Главные вкладки

    Повышение качества воспитательной работы со школьниками в деятельности театральной студии
    статья по теме

    Сегодня повышение значимости и качества воспитательной работы ориентировано на создание таких условий, чтобы воспитанник сам сделал выбор в пользу духовного развития, нравственных ценностей. Здесь немаловажное значение имеет сфера дополнительного образования, которая способствует решению ряда актуальных воспитательных задач: развивает мотивацию детей к познанию творчества, формирует личностное самоопределение, помогает адаптироваться в окружающем мире, предоставляет свободный выбор образовательной области и многообразия видов деятельности, что соответствует основным принципам государственной политики. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stalya_elvar.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Повышение качества воспитательной работы со школьниками в деятельности театральной студии

    Качалкова Е.А., Новокузнецк, МОУ «Детский дом-школа №95»

    Любой поселок, город, страна славится, прежде всего, своей историей и своими людьми. Россия – это наша судьба, это то, чем пропитаны наши души и сердца, это духовная пища, которой вскармливаются наши дети. В конце прошлого века наше общество было поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими сложностями. Начали разрушаться социальные связи  и нравственные устои. Это привело к нетерпимости и ожесточению людей, разрушению внутреннего мира личности. Особенно сильное влияние оказала стихия мучительных перемен на нашу молодежь, на ее несформировавшееся сознание, неокрепшую волю. Почва, на которой взращивается жизнь ребенка, определяет будет ли «нормальным»или «аномальным» его детство. Окажется ли  удачной его судьба. Чем хуже жизнь взрослых, тем гибельнее она сказывается на детях. Там, где царят невежество, жестокость, неуважение, бескультурье и пьянство, трудно вырасти нормальным человеком. Тяготы взрослой жизни, вторгаясь в детство, разрушают его, и наступает момент, когда дом и семья перестают быть источником радости. Тогда, оказываясь во власти обстоятельств, непонимания, а потом и недоверия к миру взрослых, дети ломают сложившиеся нормы бытия и ищут иные пути, обычно на улице в сообществе себе подобных. Это приводит к развитию ряда отклонений поведенческого характера, которые обусловлены неустойчивостью психики и проявлением повышенной возбудимости, импульсивности поступков, страхом, равнодушием, агрессией, противоречивостью поведения. Соответственно снижается нравственный, культурный  уровень нации и оценка России на мировом уровне.  Новое тысячелетие ставит   новые цели и задачи, направленные на усиление политической и экономической роли России,  повышения благосостояния ее населения и роста конкурентоспособности страны. Реализация намеченных целей возможна благодаря проведению ряда реформ, в том числе и в системе образования, которое призвано  развивать  человеческий потенциал, что обеспечит устойчивый экономический рост страны. Социально – экономическое процветание в XXI веке зависит от способности страны обеспечить образование всех членов общества, чтобы каждый мог преуспеть в стремительно меняющемся мире.  Цель политики модернизации образования определена в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и заключается в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Для этого, как минимум, необходимо повысить значимость и качество образования на основе обновления его структуры, содержаний и технологий обучения и воспитания, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, развить сферу дополнительного образования. Социально – экономические, политические и социально – культурные изменения в современном российском обществе четко дают понять, что задача системы воспитания и обучения состоит не только в передаче накопленных обществом знаний и умений, но и подготовке молодежи к самостоятельным действиям, формировании умения адаптироваться к условиям жизни в современном быстроизменяющемся обществе.

              В концептуальных документах, определяющих основные пути повышения значимости и качества образования и молодежной политики России, приоритетное значение придается вопросам воспитания и, в частности, духовно – нравственному становлению личности. На новом этапе реформирования образования целью воспитания является идеал личности, ориентированной в своей деятельности на общечеловеческие принципы, культурные ценности государственной политики (Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир),  способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, своей страной и человечеством в целом. Все это было определено в Программе развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 годы. До недавнего времени воспитательная работа в школе строилась, как правило, по традиции, на методах убеждения, а в организации досуга детей использовались однотипные формы субкультуры. Сегодня повышение значимости и качества воспитательной работы ориентировано на создание таких условий, чтобы воспитанник сам сделал выбор в пользу духовного развития, нравственных ценностей. Здесь немаловажное значение имеет сфера дополнительного образования, которая способствует решению ряда актуальных воспитательных задач: развивает мотивацию детей к познанию творчества, формирует личностное самоопределение, помогает адаптироваться в окружающем мире, предоставляет свободный выбор образовательной области и многообразия видов деятельности, что соответствует основным принципам государственной политики. Сегодня дополнительное образование приобретает приоритетное значение в воспитательной  системе, поскольку решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности обучающихся и становится основным фактором их самоопределения и саморазвития, что вполне соответствует новым требованиям политики модернизации, повышения значимости и качества образования. Одним из таких видов дополнительного образования можно считать работу детской театральной студии, в основе программы которой лежат идеи использования огромного потенциала театральной педагогики, позволяющей оказать поддержку становлению личности ребенка, оптимизировать процессы развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движения, эмоциональной сферы воспитанников.  Известно, что воспитанники детских домов – это бывшие члены неблагополучных семей, получившие в результате негативной наследственности, неправильного воспитания и наличия отрицательных жизненных примеров, ряд отклонений физического, интеллектуального и нравственного развития. Любые нарушения в развитии личности ученика закономерно проявляется в его поведении. Соответственно педагогу необходимо скорректировать эти недостатки в процессе организации воспитательной работы. Как скорректировать типичные формы неконструктивного (импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного) поведения? Как социально адаптировать воспитанника детского дома? Как познакомить маленького ребенка с   основными диапазонами моделей общественного поведения, учитывая его индивидуальные особенности? Как сформировать в ребенке, который был предан близкими ему  людьми, уверенность в себе, раскрыть и в последствии развить его способности и таланты?  Как помочь ему стать полноценным гражданином своей страны? Решить поставленные вопросы позволит наличие привлекательных видов деятельности, внимание и уважение со стороны взрослого к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми. Здесь на помощь педагогу приходит такая отрасль педагогической науки, как арт-педагогика, изучающая закономерности воспитания и развития детей посредством искусства, общение с которым определяет нравственное становление личности. Деятельность детской театральной студии реализует не только воспитательный и реабилитационный потенциал, но и обеспечивает защищенность каждого воспитанника, его жизненное самоутверждение, оформляет его духовный и культурный уровень, развивает творческие способности детей, что в настоящее время является актуальными  проблемами педагогической деятельности. Психологи считают, что дети, занимающиеся чем-то помимо учебной деятельности, развиваются более гармонично, у них выше уровень самодостаточности, они психологически более устойчивы, что так необходимо детям   и особенно воспитанникам детских домов, которые несколько оторваны от реальной жизни. Специфика же театрального творчества позволяет, раскрывая и развивая творческие способности воспитанников, познакомиться с различными моделями социальной  жизни людей. Театр  – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Идеи и образы в этом виде искусства раскрываются  в действиях живого человека, актёра, непосредственно, в самый момент творчества, воздействующего на зрителя. По действиям актёров мы узнаём о людях, изображённых на сцене, их чувствах, намерениях. Поэтому, сценическое искусство в особой степени требует внимания и чуткости к действиям людей в жизни, умения видеть, «читать» смысл, значение, цель самых простейших действий человека. Актёр действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет. В словесных действиях, как и в простейших физических действиях, выражаются на сцене мысли, чувства, намерения, цели героев. Характер человека на сцене, как и в жизни, раскрывается не  в отдельных его действиях, а в последовательной логической цепи его действий и поступков: в процессе их общения друг с другом, в их взаимодействии, в столкновении, в борьбе. Совершающееся на сцене действие – это не просто общение  героев, это непременно воздействие их друг на друга, связанное с процессом постоянного движения, развития, изменения мыслей, чувств, настроений героев. Наглядность изображения на сцене действий, борьбы героев – одно из важнейших условий, определяющих силу непосредственного эмоционального воздействия спектакля на исполнителей и на зрителя, активность сопереживания, соучастия последних.

              Театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, тем самым может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

              Более зримой, видимой и слышимой становится на сцене жизнь героев благодаря и другим компонентам спектакля – музыке, художественно-изобразительному решению. Всё это открывает большие возможности для комплексного воздействия самодеятельного театра, как на создателей спектакля, так и на зрителей. В частности, требуя внимания к образному значению внешних условий, среды, вещей, окружающих героев, их костюма, особенностей внешнего облика, к композиционному построению отдельных сцен и спектакля в целом. Театр тем самым может содействовать развитию чуткости к аналогичным выразительным средствам изобразительного искусства, способствовать развитию соответствующей наблюдательности к явлениям действительности. Музыка в спектакле помогает раскрыть значение развивающихся на сцене событий, привлекает внимание к отдельным, наиболее значительным эпизодам, акцентирует нарастание, напряженность действия, подчёркивают перемену в характере взаимоотношений героев.

              В общевоспитательном плане имеет значение то, что сценические способности представляют собой органическое сочетание свойств и качеств, достаточно разнообразных по характеру: сочетание эмоционального восприятия и детального анализа произведения; способности создания сценического образа и изобретательности, гибкости процесса воображения; яркости сопереживания, увлечённости художественным вымыслом со способностью к самоконтролю. Театральное искусство требует высокоразвитого чувства коллективизма и ответственности; развития чувства ритма; формирования способности выражать красоту жизни в слове.   Развитие широкого комплекса способностей открывает перед человеком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности, что ведет к  повышению способности адаптироваться к условиям современной жизни.

              Знакомя детей с  театральным искусством, мы вводим их в лабораторию творчества, открываем пути художественного познания мира, воспитываем эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, мобилизуем их внутренние духовные силы.

              Развивая у школьников умение и способность сопоставлять факты, события, конфликты, действия героев с аналогичными явлениями жизни, руководитель получает возможность формировать у детей представление об искусстве как форме художественного отражения жизни, воспитывать способность точнее осмысливать нравственный смысл жизненных явлений.

      Основу занятий театрального коллектива  составляет творческий процесс, связанный со сценическим  воплощением, что включает использование различных импровизационных форм работы.  Импровизация составляет самую суть сценического творчества, позволяя легко и непринужденно реализовывать самые актуальные педагогические цели и задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной жить и трудиться на благо Родины. В конечном результате работа детской театральной студии способствует повышению уровня  качества воспитательной работы, обеспечивая благоприятные условия для духовного и культурного подъема в обществе, тем самым укрепляя  стабильность государства, повышая международный авторитет России.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия Фантазия"

    Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства так...

    Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Театральная студия"

    Программа разработана на 2 года, применяется в ЦССВ "Сколковский". Основное направление -социализация детей, развитие коммуникативных навыков....

    Программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

    Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает дейс...

    «Повышение качества знаний учащихся через использование исследовательской деятельности на уроках химии»

    Актуальность. Инновационное развитие страны требует обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования яв...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" 3 класс

    Рабочая программаРассмотренона заседании педагогического совета Протокол № 1от «30» августа 2019 г.СогласованоЗам. директора по УМР_______О.С. Гусева« 30 » августа 2019 г.Утвер...