Обобщение педагогического опыта
материал

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

«Организация системно – деятельностного подхода

на уроках математики»

учителя математики

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»

КУЛИКОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Страница школьного  сайта:

https://sh3-kovylkino-r13.gosweb.gosuslugi.ru/persony/sotrudniki-177_24.html

Цель педагогической деятельности: повышение качества знаний и интереса  по математике с помощью технологий системно - деятельностного подхода.

Основная  задача - принять обучающегося таким, какой он есть, положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. Ученика необходимо учить учиться.

- Актуальность и перспективность опыта.

Сегодня современная жизнь отличается быстрыми темпами развития и высокой мобильностью. Жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в этом большом потоке информации.

Перед нами – педагогами постоянно стоит вопрос: как же передать свои довольно немалые знания детям, как научить современного подростка, чтобы выйдя из стен школы, он смог продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться? А ответ тут же: нам самим следует саморазвиваться и самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, а учиться и учиться, идти в ногу со временем.

Урок был и остается основной единицей в обучении школьника.   Сегодня в основе урока лежит системно - деятельностный подход как требование новых государственных стандартов. 

 Новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а лишь преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации современных образовательных целей. 

Системно - деятельностный подход на уроках математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Обучающиеся должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, пользоваться математическими понятиями, создавать математические модели, т. е. владеть теми навыками, которые им пригодятся на практике.  

- Условия формирования опыта.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Да-выдов и многие др.). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Особенностью подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.

Выбор темы опыта определён несколькими условиями. Прежде всего, это инновационные процессы, протекающие в современном образовании и диктующие принципиально новые подходы к его содержанию.

Кроме того, данный опыт связан:

- ведущими направлениями работы школьного методического объединения;

- индивидуальной работой над темой по самообразованию («Организация системно-деятельностного подхода на уроках математики»);

- желанием найти решение проблемам, существующим в массовой педагогической практике (прежде всего, возникающим в преподавании математики в основной и старшей школе).

- Теоретическая база опыта.

Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой следующих дидактических принципов:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостности;
  • принцип минимакса;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип вариативности;
  • принцип творчества.

Признавая важность и единство всех принципов, хочу остановиться на некоторых из них. Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Не менее важным представляется креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения.

Задачи учителя в свете Федеральных государственных образовательных стандартов при введении нового материала заключаются не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. А вот знает ли сам учитель, как надо действовать в своей работе, чтобы добиться результата? Учитель вынужден пересмотреть подход к проведению урока: теперь он должен выступать в роли инструктора, куратора, управленца, который создаёт учебную ситуацию (не учебную задачу!), попав в которую обучающийся самостоятельно будет добывать знания, то есть будет открывать понятия, зависимости, свойства и так далее.

  За межаттестационный период разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса: программы общеобразовательных учреждений «Математика  5-6 классы (автор – составитель: А.Г.Мерзляк), программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9 классы» (автор-составитель: Т.А.Бурмистрова), программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы» (автор-составитель: Т.А.Бурмистрова), программы общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа 10-11 классы» (автор-составитель: Т.А.Бурмистрова), программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 классы» (автор-составитель: Т.А.Бурмистрова).

   В работе используются:

  1. Дидактические материалы по математике для 5 класса под ред. Мерзляка А.Г.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса под ред. В.И.Жохова и др.- М.: Просвещение, 2020г.
  3. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса под ред. Зив Б.Г. – М.: Просвещение, 2020г.
  4. Изучение алгебры в 7-9 классах: Кн. для учителя/ Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
  5. Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.-М.:Просвещение, 2018г.
  6. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса под ред. Ю.Н.Макарычева и др.- М.: Просвещение, 2019г.
  7. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса под ред. Зив Б.Г. – М.: Просвещение, 2019г
  8. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса под ред. Зив Б.Г.-  М: Просвещение, 2019г.

9.Математика. Решение задач повышенной сложности. – М.: «Интеллект-Центр», 2018г.

10. Открытый банк задач для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

    Свободно ориентируюсь в современной литературе базовой науки, педагогике, методике.

- Технология опыта.

Преподавание математики представляет собой благоприятную среду для применения системно - деятельностного подхода, так как курс математики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета.

Можно выделить два пути реализации системно -деятельностного подхода:

  1. проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых обучающиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
  2. введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности обучающихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.

При построении уроков на деятельностной основе, где обучающиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Пытаюсь заинтересовать детей в своем предмете, используя дополнительный материал, провожу уроки-лекции, практикумы, уроки контроля знаний и умений учащихся, в 5-6 классах – игровые уроки, использую приемы составления алгоритмов, работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Освоены технологии:

- уровневой дифференциации, с 2017 года;

- исследовательские технологии, с 2017 года;

- технологии развивающего обучения, с 2017 года;

- технология проблемного обучения, с 2017 года.

 Это способствует повышению уровня мотивации учащихся, дает возможность быстро оценивать уровень усвоения материала учащимися. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

  Методов обучения, применяемых при изучении нового материала существует огромное количество. В той или иной степени я использую на уроках практически каждый из них.

1. Наглядные:

- Демонстрации:                                                            

а) предметов и процессов,

б) изобразительных средств наглядности.

- Работа учащихся с раздаточным материалом

2. Словесные: лекции, рассказ, беседа, работа с книгой, работа в группах.

 Интерес  представляет  следующая  таблица.

У учащихся остается в памяти от того, что они…

… объясняют кому-то сами

90 %

… проговаривают в то время, как делают

87%

… обосновывают на личном опыте

78 %

… обсуждают с другими

72 %

… видят и слышат

54 %

… видят

36 %

… слышат

24 %

… читают

15 %

Анализируя данные таблицы и результативность собственных уроков, я пришла к выводу, что долю уроков с использованием работы по группам и парам необходимо увеличивать.

Большое значение в работе уделяю систематичности и оценке знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа обучающихся не остаётся без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке подвожу итоги работы каждого ученика, отмечаю положительные стороны в его работе, указываю на недостатки в знаниях, которые следует устранить самому или с помощью консультантов.

Проверку знаний провожу различными способами, но с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

  На своих уроках добиваюсь высокого уровня познавательной деятельности обучающихся. Использую различные приемы и методы (лекция, беседа, объяснение, работа с книгой), которые способствуют повышению кругозора школьников, развитию желания самостоятельно заниматься самообразованием по моему предмету.

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Библиотека Школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, ресурсы Интернета.

- Анализ результативности опыта.

Разработан диагностический инструментарий: тесты, самостоятельные, контрольные работы, диагностика и мониторинг образовательного процесса.

Развитие интеллектуальных умений посредством системно - деятельностного подхода на уроках математики повышает уровень обученности обучающихся. Осознание ими своих индивидуальных способностей и мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать учебные задачи, стоящие перед ними, определять цель работы и пути её достижения. Использование технологий системно - деятельностного подхода позволило мне добиться  хороших  результатов.

Мои ученики являются студентами ВУЗов, техникумов и средних  специальных учебных заведений,  где математика играет ведущую роль, что подтверждает высокий уровень усвоения программного курса математики. Многие из обучающихся уже закончили учебные заведения, где  изучали математику.

Показателем результативности работы являются результаты государственной итоговой аттестации обучающихся:

1.Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ:

2018 – 2019

учебный год

2020 – 2021

учебный год

2021 – 2022

учебный год

Профильный уровень

55

69

62

Базовый уровень

4,5

Не сдавали

4,1

2.Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ОГЭ:

2018 – 2019

учебный год

2020 – 2021

учебный год

Процент

успеваемости

Средний

балл

Процент

успеваемости

Средний

балл

100

3,7

100

3,6

3.Качество знаний обучающихся по результатам ВПР в 5 классе  2022г. –54 %, в 7 классе – 41%.

Хорошим показателем результативности работы, я считаю, являются результаты республиканской диагностической контрольной работы обучающихся 11 класса, претендующих на получение медали «За особые заслуги в учении», за 2020 – 2021 учебный год: работу выполняли 4 ученика, процент обученности – 100%, качество знаний – 100%, средний балл – 4.

Немаловажным показателем результативности работы как учителя и классного руководителя, я считаю, являются позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся, а именно победы и призовые места в олимпиадах и конкурсах различных уровней:

2018 год

Уровень

Название конкурса

Фамилия, имя учащегося

Класс

Результат

Очные муниципальные мероприятия

Научно-практическая конференция школьников «Моя малая Родина» в номинации «Компьютерные презентации – Традиции и ценности моей семьи»

Горбунов Игорь

11

Призер

Очные республиканские мероприятия

I-ая Республиканская научно-практическая конференции школьников «Первые шаги в науку», номинация «Точные науки»

Ефимкин Максим

8

Победитель

Открытая Республиканская учебно-практическая конференция проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки

Ефимкин Максим

Парецкова Анна

8

10

Призер

Призер

2019 год

Очные муниципальные мероприятия

V муниципальный форум «Одаренные дети», номинация «Вокал»

Музыкально-поэтический фестиваль  - конкурс, посвященный 30-ой годовщине вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана

Голденкова Ксения

Команда детей

11

11

Призер

Победитель

Очные республиканские мероприятия

II-ая Республиканская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку», номинация «Точные науки»

Аношкина Валерия

Ефимкин Максим

7

9

Призер

Призер  

VI Республиканский конкурс учащихся общеобразовательных учреждений «Мир творчества в информации, технике и цифрах», номинация «Искатели»

Ефимкин Максим

9

Призер

IV Республиканский конкурс «Солдатскому мужеству верность храня», посвященный 30-летию вывода Советских войск из Афганистана

Команда детей

11

Победитель

2020 год

Мероприятия в сети Интернет

II Всероссийский конкурс технического моделирования и конструирования «Конструктор – мир фантазий и идей»,  номинация «Свободное конструирование»

Ефимкин Максим

10

Победитель

Очные муниципальные мероприятия

Конкурс детского творчества «В мире детства», номинация «Слово»

Кололейкина Вероника

7

Призер

Межрегиональный уровень

XXVIII отборочный тур Межрегиональной олимпиады школьников «САММАТ - 2020»

Аношкина Валерия

Жиличкина Юлия

8

8

Призер

Призер

2021 год

Мероприятия в сети Интернет

Всероссийская онлайн-олимпиада «Я люблю математику»

Лощилина Яна

Сурдяева Екатерина

Бутылкин Арсений

7

7

7

Победитель

Победитель

Призер  

Всероссийская  космическая викторина «Через тернии к звездам»

Абрамов Иван

7

Победитель

Всероссийская онлайн-олимпиада «Всезнайкино»,  номинация «Алгебра»

Замахин Артем

11

Победитель

Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность»

Сергунов Максим

Мальков Виктор

Лощилина Яна

Чеколаева Алина

Аношкина Валерия

Грезина Дарья

Жиличкина Юлия

Какнаева Мария

6

6

6

6

9

9

9

9

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Очные муниципальные мероприятия

Конкурс творческих работ «Полет к звездам»

Ефимкин Максим

11

победитель

Очные республиканские мероприятия

IV-ая Республиканская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку», номинация «Точные науки»

Ефимкин Максим

11

Призер

Межрегиональный уровень

XXIX отборочный тур Межрегиональной олимпиады школьников «САММАТ - 2021»

Жиличкина Юлия

9

Призер

2022 год

Мероприятия в сети Интернет

Всероссийская онлайн-олимпиада «Всезнайкино»,  номинация «Математика вокруг нас»

Колдина Валерия

6

Победитель

XIII Международная олимпиада «Интеллектуал» по учебному предмету Математика

Аношкина Валерия

10

победитель

Муниципальный онлайн-конкурс творческих работ, посвященный 33-ей годовщине вывода Советских войск из Афганистана

Петрова Полина

8

Победитель

Очные муниципальные мероприятия

Конкурс творческих работ, посвященный Дню воинской славы России

Кололейкина Вероника

8

Победитель

Муниципальный дистанционный конкурс

Конкурс защиты плакатов «Дети против терроризма»

Команда учащихся

7

Победитель

Таким образом, результативность деятельности развития обучающихся  очевидна. Реализация системно - деятельностного подхода в обучении математики  обеспечивает положительную динамику развития каждого обучающегося.

- Трудоемкость опыта.

Работая в современных условиях, встречаем в своей деятельности  ряд противоречий:

  • между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
  • между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Поэтому целью своей профессиональной деятельности считаю:

• овладение обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

• интеллектуальное развитие обучающихся, формировать качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

• научить обучающихся ставить цели и определять пути их достижения;

• формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры.

На школьном уровне в рамках предметных недель МО учителей математического цикла мною были проведены открытые уроки:

28.11.2018г. по теме «Признаки равенства треугольников» в 7 классе

05.12.2019г. по теме «Треугольники» в 5 классе

26.01.2022г. по теме «Решение логарифмических уравнений» в 10 классе.

Мною были разработаны контрольно-измерительные материалы для муниципальных мониторинговых исследований по математике в 2019-2020 и 2021-2011 учебных годах.

- Адресность опыта.

Работая по теме самообразования, я пришла к выводу, что применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в статьях Закона №273-ФЗ "Об образовании в РФ". Думаю, что успеваемость и качество обученности моих обучающихся за последние 5 лет подтверждают это.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые уроки.

На школьном уровне я выступала с докладами:

- 5.11.2020г. по теме «Модель сетевого взаимодействия различных образовательных организаций по профориентации» в рамках педагогического совета «Профориентационная работа в школе в условиях инновационной деятельности»

- 26.01.2021г. по теме «Организация работы учителейматематики по вопросу подготовки и проведения ВПР, системе оценивания, по структуре и содержанию первичных и диагностических работ» в рамках заседания методического совета

- 12.10.2021г. по теме «Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время как важное направление работы с адаренными детьми» в рамках предметной недели математики

- 18.04.2022 по теме «Профессиональная компетентность педагога - необходимое условие повышения качества педагогического процесса» в рамках школьного методического объединения.

Активное участие принимала и на секционных заседаниях в рамках августовской конференции педагогических работников с докладами:

- 26.08.2020г. по теме «Формирование учебной мотивации на уроках математики»

- 29.08.2022г. по теме «Повышение качества образования через использование методов, приемов и педагогических технологий на уроках математики»

Педагогический опыт по теме «Организация системно - деятельностного подхода на уроках математики» рекомендую использовать в работе как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства.

Материалы опыта выставлены на сайте http://nsportal.ru/user/184607

- Общественно-педагогическая активность.

С 2016 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей математического цикла.

С 2017 года – руководителем муниципального методического объединения учителей математики.

С 2021 года – член экспертной группы по проверке аттестационных портфолио учителей математики на первую квалификационную категорию Ковылкинского муниципального района.

В 2021 году являлась членом жюри муниципальной комиссии по проверке РДКР в 10-11 классах по математике.

Ежегодно являюсь членом жюри по проверке Всероссийской предметной олимпиады по математике на муниципальном уровне.

-Участие в инновационных, экспериментальных проектах, площадках

-Принимаю участие в программе «Наставничество» и являюсь наставником по форме «учитель - ученик» с целью оказания эффектиной педагогической помощи в образовательном и воспитательном процессах.

- Участвую в реализации Муниципальной инновационной площадки «Ранняя профориентация как средство самоопределения обучающихся».

По профориентационной деятельности принимала активное участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Образовательный ресурс» с конкурсными работами:

- Разработка классного часа «Я в мире профессий»

- Разработка классного часа «Выбор профессии – дело серьезное»

- Разработка классного часа «Значимость труда в жизни человека»

Приложение. Конспект урока математики в 5 классе.

Тема: Треугольники.

Тип урока: урок изучения нового материала (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий).

Цели:

Предметные: научить классифицировать треугольники по длинам сторон.

Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся классифицировать треугольники по длинам сторон.

Основные понятия: Треугольник, равнобедренный  треугольник​, ​ равносторонний  треугольник, разносторонний треугольник​, периметр треугольника.​

Оборудование: Вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов, размеров, оценочные листы, индивидуальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Методы и формы организации обучения: работа в группах, работа в парах, творческая работа,  фронтальная работа, индивидуальная работа,  выполнение тренировочных упражнений.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности. 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

СЛАЙД 1

- Приветствие. Настрой учащихся на учебную деятельность.

Здравствуйте!

Ровно встали,

Тихо сели.

Головами повертели,

Спинки ваши распрямите,

И друг другу улыбнитесь.

Рот закроем на замок,

Начинается урок.

Ребята, у вас на партах имеется материал для работы на уроке:

1) оценочные листы, куда вы должны будете ставить полученные на каждом этапе урока оценки

2) индивидуальные карточки

3)анкета по уроку

Для успешной работы сегодня на уроке вы должны быть очень внимательными, сосредоточенными, быстрыми. Я думаю, что сегодня как всегда, мы будем работать дружно, и вы получите как можно больше хороших оценок и положительных эмоций.

Запишите число, классная работа.                                

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Посмотрите на доску и скажите:

СЛАЙД 2

 - Что здесь изображено? (геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники)

СЛАЙД 3

- Найдите лишнюю фигуру (Квадрат)

СЛАЙД 4

- Что здесь изображено (Треугольники)

СЛАЙД 5

- А здесь? (Фигуры, состоящие только из треугольников)

- Может быть вы сформулируете тему сегодняшнего урока?

СЛАЙД 6

- Запишите  тему урока: Треугольники.

СЛАЙД 7

- Найдите лишнее слово.

- Сколько сторон в треугольнике?

- Сколько вершин в треугольнике?

- Сколько углов в треугольнике?

- Что мы можем найти для треугольника, если будем знать длины его сторон? (Периметр)

- Как найти периметр треугольника? (Сумма длин его сторон)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причин затруднения.

СЛАЙД 8

Послушайте, какая удивительная история произошла со мной сегодня. Я несла на урок трехэтажный домик с треугольниками. Каждый треугольник жил на своем этаже. Но когда я достала домик из пакета, все треугольники рассыпались (высыпаю на стол  вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов — такие, которые представлены на слайде и лежат на партах у детей).

Теперь они не знают, кто из них на каком этаже живет, ведь их  много и  они такие разные. Давайте поможем им вернуться домой. Но для этого нужно знать название каждого треугольника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Ответы учеников: Можно расселить по цвету.  

Учитель: Да, действительно, здесь вы видите треугольники нескольких цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!)

- Значит, такой вариант нам не подходит. Как еще можно попробовать? (По размеру, потому, что здесь есть большие и маленькие треугольники).

- Действительно, здесь представлены треугольники, отличающиеся друг от друга по длинам сторон.

- Выходит, мы с вами пока не сможем помочь треугольникам? Почему?

- Не знаем, как связано название треугольника с длинами его сторон.

III. Построение проекта выхода из затруднения.  

Итак, наша задача — выяснить  названия треугольников в зависимости от сторон. Этим мы и займемся на сегодняшнем уроке.

СЛАЙД 9

Рассмотрим задание №1

 Измерьте стороны треугольника АВС и запишите результаты измерений:

                                                                         Задание №1

                         В

                                                                   АС =

                                                                   АВ =

                                                                   ВС =

 А                               С             Треугольник АВС - _______________

 - Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все стороны разные, одинаковых сторон нет.)

- Если в треугольнике все стороны разные (нет равных сторон), то треугольник называется разносторонним. (Учащиеся записывают на карточке треугольник АВС – разносторонний.)

СЛАЙД 10

Рассмотрим задание №2

Измерьте стороны треугольника АКМ и запишите результаты измерений:

                                                                         Задание №2

                   К                

                   

                                                                    АК =

                                                                    КМ =

                                                                    АМ =

А                                            М

Треугольник АКМ - ________________________

- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? 

(Две стороны одинаковые, а третья сторона другой длины.)

- Если две стороны треугольника равны, то треугольник называется равнобедренным.

Учащиеся записывают на карточке треугольникАТМ – равнобедренный.

СЛАЙД 11

Измерьте стороны треугольника ОКЕ и запишите результаты измеренийх:

                                                                       Задание №3

               К                                                

                                                                    ОК =

                                                                    ОЕ =

                                                                    КЕ =

     О                            Е

Треугольник ОКЕ - ________________________

- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все три стороны равны.)

- Если три стороны равнобедренного треугольника равны, то треугольник называется равносторонним.

(Учащиеся записывают на карточке треугольник ОКЕ – равносторонний.)

ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Реализация построенного проекта и первичная проверка понимания

СЛАЙД 12

- Давайте вернемся к нашим потерявшимся треугольникам. Мы ведь хотели найти их этаж в доме (беру в руки любой из треугольников на столе, например, равнобедренный).

- Итак, на каком этаже он должен жить?

Определяем вместе, еще раз повторяем его признаки и прикрепляем в соответствующую ячейку. Распределяем все треугольники по этажам.

 ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

СЛАЙД 13

Моделирование (работа в группах)  

В каждой группе на столе лежат наборы разноцветных палочек.

1 группа - Постройте равносторонний треугольник.

2 группа - Постройте разносторонний треугольник.

3 группа – Постройте равнобедренный треугольник.

- Объясните, как вы построили свои треугольники.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

СЛАЙД 14

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (взаимопроверка)

Известны длины всех трех сторон треугольника. Определите его вид.

АВС

АВ = 5 см

ВС = 3 см

АС = 6 см

МСВ

МС = 10 дм

СВ  = 12 дм

МВ = 10 дм

ВСЕ

ВС = 50 см

СЕ = 5 дм

ВЕ = 50 см

разносторонний

равнобедренный

равносторонний

СЛАЙДЫ 15 – 16.

Физминутка.

ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

СЛАЙД 17.

Работа в группах

Задача. Каждой весной  мы занимаемся озеленением школьной территории. В этом году вам предстоит на уроках труда помочь посадить цветы на клумбу, которая имеет форму равностороннего треугольника со стороной 2,5 м. Середину клумбы уже засадили цветами старшие классы, а вы должны посадить цветы по краю клумбы на расстоянии 50 см друг от друга. Сколько цветов вы посадите по краю клумбы?  (В каждой вершине треугольника должен обязательно расти цветок)

СЛАЙД 18.

Треугольник – самозвучный ударный музыкальный инструмент, имеющий форму равностороннего треугольника, по которому ударяют палочкой.

Форма треугольника незамкнутая – один угол остаётся слегка открытым. Это обусловлено акустическими особенностями. Треугольник сделан из стального прута и оснащен палочкой-гвоздем.

СЛАЙД 19.

Мосты, башни, подъемные краны, каркасы зданий, опоры для высоковольтных линий электропередач изготавливают таким образом, чтобы они содержали как можно больше треугольных элементов. Почему так происходит?

Давайте рассмотрим на примерах моделей многоугольников, лежащих на ваших партах.

- Возьмите в руки четырехугольник или шестиугольник. Можно заметить, что мы легко можем изменить форму многоугольников, хотя длины сторон останутся прежними. То есть наши многоугольники деформировались.

- Теперь возьмите в руки треугольники. Что можно заметить?

-Треугольник не изменил форму, т.е. он не подвержен деформации. Поэтому треугольник называют жесткой фигурой.

Из всех многоугольников только треугольник является жесткой фигурой. Это свойство треугольника используется, в частности, при строительстве железнодорожных мостов, крыш домов, высоковольтных линий электропередачи, ажурных конструкций.

СЛАЙД 20.

ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Творческое задание.

 Много лет уже прошло с момента окончания  Второй мировой войны. Солдатские письма – одно из напоминаний о тех страшных годах. Писали их на простых обрывках бумаги. Не только каждый фронтовик, но даже каждый ребенок, знали, как сложить письмо треугольником. Оно не заклеивалось.

Прежде чем написать письмо, необходимо было сложить из чистого листа треугольник. Изначально необходимо было написать адрес. Оборотная сторона намечалась линией или пунктиром по кромке. Она оставалась чистой для того, чтобы почтовые работники смогли делать там свои пометки. Если герой погибал, здесь же ставили соответствующую запись, и письмо возвращалось адресату. Адресная сторона в этом случае перечёркивалась. Далее лист разворачивался. Писалось само письмо. Текст размещался так, чтобы заполнить все свободные места на листе, кроме оборотной и адресной поверхностей.

Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.

        Сегодня я научу вас складывать письмо солдатским треугольником.

СЛАЙД 21.

Творческое домашнее задание

Работа с письмом – треугольником: развернуть письмо. Какие фигуры       получились на развертке? Сколько из них треугольников? Определить вид каждого  треугольника.

 СЛАЙД 22.

 Подведение итогов урока.  Рефлексия.

Скажите  чем мы сегодня занимались на уроке?

Что нового узнали?

Определяем оценку за урок: 

Возьмите лист самооценки, внимательно просмотрите все ли оценки вы выставили и проставьте себе итоговую оценку за урок, обязательно заполните анкету по проведенному уроку.

Какие оценки вы получили? Довольны ли вы своими оценками? Что надо делать, чтобы оценки были лучшими?

(Сбор листов самооценки)

Оцените урок.

  • Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

Урок окончен!

       

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...