Оценочно-диагностический инструментарий (анализ подготовки и участия воспитанников театральной студии )
методическая разработка

Баженова Ирина Владимировна

Оценка творчества многомерна и многогранна. Такая оценка стимулирует  ученика;воспитанников студии, способствует повышению интереса к творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к программе «Актерская грамота»

Е.  Ф.  ШАНГИНА

ТРЕНИНГ   АКТЕРСКИХ   СПОСОБНОСТЕЙ

(Методические  рекомендации для самодеятельных театральных коллективов)

        Повышению художественного уровня самодеятельного театра способствует решению проблем, связанных с улучшением и совершенствованием всех форм и средств творческого и воспитательного процесса в театральных коллективах.

        Ведущую роль в выявлении и развитии творческой индивидуальности самодеятельных актеров занимает комплексный тренаж.

        Методические рекомендации, предлагаемые здесь для актеров, непрофессиональных и полупрофессиональных коллективов, направлены на развитие специальных способностей расширение диапазона творческих данных. Выявление и развитие творческой одаренности актеров самодеятельного театра имеет свои особенности и включает в себя:

I.   Определение  общеличностных  свойств:

  • морально-психологических установок (мировосприятия, мировоззрения, идейно-политических убеждений);
  • жизненного   и   профессионального   опыта;
  • индивидуально-психологических свойств личности (эмоционально-волевых, интеллектуальных характеристик).

II.   Для  самодеятельных  актеров:

  • эмоциональная возбудимость: способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств;
  • диапазон сценической заразительности, обаяние, мягкость;
  • творческое   воображение;
  • способность   к  импровизации;
  • пластическая   выразительность;
  • музыкальные,  речеголосовые  и ритмические данные.

Основным акцентом  в определении степени одаренности являются:

 Эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств и диапазон артистической заразительности - у исполнителей.

Для обнаружения перечисленных способностей применяются три группы художественных тестов теоретического и практического характера. Каждое упражнение, задание, тест должны нести в себе «вызов», ставящий испытуемого перед необходимостью раскрытия его творческого «Я».

Предлагаемые здесь упражнения, своеобразные художественные задания-тесты адресованы, участникам самодеятельных театральных коллективов для обогащения и обновления их тренажа.

Для определения степени одаренности посредством предлагаемых художественных тестов может быть использована следующая оценочная шкала:

1. Способность воспринять  НЕОБЫЧНОЕ  в  ОБЫЧНОМ (или непосредственность).

2. Уникальное, ОРИГИНАЛЬНОЕ решение (ответ) или стереотипное.

3.  Яркость, ГЛУБИНА или ПОВЕРХНОСТНОСТЬ решений (восприятий,   суждений).

4. ПОЗИТИВНОЕ (или НЕГАТИВНОЕ начало, лежащее в основе решения).

5. МЫШЛЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ содержания задания (или очень отдаленное ассоциирование).

6. МЫШЛЕНИЕ С ОБРАЗНО - АССОЦИАТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (или буквальное).

7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, завершенность решения (или фрагментарность).

8. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ на восприятие задания и в течение его исполнения:

  • отсутствие   (или слабая);
  • незначительная   (или средняя);
  • бурная   (или сильная).

Каждое тестовое задание в разных вариантах может быть повторено несколько раз и затем оценено по данной шкале. Руководствуясь необходимостью, испытуемым может быть предложено неограниченное количество художественных заданий и тренингов. Надежность общих результатов тренажа повышается от количественного увеличения упражнений в нем. Время, отпущенное на каждое задание, упражнение, строго не лимитируется. Предложенные здесь задания, упражнения, тесты становятся эффективным средством выявления и развития творческой индивидуальности испытуемого только в совокупности с практическим участием в творческих роботах и спектаклях.

1. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

И  ФАНТАЗИИ

«Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях... По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное... Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию». Творческое воображение вызывает образы на основе реальных жизненных восприятий, преломленных в субъективном сознании. Богатая индивидуальная фантазия активизирует творческий процесс, направляет выразительные средства режиссера, возбуждает эмоционально чувственное восприятие, рождает образное решение. Даже самый сильный порыв фантазии и активного творческого воображения по отношению к решению определенной художественной задачи необходимо рассматривать в соотношении и сопоставлении с явлениями окружающей действительности. Отсутствие интересной, фантазии и яркого природного воображения (или их явная недостаточность при. проверке) - профессиональная непригодность.

        Поэтому очень важно определить, есть ли у испытуемого яркие ассоциативные и образные решения, выявить характер его природного воображения, эмоциональную память, самобытную фантазию.

 «Фантастика»

        Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например: «Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты», «Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтанно.

        Оценивается за оригинальность и содержательность сюжета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).

        (Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).

«Сказка»

        Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочника. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюстрации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).

        Положительно оцениваются:  оригинальный сюжет, соответствие жанру,  яркость  образов,  адекватность  содержания этюда - картине-стимулу,  количество изобретательных  режиссерских   находок.

        (Кроме особенностей индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными категориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).

«Психологический портрет по фамилии»

        Называется фамилия человека, на основании которой необходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образование, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный стимул).

        Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, , Страдалина, Губа и т. д.),

        Оригинальная характеристика внутреннего мира и внешнего облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповторимых особенностей — положительное качество портретного описания. (При ответе следует обратить внимание на характер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).

        В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическому показу отдельных деталей, привычек, психологических подробностей поведения воображаемого человека и т. д. Иногда описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.

        Данное  задание полезно предлагать  испытуемому 2-3 раза  (на   разные   фамилии-стимулы). (Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощущение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).

«Закончи  сказку»

Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:    

  • мелодией;
  • рисунком  (фрагмент);
  • этюдом  (фрагмент);
  • рассказом.

Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.

Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).

«Свободная импровизация»

(задание  М.   А.   Захарова)

Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна  возникнуть  групповая импровизация, в которой каждый исполнитель  находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки,  приспособления,  индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу  руководителя.

Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.

Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских задатков и др.).

«Изобретатель»

Предлагается   придумать   (изобрести):

  • новое слово, несуществующее в русском языке, дать ему смысловую характеристику;
  • новый предмет, не имеющий аналога в обиходе человека, дать ему название, характеристику практического использования;
  • новую несуществующую профессию, необходимую в будущем; дать ей характеристику, объяснить значение и цель.

Положительно оценивается оригинальность мышления, новизна, практическая значимость «изобретения».

(Кроме глубины индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание обнаруживает гибкость, подвижность и остроту мышления, природную наблюдательность, способность к изобретению, конструированию новых идей, пространственно-временному восприятию и др.).

«Фантазия»

Сочинить короткий рассказ-фантазию. Исходным моментом, стимулом может явиться:

  • предмет (например: саквояж, барометр, брелок и т. д);
  • содержание картины известного художника (например: «Девятый вал» И. К. Айвазовского. «Странник» В. Г. Перова,  «Молчание» М. В. Нестерова и т. д.);
  • звук (например: скрип двери, жалобный стон за стеной, крик филина, дальний звон колокольчика и т. д.);
  • фраза (например: «Этого не может быть!», «Теперь уходи», «Тихо, нас услышали...» и т.      д.);
  • слово (например: «прости», «да», «нет», «вот и все» и
  • др.);
  • драматическая   ситуация;
  • поэтическая   строка;
  • фотография   человека;
  • вид   за   окном;
  • психофизическое самочувствие и т. д. и т. п.

Высший балл присуждается за уникальность ответов-фантазий.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет логику и последовательность мышления, пластическое видение, остроумие, ощущение стиля, чувство юмора, эмоциональную возбудимость и др.).

«Музыкальный  фрагмент»

Прослушать фрагмент классического музыкального произведения. (Например, фрагмент «Балеро» Равеля, «Лунной сонаты» Бетховена и т. д.). Возникшие во время прослушивания ассоциации выразить в любом удобном варианте:

  • сценическом этюде;
  • рисунке;
  • коротком сюжетном рассказе.

(Музыкальные фрагменты выбираются короткие по времени, но художественно завершенные. Желательно  использовать классические музыкальные произведения мирового репертуара).

Положительно оцениваются ответы-решения за образность восприятия, тематическое, жанровое и стилевое соответствие стимулу, эмоциональную наполненность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, ассоциативно-образное мышление, эмоциональную возбудимость, эрудицию в сфере музыкального творчества и др.).

«Воображаемый  спектакль»

(задание   А.   А.   Гончарова)

Предлагается по отдельным картинам (эпизодам) рассказать о замысле будущего спектакля (по подготовленной ранее экспликации). Кинолента видения будущего спектакля должна быть зримой, непрерывной и подробной. Ответ оценивается за оригинальность замысла, яркость образов, значимость идей, новизну художественной информации.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, ощущение стиля и чувство жанра, зрелищности, композиции, ритма, художественный вкус и т. д.).

«Предисловие»

Рассказать историю-предисловие к заданному:

  • фильму;
  • спектаклю;
  • пьесе;
  • прозаическому  произведению.

Положительно оценивается логичность, целостность сюжета, оригинальность завязки, соответствие стилю и жанру произведения.

Для данного задания необходимо использовать пьесы классического репертуара или современные пьесы известных драматургов.

Варианты:

  • К известной пьесе придумать еще один акт.
  • В известной пьесе придумать новый вариант финала.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет способность чувствовать художественное целое, ощущение стиля и жанра, уровень событийно-действенного, пространственно-временного мышления, литературные навыки и др.).

«Несуществующее животное»

(модификация психологического теста М. 3. Дукаревич)

Студийцам  предлагается нарисовать несуществующее в природе животное, дать ему название. На обратной стороне рисунка написать ответы на три вопроса:

  • где обитает данное животное;
  • чем питается;
  • с кем дружит (общается).

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается не более 30 минут.

Например:

Испытуемый И. А. нарисовал животное, которое назвал «Бармпохвостый смешакоц». «Живет в ботаническом саду в 5 измерении, питается смехом, который долетает к нему со всех сторон в пору цветения ушацов. На зиму затеривается смеховыми брикетами. Дружит с семиствольным баобабом, на котором живут пербернульчатые брандошмыты».

Испытуемый В. Ш. нарисовал животное, которое назвал «Терь-ямпул». Он комментирует: «Терьямпул очень распространенное животное в пещерах Тарасаба-ба. Длина - 5 см. Высота - 5 см. Ширина - 3 см. Питается влагой, которую всасывает из стен, покрытых минеральными солями и рачками «Дыги» (разновидность нашего планктона). Для этого у него есть приспособленный рот в виде присоски. Не агрессивен. Терьямпулы живут большими стаями, строят себе дома, напоминающие муравейники. Дружат с мелкими птицами (1 см длиной) - Куккерами. Колонии куккеров всегда селятся неподалеку от домов Терьямпулов. Как Терьямпулы, так и Кук-керы впадают в полное оцепенение при звуках любой музыки».

По рисункам и комментариям к ним можно сделать предварительный вывод о том, что данные люди обладают и интересной фантазией, и активным творческим воображением.

Положительно оценивается уникальность замысла рисунка и комментариев (животные не должны походить на тех, которые существуют в природе).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание свидетельствует о гибкости и оригинальности ассоциативно-образного мышления, пластическом видении, чувстве композиции, способности к остроумию, наблюдательности, рисованию, логике образа (соответствие ответов на вопросы тому, что нарисовано, и т. д.).

«Чернильные пятна»

(модификация К. К. Платонова тестов швейцарского психолога   Г.   Роршаха)

Рассмотреть фотокопию симметрических чернильных пятен. Назвать как можно больше изображений, которые угадываются в чернильных пятнах.

Положительно оценивается оригинальность образов и ассоциаций, адекватность стимулу, количество ответов. (Например: ответ В. В. - «Хан Батый», «Цыганская пляска», «Бой петухов», «Место происшествия», «Весенние проталинки», «Пень», «Муравьи», «Береза» оценен положительно. Ответ Ж. О. — «Танцующие крокодилы», «Трещины», «Лужи» - как неудовлетворительный).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, выявляется семантическая адаптивная гибкость, способность ассоциативно-образного мышления и др.).

 (задание по модифицированным тестам американских психологов)

Указать сходство между перечисленными ниже парами

- картофель и морковь;

- кошка и мышь;

- поезд и трактор;

- молоко и мясо;

- скрипка и пианино;

- колодец и река;

- стол и стул;

- вилка и стакан;

- тигр и медведь;

- яблоко и апельсин;

- чернила и мел;

- корабль и самолет и т.д.

Желательно указать как можно больше признаков, по которым они сходны. (Например: «яблоко и апельсин» - круглые, съедобные, сладкие, фрукты, полезные, растут на деревьях, имеют семечки и т. д.).

Задание оценивается положительно за максимальное количество общих признаков (адекватных стимулу).

(Кроме характера творческого воображения, выявляется логическое мышление, остроумие, наблюдательность и т. д.).

«Примеры»

(задание по модифицированным  тестам  американских психологов)

Предлагается   назвать:

а)   все круглые вещи;

  • все вещи (объекты), которые производят шум;
  • все квадратные предметы;
  • все предметы белого (или красного, черного и т. д.) цвета;
  • все мягкие  вещи;
  • все предметы   (объекты),   имеющие   колеса;
  • все «горячие»   предметы;

б) всех актеров, сыгравших роль Гамлета, короля Лира (в пьесах У. Шекспира);

  • всех режиссеров, поставивших «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского;
  • всех   лауреатов   Нобелевской   премии;
  • все театры, где была поставлена пьеса Б. Брехта, «Мамаша Кураж и ее дети»;
  • все спектакли, оформленные художником Д. Боропс-ким;
  • все спектакли, поставленные А. Таировым (В Мейерхольдом, Е. Вахтанговым и др.);
  • все литературные произведения В. Распутина (В. Тендрякова, Б. Васильева и др.);
  • все пьесы А. Вампилова (А. Чехова, В. Маяковского, А. Володина и др.);
  • все кинофильмы, поставленные А. Тарковским (Ф.Феллини, В. Шукшиным и др.) и т. д.

(Можно брать других театральных деятелей, режиссеров, актеров и т.д.)

Положительно оцениваются ответы в варианте а) - за наибольшее количество необычных, неожиданных объектов среди названных. В варианте б) — за максимальное количество правильных ответов.

(Кроме характера творческого воображения задание выявляет гибкость и быстроту ассоциативного мышления, остроумие, наблюдательность, эрудицию в области искусства и др.)

«Последствия»

Студийцу  предлагается ответить на ряд парадоксальных вопросов.

Например:

  • Что произойдет, если человек при желании сможет становиться невидимым?
  • Если в течение года, не будут рождаться дети?
  • Если можно будет читать чужие мысли?
  • Если люди смогут жить под водой?
  • Если люди потеряют свои чувства друг к другу?
  • Если ученики в средних школах станут учиться только на «отлично»?
  • Если земляне узнают о действительном существовании инопланетян?
  • Если высохнут все реки, озера, моря?
  • Если на земле все животные погибнут?
  • Если люди перестанут писать письма друг другу и т. д.?

Положительно оцениваются уникальные ответы. Оценка выставляется на основании ответов на 2-3 подобных вопроса и с учетом сравнения ответов одного с другими.

(Кроме характера творческого воображения, задание выявляет парадоксальность, оригинальность мышления, логику, гибкость,  способность  к    синтезу,    событийно-действенному мышлению,  чувство юмора и др.).

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВЕННЫМИ И СОБЫТИЙНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

        Вся человеческая жизнь состоит из внешних (открытых) и внутренних (скрытых) конфликтов, из бесконечной цепочки событий и происшествий. Поэтому, если на сцене нет конфликта, события - значит нет и драматургии, нет театрального спектакля. Без организации сценического действия, события, конфликта нельзя раскрыть человеческий характер, создать движение роли. Способность «выстроить» борьбу, обнаружить событийный ряд пьесы, вскрыть главный конфликт - признак режиссерской одаренности.

        Необходимым качеством режиссера является способность выстроить для исполнителей «уколы» событием (зоны активного восприятия), неповторимые поступки в адрес этих событий, действенную партитуру каждой роли. Подмечать в окружающей жизни оттенки и нюансы человеческого поведения в экстремальных или конфликтных обстоятельствах - свидетельство остроты и зоркости восприятия, природной наблюдательности. Способность мыслить действенными и событийными категориями отчетливо выявляется в анализе пьесы (любого художественного произведения). Эту способность необходимо тренировать.

«Автобиографический»

Сделать этюд на одно из событий собственной биографии, дать ему название.

Высокий балл заслуживает исповедальность изложения, яркое событие, склонность к метафоризации, построение событийно - действенной «цепочки», эмоциональная насыщенность действия.

Варианты: - Сделать этюд на автобиографическую тему

«Мой   самый  радостный   день».

Предлагается вспомнить и рассказать эпизод из собственной жизни на одну из предложенных тем: «Первое свидание», «Первый день в школе», «Как я преодолел себя», «Самое яркое воспоминание детства», «Воспоминания о школе», «Ссора» и др. Сделать этюд.

(Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание, дает возможность узнать о некоторых чертах и свойствах характера человека, его эмоциональной памяти, пластическом видении, ассоциативно-образном мышлении, симультанном (без излишних «фильтров») восприятии и др.).

«Биография»

Пересказать собственную биографию по самым значительным событиям и датам, наиболее ярким эмоциональным воспоминаниям.

Положительно оценивается исповедальность изложения, эмоциональность, яркость и значительность событий.

(Кроме способности мыслить собственными, действенными категориями, задание дает возможность узнать подробнее о свойствах и чертах характера, его эмоциональной возбудимости,  памяти,  ассоциативно-образном  восприятии и др.).

«Пересказ по событиям»

Пересказать   по   событиям:

  • пьесу;
  • спектакль;
  • литературное   произведение;
  • кинофильм.

Оценивается оригинальность суждений, точность определения событий.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет эрудицию и широкую осведомленность в сфере искусства, пластическое видение, эмоциональную память, логику, последовательность мышления, способность к художественному анализу и синтезу и др.).

«Происшествие»

Вспомнить уличное происшествие, пересказать логично и последовательно все подробности. Сделать небольшую этюдную зарисовку, дать ей название.

Этюд оценивается за эмоциональную насыщенность, внимание к деталям, логику действенной линии, образное осмысление факта происшествия, интересное название.

(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями задание выявляет эмоциональную возбудимость, непосредственное восприятие события, эмоциональную память, наблюдательность, пластическое видение и др.).

«Сочинить  биографию»

Сочинить биографию человека по событиям; исходным для сочинения биографии может   явиться:

  • портрет,   выполненный   известным   художником;
  • фотография;
  • случайный   прохожий;
  • персонаж   известной   пьесы;
  • карикатура.

Оценивается положительно логика и яркость событий, уникальность биографии, жизненная достоверность.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии,  наблюдательность,  эмоциональную  возбудимость,  характер   творческого воображения  и др.).

«Диалог»

Режиссер предлагает репродукция картины известного художника или фотография с изображением конфликтной ситуации. Внимательно изучить содержание и «оживить» данный диалог (изображенный конфликт между людьми) в сценическом этюде. Сценический диалог должен  отвечать  содержанию иллюстративного материала, его теме, предполагаемой речевой стилистике. Не обязательно строго придерживаться  той мизансцены, которая изображена на картине, важнее понять смысл и характер диалога, сценически реализовать конфликт. Фотографии  и репродукции  подбираются  с  ярко  выраженным конфликтом. Например: А. Брауэр «Драка крестьян при игре в  карты».

Положительно оценивается этюд, где диалог (конфликт) соответствует стимулу: по характеру, жанровым и языковым особенностям, эмоциональной насыщенности.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает чувство стиля и жанра, пластическое видение и др.).

«Мизансцена-кульминация»

Предлагается построить статичную мизансцену-кульминацию по известной пьесе, указанной педагогами-экзаменаторами.

Задание оценивается за образное и событийное построение мизансцен.

(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство композиции и зрелищности, соответствие авторской стилистике,   ассоциативно-образное восприятие и др.).

«Конфликт»

Показать  несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным   ситуациям. Оцениваются положительно интересное пластическое построение, наличие  конфликта,  эмоциональная  насыщенность…



Предварительный просмотр:

Критерии оценки

«Определение  развития творческих способностей учащихся

театральной студии «Дебют»

        Определение степени творческого развития учащихся проводится конце года  посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.

Критерии оценки развития творческих способностей учащихся 

Расшифровка индексов:

Активность:

Индекс

Степень развития

0

Отсутствие.

1

Участие в устных разработках.

2

Участие в практических разработках.

3

Самостоятельная творческая активность.

Фантазия:

Индекс

Степень развития

0

Не развита.

1

Фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей.

2

Фантазия полного образа с направляющей.

3

Фантазия самостоятельная.

Логика:

Индекс

Степень развития

0

Не развита.

1

Поддержка ребёнком предлагаемого педагогом логического ряда.

2

Логический ряд ребёнка, требующий поддержки педагога.

3

Самостоятельное выстраивание логического ряда.

Актёрское мастерство:

Индекс

Степень развития

0

Не развито.

1

Выход в сценическую атмосферу.

2

Уверенные физические действия в сценической атмосфере.

3

Передача психофизического состояния в сценической атмосфере.

Образное видение:

Индекс

Степень развития

0

Не развито.

1

От локального образа.

2

От обозначенного образа.

3

Самостоятельная передача образа.

Определение  развития творческих способностей учащихся

Театральной студии «Дебют»

(основной состав)

Определение степени одаренности по средствам предлагаемых художественных текстов (оценочная шкала)

(Разновозрастной состав)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Повышение качества воспитательной работы со школьниками в деятельности театральной студии

Сегодня повышение значимости и качества воспитательной работы ориентировано на создание таких условий, чтобы воспитанник сам сделал выбор в пользу духовного развития, нравственных ценностей. Здесь нем...

Открытое занятие театральной студии

Занятие "ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ" является первым занятием программы театральной студии...

Сценарий новогоднего праздника воспитанников театрального объединения "Радуга" с участием родителей.

   Предлагаю вашему вниманию сценарий совместной детско-родительской творческой театральной деятельности. Материал будет интересен педагогам детских театральных студий, педагогам-орга...

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...