22.

Основные виды
гражданско-правовых договоров.

1

0

0

10.02.2023

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

23.

В а ж н о с т ь с е м ь и в ж и з н и ч е л о в е к а, о б щ е с т в а и г о с у д ар с т в а. У с л о в и я з а к л ю ч е н и я б р а к а.

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос;

24.

Практическая работа.

Права и обязанности детей и родителей

1

0

1

24.02.2023

Практическая работа;

25.

Стороны трудовых
отношений. Их права и обязанности.

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос;

26.

Трудовой договор.

Заключение и
прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха.

1

0

0

10.03.2023

Устный опрос; Зачет;

27.

Гражданско-правовые нарушения и
ответственность.

Административные и дисциплинарные
взыскания

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос;

28.

Преступления и уголовная ответственность.

Юридическая
ответственность
несовершеннолетних

1

0

0

31.03.2023

Письменный
контроль;
Устный опрос;

29.

Структура и функции правоохранительных органов РФ.

1

0

0

07.04.2023

Устный опрос;

30.

Тестирование по теме: "Основны российского права"

1

1

0

14.04.2023

Контрольная работа;

31.

Практическая работа. Проект: Социальные ценности и нормы.

1

0

1

21.04.2023

Практическая работа;

32.

 Проект: Человек, как участник правовых
отношений

1

0

0

28.04.2023

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

33.

 Проект: Основы
российского права.

1

0

0

05.05.2023

Зачет;

34.

 Проект: Кто стоит на страже закона.

1

0

0

12.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 7 кл. Издательство "Просвещение"; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова.

Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
Обществознание. 7 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2013
Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2013
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.gov.ru/
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru/
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru/
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru/
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru/
Economicus . Ru : экономический портал. Проект Института «Экономическая школа»
http://economicus.ru/
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru/
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru/
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru/
Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru/
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочники
Таблицы
Презентации

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

компьютер
принтер
проектор
экран
интерактивная доска



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности в 8 классе

Классный час

Пояснительная записка

Нормативные документы, использованные при разработке программы:

Закон Российской Федерации «Об образовании».

•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования.

•Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель – создать условия, способствующие формированию у обучающихся 8-х классов навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

1)помощь в учёбе и получение новых знаний;

2)проводить разнообразные классные часы;

3) проводить уроки толерантности;

4)внеурочная помощь отстающим детям.

5)воспитать дружный сплоченный коллектив.

6) работа с родителями.

7) научить здоровому образу жизни.

Формирование компетентностей: 

Образовательная: способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества в жизни;

Информационная: способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационных технологий;

Коммуникативная: способность личности к речевому общению и умению слушать (задавать вопросы и формулировать ответы, обсуждать проблемы, комментировать и оценивать высказывания, выражать эмпатию, аргументировать) ;

Личного самоопределения: осмысление своего места в жизни, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, накопление опыта самопознания;

Социально-трудовая: эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия.

Отличительные особенности программы:

Психологические характеристики возраста.

1. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое проявляется в потребности в равноправии, уважении и самостоятельности; в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этим требованием, неудовлетворенность данной потребности обостряют негативные черты кризиса подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым негативным образом - в уверенности подростка в учительской несправедливости.

2. Склонность к фантазированию, некритическому планированию своего будущего.  Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный

авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

3. Стремление экспериментировать, используя свои возможности. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью. Психолого-педагогические особенности учащихся 8 классов, обусловленные физиологическими процессами (начало этапа полового созревания):

- замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы школьнику теперь

требуется больше времени;

- дети часто отвлекаются;

- неадекватно реагируют на замечания, могут вести себя вызывающе, раздражительны,

капризны, их настроение часто меняется.

Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель-предметник должен знать, что данные особенности объективны, они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если найти целесообразные щадящие методы и формы взаимодействия.

Особенности возраста объясняют особенности программы:

- целенаправленное обучение школьников коллективной и групповой деятельности;

- предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности

(проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных

областях знаний, взаимосвязанное с последующим самоанализом;

- подготовка школьников к определению собственного образовательного маршрута.

Формы и методы работы по созданию максимально благоприятных условий для развития и самореализации каждого ребенка:

Диагностические методы:

Изучение, наблюдение, тестирование, беседа, составление характеристик.

Сотрудничество с психологической службой школы для изучения психического состояния

учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.

Организационные методы:

Организация коллектива и органов его самоуправления; регулирование ролей; организация внеклассной работы

Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей учащихся

Коммуникативные методы:

Построение отношений на бесконфликтной основе; переход к доверительным отношениям; ориентация на сотрудничество

Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики

Методы координации и коррекции:

Выработка единых требований к учащимся; коррекция поведения.

Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования

жизни класса во внеурочной деятельности

Методы формирующего воздействия:

Создание проблемных воспитывающих ситуаций; формирование сознания, опыта;

сюжетно-ролевые игры; работа в малых группах; уроки-дискуссии; внеклассные мероприятия.

Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей,

использование активных форм просветительской деятельности.

Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление

конфликтных ситуаций в процессе воспитания.

Учебно-тематический план

Дата

Тема

1

9.09

Урок мира. «Меры безопасности при обращении с огнём» Акция, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

2

16.09

Организационный классный час

3

23.09

День мира. «Психологическая помощь. Телефон доверия" Международный день охраны озонового слоя (с 1994 г. О

4

30.09

Кл. час «Учимся строить отношения»

5

14.10

 Классный час «Зачем нужно заниматься физической культурой»

6

21.10

Классный час  «Будь здоров не болей» — детям о гриппе.

7

28.10

О Российском государстве «Символы Российского государства». Мой безопасный путь в школу

8

4.11

Доброта, Вежливость, дружба.

9

11.11

Беседа «День борьбы с курением»

10

18.11

Мой стиль, моя внешность.

11

2.12

Здоровый образ жизни.

12

9.12

Беседа о  ПДД «Мы – пешеходы»

13

16.12

«Что мешает мне учиться еще лучше»

14

23.12

 Классный час « Почему подросток совершает преступление?»

15

30.12

Классный час «Сыны Отечества — защитники Земли»

16

13.01

Подготовка новогоднего выступления.

17

20.01

Классный час «Интернет, «за» и «против»

18

27.01

«Подвигу народа жить в веках»

19

3.02

Жизнь и творчество А. П. Чехова.

20

10.02

Подготовка выступления на «Чеховской неделе».

21

17.02

Профилактическая беседа по ПДД «Культурный пассажир»

22

3.02

«Как сохранить нашу планету чистой?».

23

10.03

«Правила поведения на воде»

24

17.03

«Опасное селфи».

25

24.03

«Культура общения: сотовый телефон».

26

31.03

Великие люди.

27

7.04

Экскурсия.

28

21.04

Мои права, моя свобода.

29

28.04

Символы Российской Федерации.

30

5.05

День Победы! История героя моей семьи (занятие 1).

31

12.05

День Победы! История героя моей семьи (занятие 2).

32

19.05

День Победы! Посещение обелиска. Встреча с ветеранами ВОВ.

33

26.05

Мои достижения. Подведение итогов учебного года. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...

Публичное представление педагогического опыта

В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...

Публичное представление педагогического опыта

Анализ деятельности по проблеме и результаты....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта

 Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...