Аналитический отчет
материал

Дарья Сергеевна Бильдиенко

Аналитический отчет

учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №1 им. В.Н. Березуцкого
пгт. Мостовской Бильдиенко Дарьи Сергеевны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №1 им. В.Н. Березуцкого
пгт. Мостовской Бильдиенко Дарьи Сергеевны

Роль образования в современном мире с каждым годом возрастает, что требует обновления подходов к обучению. Ориентирами для современной школы являются становление обучающихся в школьные годы как субъектов процесса познания, деятельностный характер обучения, востребованность результатов образования в постоянно меняющейся реальной жизни. Отметки за знания, как традиционный показатель успешности обучающихся, требуют дополнения показателями того, что ученик умеет учиться, способен применять полученные знания на практике, осознает важность образования и самообразования, самостоятелен и ответственен. Добиться намеченных ориентиров призван системно-деятельностный подход, являющийся методологическим основанием федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.  

На современном этапе системно-деятельностный подход возможно использовать не только с позиции обучения и развития, но и в воспитательных и просветительских целях, являющихся приоритетными в историко-обществоведческом образовании.  

История занимает одно из ключевых мест в учебно-воспитательной работе, так как данная наука сама по себе универсальна. Её объектом являются многообразие событий, явлений, причинно-следственных связей, проблемные вопросы. История выступает катализатором формирования личности каждого ученика, готовит его к условиям вечно изменяющегося мира.

Что касается обществознания, то данный предмет помогает ученикам разобраться с основными моментами развития человека и общества в целом. Этот предмет содержит в себе фундаментальную базу других наук, таких как: политология, социология, экономика, философия и этика.

Таким образом, образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения этих двух предметов неразрывны от стратегии модернизации российского образования. Исходя из всего сказанного выше, ориентиры теперь направлены не просто на освоение знаний, но и на получение эффективных личностных результатов (развитие созидательных и познавательных способностей).

В основе моей педагогической деятельности лежит применение системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания и определение роли и результативности этого метода.

Системно-деятельностный подход, имеющий глубокие исторические корни, в силу своей специфики активно интегрировался в современное образовательное пространство, став методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов.

Результативность системно-деятельностного подхода во многом зависит от качества его реализации, в том числе и на уроках общественно-научных дисциплин. Важно понимать, что на первый план для обучаемых должны выходить те знания и навыки, которые можно и нужно применить на практике в реальной жизни.

Системно-деятельностный подход предполагает совместную деятельность школьников и учителей. Это позволяет детям освоить определённые правила нравственного поведения в самостоятельной и коллективной деятельности в целом.

Огромный выбор современных образовательных технологий даёт учителю право выбрать те методы, формы и приёмы образовательной деятельности, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка как личности.

Современный урок – это звено продуманной систематической работы учителя, в которой решаются задачи, связанные с реализацией конкретных планируемых результатов. Исходя из всего вышесказанного, урок, согласно, современным трактовкам, должен быть похож на интереснейшее путешествие в мир знаний. Где происходит поиск чего-то нового: и содержания, и способов постижения этого содержания, его осмысление и применение на практике. Весь этот процесс включает в себя совместную деятельность и школьников, и их наставников.

Однако, организовать такой урок сложно. Именно поэтому, конечно же, главным действующим лицом является учитель. Без него невозможно реализовать новые стандарты школьного образования. Многое зависит от отношения к учебному процессу, его творчества, компетентности и профессионализма.

Объектом данного аналитического отчета является педагогическая деятельность, направленная на применения системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Предметом настоящего аналитического отчета являются результаты педагогической деятельности по внедрению применения системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

На сегодняшний день мной применяются различные методики преподавания. Ведение урочных занятий по истории и обществознанию, состоит из следующих этапов. Во-первых, это так называемая «мобилизация» или актуализация знаний. Именно этот пункт предполагает включение учеников в функциональную умственную работу. Затем следует целеполагание, где ученики самостоятельно могут сформулировать цель урока. Им в помощь представляется схема: «вспомнить – узнать – научиться». Я, в свою очередь, способствую возникновению проблемной ситуации, где у учеников могут возникнуть трудности. И в ходе анализа школьники понимают, что им недостаточно знаний, чтобы решить ту или иную задачу. В связи с этим вступает в действие следующий этап - коммуникация. Дети либо в паре, либо в группе, либо в коллективе «ищут» новые знания. Также на данном этапе происходит взаимопроверка и взаимоконтроль. Последним, очень важным этапом, назовём рефлексию. Ведь благодаря ей, каждый ученик отчётливо понимает, чему он научился, что нового узнал на уроке. Сам ход урока – процесс, включающий в себя составные части исследования, при этом все действия класса мной чётко контролируются и ведутся в соответствии с программой.

Отвечая на вопросы: чему, как и зачем учить, я определяю какой вид деятельности можно применить на уроке.

Одним из видов урока является «историческое расследование». Можно сказать, что это своего рода «вызов» ученикам изучить события и явления, не имеющие однозначной научной трактовки. Если взглянуть сквозь призму системно-деятельностного подхода, то можно понять, что такая форма развития критического мышления очень эффективна: здесь применяется коммуникативная практика и накопление жизненного опыта.

Следующий вид урока  - «урок-альтернатива». Это реконструкция несостоявшегося сценария исторического события или какого-либо процесса. Определённо, мы должны понимать, что в истории, и в историко-культурном стандарте нет сослагательного наклонения. Что такое альтернативная история с точки зрения воспитания гражданской идентичности каждого школьника? Это возможность осознать, что «урок истории равно урок свободы», свобода – это осознанный выбор. Такие два современных урока строятся на приёмах поисково-исследовательской и творческой деятельности. Главная задача учителя – замотивировать учеников, чтобы те, как бы «спрашивали прошлое», а не только поглощали «правильный материал», написанный в учебниках.

Следующим видом реализации системно-деятельностного урока «технологию опорных схем», которая способствует эффективности обучения посредством опорных схем-конспектов.

Интерес представляет и «технология развития критического мышления». Она предполагает создание новых идей, которые зачастую выходят за рамки жизненного опыта, определённых социальных норм и правил. Такая технология используется и на уроках истории, и на уроках обществознания. Так, урок будет состоять из трёх элементов: вызов – реализация смысла – рефлексия.

Использование проектной деятельности учащихся учитывает интеллектуальные и физические особенности учащихся, формирует внешнюю и внутреннюю мотивацию. Как результат, повышается эффективность обучения в целом.

На уроках истории мной применяются учебные мультимедийные презентации, которые повышают уровень наглядности и производительности труда на уроке. Школьники видят карты, картины и т. д. Это даёт возможность опросить больше ребят или же расширить учебный материал.

Следующий вид деятельности - исторические исследования. Сущность данной работы заключается в том, что сам автор – это организатор и инициатор сбора научно значимых сведений.

Творческая деятельность на уроках способствует развитию познавательной активности учеников на уроках истории. Использование эвристического обучения, развития критического мышления, дебатов, проблемных и игровых форм научной работы. Центральным фактором успешности является создание непринуждённой атмосферы.

При применении  метода конкретных ситуаций происходит развитие коммуникативного и интеллектуального потенциала учащихся. Этому способствуют реальные ситуации, такие как, например: «Россия и Европа: общее и особенное в развитии», «Модернизация Петра Великого» и т.д..

Большой интерес у школьников вызывают любые формы интерактивной групповой деятельности. Они способствуют развитию аналитического мышления. При этом здесь чётко формируется умение отстаивать собственное мнение. Перечисленные методики очень хороши и эффективны тем, что их можно подбирать и применять для групп разного уровня подготовки.

Такой огромный выбор современных образовательных технологий даёт учителю право выбрать те методы, формы и приёмы образовательной деятельности, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка как личности, а также как субъекта каких-либо общественных отношений.

Таким образом, благодаря системно-деятельностному подходу в историко-обществоведческом образовании, происходит не только формирование системы культурных ценностей и её проявлений в личностных качествах, но и формирование целостной картины мира у школьников.

Внеурочная деятельность также носит важный характер в преподавании истории и обществознания. Один из эффективных способов её реализации – межпредментное взаимодействие, которое помогает грамотно распределять учебную нагрузку учащихся. Такое взаимодействие выражаться как в совместной работе учителей истории и обществознания с другими предметниками в рамках школьных внеурочных мероприятий (например, авторская разработка программы курса внеурочной деятельности «Танец – как выражение духовного мира человека»), так и выходить из образовательных организаций в учреждения культуры и медиа-пространство (например, образовательные проекты, посвящённые Великой Отечественной войне). Здесь, патриотическая деятельность выступает как база для развития личности учащихся. Выставки, экскурсии, акции, квесты и флеш-мобы имеют не только установку на получение конкретного знания. Основной упор делается на обогащение личностного опыта. Реальный практический результат – это постижение учеником социальных норм (как правовых, так и моральноценностных).

 Считаю, что за время моей педагогической деятельности мною были созданы условия для успешности учащихся, для развития их познавательной активности и учебной мотивации, их самореализации, о чем свидетельствует положительная динамика учебных достижений учащихся. За период 2020-2021 г.г. при степени обученности учащихся 64 % и успеваемости 100 %, качество знаний во 6-9 классах, в среднем, составляет 57 %. Одним из показателей познавательной активности моих учеников является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Год

Название олимпиады

ФИО учащегося

Результат

2021

Цифровое образование «Открытая олимпиада» по истории среди учащихся 6-7-х классов

Харабарь Ксения

Валкина Эмилия

Авхутский Ярослав

Унанян Гоар

Призер

Призер

Призер

Призер

Год

Название олимпиады

ФИО учащегося

Результат

2021

Цифровое образование «Открытая олимпиада» по обществознанию среди учащихся 6-7-х классов

Валкина Эмилия

Призер

2022

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету история

Беляев Богдан

Ефимов Алексей

Победитель

Победитель

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету обществознание

Ананила Елизавета

Сорокина Анастасия

Призер

Победитель

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету экономика

Михайлюк Мирослава

Ефимов Алексей

Победитель

Победитель

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету право

Шевченко Илья

Победитель

Свою систему работы раскрываю на практике, проводя открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на заседаниях школьных и районных методических объединениях, делясь опытом работы, принимаю участие в следующих конкурсах:

Конкурс

Результат

Год

Полуфинальный тур среди 7-11 классов «Призвание учить»

Участник

2022

Всероссийское тестирование «ПедЭксперт» «Соответсвие компетенций учителя обществознания требованиям ФГОС»

Победитель I степени

2022

Региональный конкурс «Я – классный руководитель»

победитель 1 место

2022

 С 2021 года являюсь активным пользователем обучающих платформ: Учи.ру , РЭШ, Решу ОГЭ. А  так же активно продвигаю свой педагогический опыт путем публикацией своих собственных разработок уроков и внеклассных мероприятий на сайте Социальная сеть учителей.  Разработала личный сайт педагога https://nsportal.ru/darya-bildienko , на котором размещаю разработки уроков и внеклассных мероприятий, рабочие программы и календарно-тематическое планирование, материалы в помощь учителям.

Занимаясь самообразованием, я прохожу курсы повышения квалификации, изучаю современные педагогические технологии, элементы которых использую в своей работе:

- НП «Лабинский центр профориентации» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация работы в группах казачьей направленности»;

- Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания в условия реализации ФГОС НОО, ООО И СОО»  г.Лабинск  С 25 ноября по 16 декабря 2019

Я учитель истории и общественных наук, очень люблю свои предметы и считаю, что их преподавание в школе должно вестись на самом высоком уровне. Так скажет любой учитель-предметник в школе, и будет прав. Но я считаю, что именно история, обществознание и право – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую позицию и любовь к стране, в которой живешь. Передо мной очень трудная задача, потому что я должна подготовить своих учеников к жизни в современном обществе. 

 Поэтому в будущем я планирую:

- постоянно совершенствоваться (свои знания, умения и навыки);

- продолжить работу по изучению и использованию современных образовательных технологий в рамках системно-деятельностного подхода;

-продолжать работать над темой самообразования и внедрять инновационные технологии и методики в преподавание истории и обществознания;

-продолжить работу по обобщению и распространению педагогического опыта;

- целенаправленная работа с одаренными детьми;

- активно участвовать в профессиональных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....