Групповая форма как одна из форм деятельности
статья

Денисович Татьяна Ивановна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_forma_kak_odna_iz_form_deyatelnosti.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

« ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.»

Подготовила учитель

 МБОУ ООШ ст. Черноярской

Денисович Татьяна Ивановна.

2020 г.


Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
  5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются. Групповая форма обучения эффективна в классах с большой накопляемостью.

Каковы признаки групповой работы? 

  • Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:
  • на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
  • состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
  • каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
  • учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Каковы “плюсы” групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств.

 Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.

 Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.

Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”

Как распределить учащихся по группам?

Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся

Как организовать работу группы?

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся

Какие задания можно предложить для групповой работы?

Это могут быть задачи с недоопределённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы

Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя

Одной из форм активной творческой работы учащихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют ученики, а учитель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего класса, учащиеся получают новые знания и из литературных источников, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие ученики.

Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с научно-полярной и учебной литературой, с приборами и наглядными пособиями. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал. Конференции целесообразно проводить преимущественно в старших классах.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

  1. тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.
  2. класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек
  3. каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомиться с материалом (каждый работает с одним источником, затем обменивается информацией с соучениками).
  4. распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;
  5. за несколько дней до конференции с каждой группой проводиться консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два - три раза в год.

Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок:

Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка…. Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

Как подвести итоги?

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников

 

 Исходя из экспериментальной работы, проведенной в VII-IX классах, учитель может организовать групповую работу учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности.

        Для эффективной организации работы учащихся на уроке выделяют типологические группы и на их основе комплектуют звенья.

        Учитывая психолого-дидактические исследования, особенности предмета, реальные возможности учителя математики и опыт, установлено, что критериями для выявления типологических групп учащихся являются уровень знаний, умений и навыков по предмету (теме, разделу, курсу) и уровень усвоения знаний и способов деятельности.

        Уровень знаний, умений и навыков понимается как уровень подготовленности учащегося на соответствующей ступени обучения. Он определяется исходя из программных требований к математической подготовке учащихся. Если руководствоваться только первыми критериями, то выделенные таким образом типологические группы будут несколько условны и в реальном классе их трудно четко разграничить. Поэтому необходимо также учитывать и уровень усвоения знаний и способов деятельности.

        В педагогической психологии различают три уровня усвоения знаний и способов деятельности:

  1. Осознанное восприятие, понимание и запоминание знаний, применение знаний в знакомой ситуации и осуществление способов деятельности по образцу или сходной ситуации.
  2. Применение знаний и способов деятельности в новой ситуации.
  3. Осуществление творческой поисковой деятельности в новой ситуации.

Учитывая вышесказанное и опыт групповой работы на уроке, выделяют четыре типологические группы учащихся при обучении математике.

Группа А. Учащийся имеет глубокие, полные и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения, знает определения и содержание основных понятий, их обозначения. Умеет пояснить, аргументировать, доказывать, обобщать математические факты, выделять существенное в изучаемом материале.  Может приводить собственные примеры.  Знает   основные   методы,   правила,   алгоритмы   решения   задач,   успешно  применяет  эти  значения  на  практике  как в сходных,   так  и   в  новых  ситуациях.  Использует  рациональные  способы  и  приемы  решения  задач.   Учащейся   группы   А   всегда  достигает  всех  трех  уровней  усвоения  знаний  и  способов  деятельности.

Группа  В.   Учащиеся   имеет  хорошие,  прочные  знания  основных фактов,  входящих  в  содержание  обучения  математике,  однако  не  всегда  может  аргументировать,   доказывать,  обобщать,  приводить  собственные  примеры.   Знает   основные  методы  решения  задач,  умеет  решать  задачи  пройденного  курса,   но  затрудняется  при   решении  задач,  связанных  с  осуществлением   творческой   поисковой   деятельности  в  новой   ситуации,  и  справляется   с   ними   только   при   помощи    учителя,   не   всегда   рационально   решает   задачи.   Учащийся   группы  В   достигает   только   двух   первых   уровней   усвоения   знаний   и   способов   деятельности.

Группа  С.   Учащийся   обладает   минимумом   знаний,   умений   и   навыков,   достаточных   для   их   применения   по   образцу   и   в   сходной ситуации.   Умеет   отвечать   на   вопросы,   не   требующие   особых   рассуждений   и   доказательств.   Может   воспроизвести   текст   учебника,   решать   стандартные   задачи.   Не   обладает   навыками   рационального   решения   задач.   Учащийся   группы  С   достигает   только   первого   уровня   усвоения   знаний   и   способов   деятельности.

Группа   D.   Учащийся   с   трудом   усваивает   факты,   понятия,   правила   и   способы   решения   задач.   Не   может   воспроизвести   определения,   примеры,   приведенные   учителем,   или   текст   учебника,   не   всегда   понимает   смысл   математических   предложений,   условия   задач.   Не   умеет   применять   известные   правила   без   помощи   учителя   при   решении   задач   по   образцу   или   в   сходной   ситуации.   Учащийся   группы   D   не   всегда   сразу   достигает   первого   уровня   усвоения   знаний   и   способов  деятельности.

Типологические   группы  -  это   группы   для   учителя.   На   их   основе   в   классе   создаются   рабочие   звенья,   позволяющие   учителю   осуществлять   дифференцированный   подход   и   своевременную   помощь   каждой   группе   на   различных   этапах   урока.   Эксперимент   показал   необходимость   выделения   звеньев   из   двух,   трех   или   четырех   учащихся.

Работа   со   звеньями   учащихся   позволяет   учителю   сочетать   на   уроке   групповую   работу   с   фронтальной,   коллективной   и   индивидуальной.  Это, в свою очередь, способствует организации активной познавательной деятельности каждого учащегося.              

Состав звена комплектуется из школьников, входящих в разные типологические группы. Для удобства работы учащихся надо рассадить так, чтобы на соседних партах сидели представители разных типологических групп. В полное звено (т.е. звено, состоящее из четырех человек) включаются по одному ученику от каждой типологической группы или по два от наиболее многочисленных групп. При этом необходимо учитывать интересы учащихся к предмету, мотивы учения, собранность, поведение на уроке, отношение друг к другу. Не следует включать в одно звено несколько недисциплинированных или имеющих отрицательное отношение к учебе школьников. Один из членов звена назначается звеньевым, обычно это хорошо успевающий ученик. Он следит за работой звена, распределяет вместе с учителем задания, помогает своим товарищам.

Обязательным требованием к групповой работе в звене является выполнение задания каждым учеником, при этом все звенья чаще всего выполняют одинаковые задания. Практика показала, что такая работа эффективна на этапе овладения знаниями, умениями и навыками в сходных ситуациях  (10-12 мин.); при проверке выполнения классного или домашнего задания (3-5 мин.); во время опроса (5-7 мин.); при выполнении устных упражнений (3-5 мин.).

Учитель математики может организовать звенья для решения конкретных задач урока. Обозначим буквами a, b, c и d учащихся, принадлежащих соответственно группам A, B, C и D. 

Прежде всего, необходимо составить полные звенья. На схеме 1 представлен способ составления звеньев, состоящих из четырех школьников, принадлежащих разным типологическим группам.

Из полного звена образуются звенья из двух учеников, при этом возможны три различных способа (схема 2).

При составлении звеньев из трех учащихся возможны шесть различных способов (схема 3): в I и II случаях весь класс разбивается на звенья – тройки, а в III – VI случаях кроме учеников, включенных в звенья – тройки, в классе остаются учащиеся одной типологической группы, не включенные ни в одно звено. Таким образом, учитель на уроке может организовать работу с определенной типологической группой в то время, когда остальные учащиеся работают в звеньях – тройках.

Итак, выделенные из полного звена пары и тройки не являются постоянными для учащихся: учитель меняет их в зависимости от цели и задач групповой работы.

СХЕМА 1                                                                 СХЕМА 2

1-я парта                    

2- парта

3-я парта

4- парта

     I                       II                       III

--------           ----------             ---------

СХЕМА 3

                                   I             II             III            IV              V             VI        

1-я парта

2-я парта        

3-я парта

4-я парта

_ _ _ _ _

Работа учителя со звеньями.

Как показал эксперимент, звенья из двух учеников являются эффективными при взаимопроверке и выполнении устных упражнений.

В первом случае каждый учащийся выполняет самостоятельно задание, данное всему классу, а затем организуется взаимопроверка в звеньях из двух учеников. Например, классу дается самостоятельная работа:

  1. Найдите значение выражения        (х – 10)2 – (х + 80) при х = 0,97;
  2. Решите уравнение                              х (х - 1)+ 4(1 – х) = 0.

После самостоятельного выполнения заданий учащиеся проверяют друг  друга,  а  затем  под  руководством  учителя  обсуждаются  результаты  самостоятельной  работы.  В  данном  случае  последовательно  осуществляется  индивидуальная,  групповая  и  фронтальная  работа.

Работа  в  звене-паре  при  выполнении  устных  упражнений  проводится  в  форме  диалога  между  учащимися,  а  затем  учитель  организует  фронтальную  или  коллективную  работу  по  обсуждению  полученных  результатов.

Полные звенья и звенья – тройки, составленные I и II способами, эффективны при организации на уроке сочетание групповой и индивидуальной работы каждого учащегося.   Выполняемые при этом задания могут быть самыми разнообразными: решение задач, построение графиков, составление таблиц, выполнение практических работ и т. д.  Рассмотрим несколько примеров.

Классу дано задание:

  1. Решите систему уравнений известными вам способами:

                   у = 2х – 1

                    7х = у + 9

Работа выполняется в звеньях из трех человек. Звеньевой распределяет задания: одному решить систему графически, другому – способом сложения, третьему – способом подстановки. После индивидуальной работы каждого учащиеся приступают к групповой работе: сверяют ответы, проверяют друг у друга решения, помогают не справившемуся с заданием товарищу.

  1. Функция задана путем перечисления пар: (1; 3), (3; 5), (5; 7), (2; 2), (6; 4). Задайте функцию  а) с помощью стрелок,  б) таблицей,  в) графиком.

Задание выполняется аналогично.

  1. Постройте график функций, заданной формулой  у = - 0,5x2.Найдите по графику, при каких значениях x переменная y: а) принимает значение, равное 0, - 2, -5;  в) принимает значения, меньшие нуля; в) принимает значения, большие – 2.

 Работа выполняется в полном звене. Звеньевой распределяет задания: найти значение функции на одном из указанных интервалов: [-4; -2[, [-2; 0[, [0; 2],  ]2; 4].  Затем все учащиеся заполняют таблицу, строят график, сравнивают полученные ответы.

  Звенья из трех учащихся  III – VI видов эффективны при организации групповой работы в звене в сочетании с фронтальной или коллективной работой учащихся, не включенных в звено.

Исходя из особенностей каждой типологической группы, учитель определяет, цели дифференцированной работы с учащимися и помощь, которую им можно оказать непосредственно на уроке.  Например, работа учителя с группой D направлена либо на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях и навыках, либо на актуализацию знаний и умений, необходимых для изучения нового материала, либо на развитие умений осуществлять самостоятельные действия по образцу, воспроизводить ранее изученные материал, а также на развитие интереса к предмету. Поясним это на одном примере. Все звенья из трех человек III вида получили задание для работы в группе:

Найдите значение выражения

а). 481,92 : 12 – 20,16;

б). 3  5/6 ×1/3 + 6  4/9 : 2.

 Учитель в это время с группой D отрабатывает навыки умножения и деления дробей.

Дифференцированная работа учителя с учащимися группы А направлена либо на расширение и углубление знаний по пройденному материалу, либо на развитие умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой, либо на развитие умений решать нестандартные творческие задачи.

Организация групповой работы учащихся на уроке на основе звеньев из двух, трех и четырех учащихся в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения математики.

Литература: 

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Малафеев Р.И. Проблемное обучение в средней школе. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

Групповая работа как одна из форм коллективной деятельности на уроках математики

Статья рассказывает о групповой форме работы на уроках математики...

Этическая задача, как одна из форм групповой работы педагога-психолога с детьми в школе.

В групповой  работе с детьми педагоги-психологи используют различные формы, методы и техники. Одной из таких новых форм является  - этическая задача. Этическая задача – это модель проблемной...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Доклад на МО по теме"Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроках математики"

Для эффективной организации работы учащихся на уроке математики можно выделить типологические группы , после чего на их основе  скомплектовать звенья....

Квантованный текст и задания в тестовой форме - как одна из форм при ДО

Данный материал знакомит с применением методики В. С. Аванесова при ДО....