Диагностический инструментарий
материал

Вострикова Светлана Хуснуллаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЕРВИЧНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ (5 ЛЕТ)

1. Фамилия, имя, отчество воспитанника___________________________________________________

2. Дата рождения ___________________ Адрес_____________________ Группа ___________________

3. Общий анамнез________________________________________________________________________

4. Обследование артикуляционного аппарата _______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

5. Состояние общей и мелкой моторики ___________________________________________________

6. Общее развитие ребёнка

а)        счёт прямой          обратный  __________________________  

б)        геометрические фигуры _________________________________________________________________

в) основные цвета  ______________________________     оттенки цветов   ______________________

г) выделение четвёртого лишнего _________________________________________________________

д) ориентировка во времени   _____________________________________________________________

е) в пространстве  ______________________________________________________________________

7. Звукопроизношение: ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

8. Слоговая структура: ___________________Снеговик ______________Земляника__________________ Сковорода__________________ Велосипед _______________________Космонавт____________________

Водопроводчик чинит водопровод ___________________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле ___________________________________________________________

9. Фонематический слух:  (слоговые цепочки) та-да-та________ко-го-ко________ пу-бу-пу_________ 

(слова со схожим звучанием) том-дом___________ бочка-почка___________коза-коса_______________

Назови первый звук в слове Аня_________, Оля________, ухо_________, Ира________

10. Грамматический строй речи:

Словоизменение (стол-столы) Чашка______________Дом _______________ Ухо _________________ Окно __________________ Лист ________________Дерево_____________

Согласование с числительными: 1 мяч _____________ 2 мяча _______________ 5 мячей ___________

1яблоко________________________ 2 яблока ______________________ 5 яблок ____________________

Согласование падежных окончаний 

Без чего? (род.п)_____________Девочка даёт корм кому? (дат.п)____________Мальчик нарисовал кого? (вин.п)________________Работает чем? (тв.п.)______________Мечтает о чём? (пр.п.)________________

Словообразование (гриб-грибок, грибочек)  Яблоко ______________________ Чашка _______________

Стул _____________  Цветок________________  Ведро______________   Дерево____________________

Согласование с предлогами   в___________из__________на_______________под___________________

11. Лексический запас: Свитер, юбка, брюки – это_________Груша, яблоко, лимон – это ___________

Назови птиц  _____________________________________________________________________________

Назови игрушки  _________________________________________________________________________

Детёныши животных У козы ______________У волка ______________ У собаки____________________

Скажи наоборот: Большой-________________ Широкий- _________________Высокий-______________  Темно-_____________ Злой-________________Тяжёлый-___________________Мягкий-_______________

Кто что делает?    Змея____________________ Заяц____________________ Птица _________________

12. Понимание речи Что такое ваза?________________________________________________________               

13. Связная речь: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________14. Что неправильно нарисовал художник? __________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение и рекомендации________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Дата заполнения: «______» __________________________2021 год          

Учитель логопед МБОУ «СОШ №5» Мустафина Лена Ханиядовна / _________________ /

Учитель логопед МБОУ «СОШ №5» Вострикова Светлана Хуснуллаевна / ____________________ /



Предварительный просмотр:

Речевая карта 5-6 лет

Фамилия, имя, отчество ребенка ________________________________________________________

Дата рождения _____________________________   Группа __________________________________

Речевое нарушение _____________________________ Родной язык __________________________

Родители (законные представители) _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире.

а) Разговорно-описательная беседа:

Как тебя зовут? _______________________ Сколько тебе лет? _______________________________ Как зовут маму, папу? _________________________________________________________________

В какие игры (игрушки) ты любишь играть? ______________________________________________

б) Математические представления:

в) Временные представления:

Счет: прямой                    обратный счет

Дни недели:             

Геометрические фигуры: круг            квадрат прямоугольник            овал               треугольник

Части суток: утро                          день                

вечер                                  ночь

Цвета: основные

оттеночные

Времена года и их признаки: зима                                 весна                      лето                          осень

Упражнение «Четвертый лишний»

г) Пространственные представления:

Справа – слева                  впереди – сзади

выше – ниже                    

Вывод _________________________________________________________________

Оценка

2. Речеязыковая компетенция:

2.1 Уровень сформированности словарного запаса.

а) Понимание смысловой стороны речи

Упражнение «Что означает это слово?»

пылесос

корни

Упражнение «Закончи предложение»

В воздухе зимой кружились первые…

Осенью небо хмурое и часто идет …

б) Предметный словарь

Показ и называние частей предметов:

Стул (спинка, сиденье, ножки)

Чайник (крышка, носик, стенки, донышко)

в) Словарь признаков

Подбор прилагательных к имени существительному:

Солнце (какое?) ___________________

Облака (какие?)  _________________

Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам:

большой ____________ широкий _____________

высокий ____________ длинный_____________

сладкий ____________ веселый _____________

злой______________ хороший _______________

друг _____________ легкий ___________

г) Уровень обобщения

Употребление обобщающих слов:

овощи                        фрукты

одежда                     обувь

посуда                       мебель

домашние животные

дикие животные

д) Знание названий животных и их детенышей: кошка ________ собака _______

корова ____________   коза ______________  

лошадь ____________ свинья ______________

заяц ______________    медведь ____________

лиса ______________    волк _______________

Упражнение «Кто, где живет?»

медведь ____________   лиса ____________

белка _______________ волк ______________

птица _____________   собака _____________

е) Глагольный словарь

Упражнение «Кто как голос подаёт?»

корова ______________ лягушка ___________

собака ____________кошка ___________

Упражнение «Кто как передвигается?»

человек ____________ птица _____________

рыба _____________   заяц ______________

лягушка ____________улитка ____________

Вывод _________________________________________________________________

Оценка

2.2 Уровень сформированности грамматических категорий языка.

Словоизменительные навыки и умения.

а) Преобразование существительного в единственном числе в множественное число.

б) Преобразование существительных в ед. и множ. числе и падеже.

Упражнение «Назови предмет и предметы»

Упражнение «Чего у меня нет?»

Стол, чашка, дом, стул

У тебя вёдра, у меня нет… (чего?)

Дерево, ведро, карандаш

У тебя деревья, у меня нет… (чего?)

Платье, окно, ухо.

Кого много в зоопарке?

Словообразовательная деятельность.

а) Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнение «Назови ласково»

стул

мяч

яблоко

лист

ведро

дом

б) Образование притяжательных и относительных прилагательных.

Упражнение «Назови, чей?»

Чей фартук? (мама, бабушка)

Чей дом? (Таня, кошка)

Упражнение «Какой, какая, какое?»

Каша из риса (гречки, пшена)

Компот, варенье из яблок (слив, малины)

в) Образование глаголов при помощи приставок.

Упражнение «Измени слово»

ехал

летел

г) Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе.

Упражнение «Сосчитай предметы»

мяч

ёлка

д) Понимание предложных конструкций с пространственным значением.

Упражнение «Покажи и скажи»

Карандаш в коробке ____________________   карандаш на коробке __________________________

Карандаш за коробкой   ____________________ карандаш пред коробкой ____________________

е) Употребление в речи предлогов:

С (со)

Из-за

Над

Из-под

По

Под

Вывод _________________________________________________________________

Оценка

2.3 Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Репродуцирование текста

Пересказ краткого по содержанию текста

Продуцирование текста

Составление рассказа

по серии картинок

Вывод _________________________________________________________________

Оценка

2.4 Уровень формирования фонетико-фонологической компетенции.

Состояние фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.

а) Повторение слоговых рядов

б) Различение слов со сходным звуковым составом

да-та-та

том-дом

ба-па-ба

тень-день

ко-го-го

коза-коса

бу-бу-пу

бочка-почка

в) Выделение ударного гласного звука в начале слова

Алик ____ утка _____Оля ____ эхо _____ Ира _____

г) Определение звука в ряду других. Упражнение «Хлопни, когда услышишь заданный звук»

Звук Кобезьяна, зонтик, кот, халат, мак, кулак, мыло, зайка

Звук Ш – домик, зайка, шапка, мишка, шишка, ёлка, мышь

Звук Л - лампа, зонтик, кот, стул, халат, мак, кулак, мыло

д) Отбор картинок, в которых слышится заданный звук

звук Ш

звук К

звук Л

е) Упражнение. «Придумай слова с заданным звуком»

со звуком З

со звуком Ш

со звуком Л

Вывод _________________________________________________________________

Оценка

Слоговая структура слова.

1.Упражнение «Посмотри и назови» - называние картинок с разной слоговой структурой

снеговик

скворечник

космонавт

водопровод

земляника

сковорода

2. Упражнение «Послушай, повтори»

Мальчики слепили снеговика

Птичка вывела птенцов в гнезде.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Вывод _________________________________________________________________

Оценка

Звукопроизношение

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Ль

Р

Рь

j

Н

Нь

изолированно

в словах

М

Мь

Т

Ть

Д

Дь

К

Кь

Г

Гь

Х

Хь

В

Вь

Ф

Фь

изолированно

в словах

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

3. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата

Губы (тонкие, толстые)

Зубы (мелкие, редкие, крупные, вне челюстной дуги)

Прикус (открытый, боковой, прямой, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо (уплощенное, готическое, расщелина)

Язык (толстый, массивный, маленький)

Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная)

3.2 Двигательные функции артикуляционного аппарата

Моторика артикуляционного аппарата

Саливация

3.3 Речевое дыхание и голосообразование

Дыхание

Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный)

3.4 Просодическое оформление речи

Выразительность речи

Темп речи

4. Двигательное развитие. Сформированность целенаправленных движений (праксис)

Состояние мелкой моторики:

доминирующая рука

движения пальцев рук

5. Психологическая база речи

5.1 Речевое внимание

5.2 Особенности речевой среды

5.3 Неврологический статус (заикание)

Логопедическое заключение __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования ____________                         учитель-логопед _____________/ С.Х. Вострикова



Предварительный просмотр:

Речевая карта 6 -7 лет

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________________________

Дата рождения ______________________________    Группа ______________________________

Речевое нарушение ___________________________ Родной язык __________________________

Родители (законные представители): __________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире

а) Разговорно-описательная беседа:

Как тебя зовут? __________________________  Сколько тебе лет? ______________________                                  

Как зовут маму, папу? _____________________________________________________________

Где ты живешь? __________________________________________________________________

б) Математические представления:

в) Временные представления:

Счет: прямой                обратный счет

Дни недели:  

Геометрические фигуры:    

Части суток: утро        день       вечер       ночь

Цвета:   основные

оттеночные

Времена года и их признаки:  лето  

осень                       зима                    весна

Упражнение «Четвертый лишний»

г) Пространственные представления:

справа – слева                  спереди – сзади

вверху – внизу                   далеко - близко

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

2. Речеязыковая компетенция

2.1 Уровень сформированности словарного запаса

а) Понимание смысловой стороны речи:

Объяснение значений слов, обозначающих предметы.

Что значит слово «пылесос»?

«Ваза»?

б) Предметный словарь:

Показ и называние частей предметов.

Машина: кабина,  кузов,  колеса,  фары,  руль

Человек: голова,  шея,  туловище,  грудь,  живот,  спина,  руки,  ноги

Знание названий животных и детенышей

корова_______________ свинья ____________ лошадь ____________ заяц _______________медведь _____________ волк _______________  

«Кто, где живет?»

медведь ______________ лиса _____________ белка____________ птица ___________  собака ______________

в) Глагольный словарь:

«Кто как голос подаёт?»

корова ___________   лягушка _____________  утка ____________

собака ____________ воробей ____________  кошка ____________

«Кто как передвигается?»

человек____________ улитка______________ птица ___________ заяц ______________ черепаха _____________  рыба __________

г) Словарь признаков (ассоциативные связи):

Подбор прилагательных к существительным:

солнце (какое?)

лиса (какая?)

Подбор антонимов, синонимов к существительным, прилагательным, глаголам:

Антонимы:

 высокий                              длинный                       сухой

 широкий                              весёлый                        тихо         

Синонимы:

смелый (отважный, храбрый)

тайна (секрет, загадка) 

большой (огромный, громадный)

д) Употребление обобщающих слов:

транспорт _________________  мебель ____________________  профессии ________________

бытовые приборы _______________             продукты питания ________________________

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

2.2 Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения

а) Согласование числительного с существительными:

«Сосчитай, сколько?»

Одно яблоко, два …           три …          четыре …           пять

Словообразовательная деятельность

б) Образование множественного числа существительных от единственного числа:

Упражнение «Один – много»

ведро - …       окно - …         дом - …         ухо - …        дерево -… 

в) Образование притяжательных прилагательных:

«Чей? Чья? Чьи?»

Чей хвост?                                     Чья мордочка?

г) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:

Упражнение «Назови ласково»

чашка - …                   стул - …                  цветок - …              

лист - …                     ведро - …                 дерево - … 

д) Образование относительных прилагательных:

Упражнение

«Из чего? Какой? Какое?»

Сок из апельсина (помидор, яблока)

Каша из риса (гречки, пшена)

е) Образование глаголов при помощи приставок:

Ехал, летел, лил

 

ж) Употребление предлогов:

Упражнение «Где предмет?»

Выполнение заданий ребенком

Упражнение «Откуда, куда?»

Выполнение заданий ребенком

В вазе

Из-под стола

На полке

За дерево

Из шкафа

Из-за дерева

Над цветком

С (со) стула

Под стол

По дороге

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

2.3 Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста

а) Продуцирование текста:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

б) Репродуцирование текста:

Пересказ краткого по содержанию текста

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

2.4 Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

Состояние фонематического слуха

а) Повторение слоговых рядов

да – та – та         ка – га – га          бу – бу – пу

том – дом                    бочка – почка

б) Выделение заданного звука в слове:

 Упражнение «Будь внимательным» (Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук в слове)

Звук Ш – шапка, лиса, мишка, стул, шишка

Звук К – зонтик, луна, кошка, стул, мак, кулак

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза

а) Выделение ударного гласного:

Алик ….     утка ….      Оля ….   эхо ….   Ира ….

б) Выделение первого звука в словах:

кот ….  пух ….  луна …. шары ….  сок ….. нос ….

в) Выделение последнего звука в словах:

мак ….  суп ….  нос ….  кот ….  каша….

г) Определение количества звуков в словах:

дом ….           луна …             банан ….

д) Придумывание слов с заданным звуком:

звук З                   звук Ш                звук Л

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

Слоговая структура слова

а) Повтори слова:

снеговик…                  космонавт…                  инструменты…                    водопровод …

б) Повтори предложения:

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Водопроводчик чинит водопровод.

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

Звукопроизношение

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Ль

Р

Рь

j

Н

Нь

изолированно

в словах

М

Мь

Т

Ть

Д

Дь

К

Кь

Г

Гь

Х

Хь

В

Вь

Ф

Фь

изолированно

в словах

Вывод ___________________________________________________________________

Оценка

3. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата

Губы (тонкие, толстые)

Зубы (мелкие, редкие, крупные, вне челюстной дуги)

Прикус (открытый, боковой, прямой, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо (уплощенное, готическое, расщелина)

Язык (толстый, массивный, маленький)

Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная)

3.2 Двигательные функции артикуляционного аппарата

Моторика артикуляционного аппарата

Саливация

3.3 Речевое дыхание и голосообразование

Дыхание

Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный)

3.4 Просодическое оформление речи

Выразительность речи

Темп речи: быстрый, медленный, умеренный

4. Двигательное развитие. Сформированность целенаправленных движений (праксис)

Общая и мелкая моторика:

Прыжки на одной ноге, на двух, поиграть с мячом, руки вверх, в стороны, вперёд

Кулак-ребро-ладонь, зайчики, бычок, колечки

Состояние мелкой моторики:

доминирующая рука

движения пальцев рук

5. Психологическая база речи

5.1 Речевое внимание

5.2 Особенности речевой среды

5.3 Неврологический статус (заикание)

Логопедическое заключение ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Рекомендации _____________________________________________________________________

Дата обследования                                                                                                     Учитель-логопед:

____ ____ 2022 г.                                          ________ Вострикова Светлана Хуснуллаевна

                                                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

План индивидуальной логопедической коррекционной образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год

Ф.И. ребенка:

Группа:  

Логопедическое заключение:

Направление коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие понимания речи

Формировать умение вслушиваться в обращённую речь, выделять в ней  названия предметов, действий, признаков, понимать слова обобщенного значения.

Развитие мелкой моторики

Создание условий для совершенствования статической и динамической координации движений:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Игры и действия с мелкими предметами

Развитие просодической стороны речи: голосовых функций, темпа речи, интонации, речевого дыхания

Совершенствование продолжительности и силы выдоха, упражнения на выработку интонации, плавности речи.

Развитие моторики артикуляционного аппарата

Создание условий для совершенствования двигательной функции губ и языка. Создание условий для совершенствования динамической организации движений артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения, самомассаж губ и языка)

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

  1. Различение на слух неречевых шумов
  2. Способность слышать есть ли данный звук в слове или нет
  3. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности
  4. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова
  5. Различение гласных и согласных на слух
  6. Выделение гласных в положении после согласного
  7. Определение места звука в слове, порядок звуков в слове
  8. Анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов.

Формирование правильного звукопроизношения

  1. Уточнение шипящих звуков: [Ш], [Ж];
  2. Постановка отсутствующих звуков: [Л], [Р], [Р'];
  3. Автоматизация звуков: [Л], [Р], [Р'];
  4. Дифференциация звуков: [Л] - [В], [Л] - [Л'], [Р] - [Л].

Формирование слоговой структуры слова

  1. Преимущественно одно-, двух-, трёхсложные слова различного слогового состава с простым звуковым наполнением
  2. Обработка произношения слов со стечением согласных (лифт, стакан)
  3. Заучивание предложений и коротких текстов.

Интонационное оформление речи

  1. Отгадывание звуков по беззвучной артикуляции
  2. Произношение сочетаний звуков, слов, предложений (тихо, громко, ласково, сердито)
  3. Произношение слов, предложений с различным ударением, интонацией, темпом
  4. Развитие речевого дыхания.

Формирование словаря и грамматического строя речи

Активизация и обогащение словаря по лексическим темам, формирование обобщённого понятия слов по группе однородных предметов (мебель, транспорт, профессии). Расширение словаря прилагательных (подбор определений к предметам). Уточнить названия детёнышей животных и птиц. Употребление единственного и множественного числа существительного, изменение падежных окончаний, родительный падеж мн.числа

  1. Использование в речи предлогов:

В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, У, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ

  1. Согласование существительного в роде, числе, падеже
  2. Усвоение различных способов словообразования (уменьшительная форма существительных, глаголов с различными приставками, глаголами мужского и женского рода ед. и мн. числа прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида, окончание имён существительных в различных падежах)
  3. Усвоение притяжательных местоимений: МОЙ, МОЯ, МОЁ
  4. Закрепление навыка пользования приставочными глаголами
  5. Усвоение слов-антонимов и слов-синонимов
  6. Различие и выделение названий признаков по назначению и вопросам: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Развитие связной речи

  1. Совершенствование навыка диалога, умения самостоятельно задавать вопрос.
  2. Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств
  3. Составление простого описания предметов
  4. Закрепление навыка построения простого предложения, составление предложений по вопросам, опорным словам
  5. Усвоение конструкций сложноподчинённых и сложносочинённых предложений
  6. Составление рассказа по картине, серии картинок, составление рассказа- описания, пересказа; рассказы из личного опыта и предложенной темы  (с придумыванием начала или конца)
  7. Заучивание простых стихотворений

Развитие ВПФ (психологической базы речи)

Создание условий для совершенствования зрительного и слухового внимания, наглядно-образного и словесно-образного мышления. Формирование мотивации к занятиям, самоконтроля за качеством собственного звукопроизношения.

  1. ВОСПРИЯТИЯ: пространства, цвета, времени, формы, величины
  2. ВНИМАНИЯ: непроизвольного, произвольного, расширение и увеличения объема внимания.
  3. ПАМЯТИ: увеличение объма произвольного запоминаемого материала, сохранение полученной информации.
  4. МЫШЛЕНИЯ: формирование операций сравнения, обобщения, классификаций; установление причинно-следственных связей; усвоение различных способов решения мыслительных задач.

ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Периоды обучения

Результативность логопедической коррекционной образовательной деятельности

Первый период

(октябрь, ноябрь, декабрь)

Второй период

(январь, февраль, март)

Третий период

(апрель, май)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ребёнок с максимально возможным восстановлением: речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика), компенсацией психических нарушений.

ЦЕЛИ: формирование и развитие фонематического восприятия; формирование навыков правильного произношения звуков русского языка.

ЗАДАЧИ:

  • Укреплять соматический и неврологический статус воспитанника
  • Развивать психические функции
  • Развивать просодическую сторону речи: дыхание, темп, ритм, высоту, силу голоса, интонационную выразительность
  • Подготовить органы артикуляции для постановки дефектно-произносимых звуков
  • Формировать правильную артикуляцию звуков
  • Развивать моторные функции
  • Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразовой речи
  • Развивать способность различать звуки по акустическим признакам
  • Формировать навык фонематических операций: звукового анализа и синтеза
  • Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи
  • Обогащать словарный запас, уточнять лексические значения слов, активизировать словарь предметов, признаков, действий. Работать над использованием в речи антонимов и синонимов.
  • Совершенствовать практическое усвоение грамматических категорий языка
  • Формировать навыки диалогической и монологической речи.

Дата:______________2022год    

Учитель-логопед:Вострикова Светлана Хуснуллаевна



Предварительный просмотр:

Анализ результативности

индивидуального коррекционно - логопедического сопровождения воспитанника (Ф.И.)_________________________________________,  

 _________группы с ограниченными возможностями здоровья (4,2)  на 2021-2022год.

С воспитанником было проведено логопедическое обследование в начале учебного года, промежуточный и в конце учебного года.

Воспитанник был зачислен на логопедические занятия, коррекционно-логопедическая работа была организована по рабочей программе для детей с речевыми нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР) с 5 до 6 лет.

Целью работы являлась коррекция звукопроизношения и воспитание у ребёнка правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что достигалось разноплановыми систематическими воздействиями.

Основные задачи логопедической работы:

  • Устранить дефектное звукопроизношение: [З], [Ц], [Г], [Ш], [Ж], [Л, Л'], [Р, Р'];
  • Развивать фонематическое восприятие, слух, речевое дыхание.
  • Развивать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, расширить словарный запас.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Осуществлять просветительскую работу среди воспитателей группы и родителей с целью предупреждения и преодоления речевых нарушений у воспитанника с ограничением зрения.

           

Согласно планированию коррекционной работы учителя - логопеда проведено 68 индивидуальных занятий.

В результате логопедического обследования у воспитанника выявлен следующий вид нарушения: фонетико-фонематическое нарушение речи, двуязычие.

В течение года с целью исправления нарушений звукопроизношения была проведена коррекционная и профилактическая работа:

- подгрупповые и индивидуальные занятия коррекционно–развивающей направленности, 2 раза в неделю, которая способствовала развитию у воспитанника фонематического слуха и восприятия, формированию словаря, грамматически правильной речи и связной речи.

     -  игры и упражнения направленные на профилактику зрения, на развитие          

     мелкой и общей моторики.

- еженедельные домашние задания по лексическим темам на развитие лексико-грамматического строя речи, а также для постановки звуков и закрепления правильного звукопроизношения; упражнения для графотмоторных навыков.

При постановке и автоматизации поставленных звуков применялись следующие методы и приемы:

- самомассаж мелкой моторики рук, который оказывал тонизирующее действие на ЦНС, улучшал функции рецепторов и проводящих путей;

- упражнения для регуляции правильного дыхания, темпа, ритма, голоса;

- упражнения для развития артикуляционного аппарата и фонематического восприятия;

В логопедической работе по постановке, автоматизации и дифференциации звуков использовала компьютерные логопедические технологии «Сказка о весёлом язычке», «Весёлые игры для речи и слуха» презентации индивидуальных занятий «Мини – сказки» для коррекции речи.

Таким образом, была создана база для быстрой и легкой постановки звуков и введения их в речь.

По окончанию учебного года в результате логопедического обследования были выявлены следующие результаты.

     Воспитанник овладел:

  • звукопроизношением согласных звуков [З], [Ц], [Г], [Ш], [Ж], [Л], [Л'], [Р], [Р'];
  • развито речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох);
  • образовывать множественное число имен существительных (кукла - куклы, машина - машины, мяч - мячи, рука - руки, яблоко - яблоки, книга - книги и т.д.);
  • выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
  • употреблять в речи названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под;
  • строить фразы по картинке, состоящие из четырех слов;
  • понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения и отвечать на поставленные вопросы;
  • понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;
  • овладел умением задавать вопросы друг другу, отвечая на них спокойно, глядя в глаза друг другу, не перебивая партнера по общению;
  • образовывать новые слова с помощью суффиксов (мяч - мячик, коза - козленок);
  • составлять описательный рассказ по игрушкам, предметам;
  • образовывать новые слова с помощью приставок (пришел- ушел, уехал-приехал, убежал-прибежал, открыл-закрыл);
  • расширен, словарь: словами  действиями; словами -названиями по различным лексическим темам: «Домашние  птицы», «Перелетные птицы», « Насекомые» и т.д.; словами, обозначающими признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный).

У воспитанника возникают следующие трудности:

  • недостаточно развито слуховое и зрительное внимание;
  • недостаточно развит слуховое внимание и слуховая память из четырех-пяти ритмических сигналов;
  • формирование четких и точных движений артикуляторной моторики недостаточно;
  • недостаточно развито фонематическое восприятие. Трудности в дифференциации похожих звуков;
  • имеются трудности процесса запоминания и воспроизведения последовательности;
  • недостаточно сформированы операция сравнения, обобщения, классификация;
  • недостаточно сформирован словарный запас, связная речь, грамматический стереотип словоизменения и словообразования.

Пути решения проблем:

  • продолжать   корректировать нарушения фонетической стороны речи, диффиренциация поставленных звуков;
  • продолжать формировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
  • продолжать формировать   кинестетические и кинетические основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • продолжать формировать    мыслительные операции;
  • продолжать формировать слухозрительное и слухомоторное взаимодействие в процессе восприятия ритмических структур;
  • продолжать формировать общие речевые навыки;
  • продолжать формировать словарь экспрессивной речи;
  • продолжать формировать грамматический стереотип словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;
  • продолжать формировать    связную речь;
  • продолжать учить планировать свою деятельность в речевых высказываниях:
  • продолжать формировать вербальные формы общения с взрослыми и со сверстниками (поддерживать беседу, отвечая на вопросы и самостоятельно задавать вопросы);
  • продолжать употреблять в активных высказываниях предлоги за, перед;
  • продолжать учить воспитанника отвечать на вопрос «чем?» («Я рисую карандашом», «Пол подметают щеткой»);
  • продолжать учить пониманию причинно-следственных зависимостей в литературных произведениях.

 

Учитель логопед:  Вострикова С.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля  качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью кор...

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Примерный контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся 5-9 классов ( к программам С(К)ОУ VIII вида)

В пособии представлены контрольные работы 5-9 классов,  для обучающихся в по программам VIII вида. Контрольные работы даны  по вариантам, учитывая индивидуально-типологические особенности де...

«Диагностический инструментарий для выявления подростков, причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям»

Даны теоретико - методологические основы педагогической работы с подростками членами неформальных молодёжных объединений, а так же представлена опытно-экспирементальная работа с учащимися школы...

Оценочно-диагностический инструментарий (анализ подготовки и участия воспитанников театральной студии )

Оценка творчества многомерна и многогранна. Такая оценка стимулирует  ученика;воспитанников студии, способствует повышению интереса к творческой деятельности....

Диагностический инструментарий. Анкета "Наказание в семье".

Анкета "Наказание в семье" состоит из 12 вопросов с вариантами ответов для учащихся 1-11 классы для выяснения вопросов, связанных с ситацией жестокого обращения с детьми в семье....

Диагностический инструментарий. Анкета "Отношение подростков к наркотикам".

Анкета "Отношение подростков к наркотикам" для 8-11 классов состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Анкета анонимная, но с указанием класса, пола, возраста учащегося....