Проект «Преодоление,познание,гармония»
проект

Акимова Лариса Викторовна

Духовно-нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022_akimova_l.v.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

                     Государственное автономное общеобразовательное учреждение   Амурской области

                         «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5

                   для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п.г.т.Новобурейский»                                              

                                                                   

                                                                                                                         «Утверждаю»

                                                                                                              Директор школы-интерната №5

                                                                                                               …………… Е.С.Дегтярёв

                                                                                             от………………..2022г

 

                                                                 проект

                                                            / духовно – нравственное воспитание/

                                 

                                                                    Выполнили:

                                                                          Акимова Л.В.-

                                                                     воспитатель высшей категории.

                                                                           

                                                                                           

2022- 2024гг

Актуальность.

                                                                                   

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество всё более осознает,что процесс формирования личности  предполагает в интернатных учреждениях системную  работу, направленную на развитие и коррекцию личности подростка: воспитание чувства доброты , отзывчивости, сострадания, толерантности. Изучение основ православной культуры обусловлено также насущной социально-педагогической потребностью развития воспитательных функций в новых социокультурных условиях. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Развитие у воспитанников с ОВЗ высших культурных потребностей– одна из трудных, но важных задач.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно -нравственное развитие, воспитание и социализация воспитанников  определены как  задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании». В связи с этим, в процессы духовного развития воспитанников включаются также субъекты воспитания и социализации: традиционные российские религиозные организации, учреждения культуры и др.

Православная культура способствует  формированию у подростка положительных взаимоотношений , умение проявить эмоциональные качества такие как : совесть, доброту, заботу. уважение. взаимопомощь и поддержка.

Цель:

Способствовать коррекции межличностного общения  ребенка с ОВЗ в условиях детского дома-интерната на основе взаимосвязанного ( психолого-педагогического) процесса социализации и индивидуализации для более успешной их интеграции в социум.

БЛОК  1           «Основы православной культуры»

 

   / сотрудничество с Приходом  имени  Блаженной Ксении Петербургской/

 

  Пояснительная записка

Мы живем в эпоху полных противоречий.  Трудно нам, трудности испытывают дети, воспитывающиеся в нормальной полноценной семье. А куда сложнее детям с ОВЗ, воспитывающихся в условиях материнской депривации- в интернатных учреждениях, с отчужденностью от общества, с умственными и психологическими

 отклонениями, физическими недостатками, личными травмами.

11-15 лет -  этот возраст можно считать подготовительным этапом к  интеграции их в социум.

Интеграция детей с ОВЗ в общество предполагает:

  • воздействие общества и социальной среды на личность ребенка
  • активное участие в этом процессе и системе социальных отношений самого ребенка

       Сложный процесс социализации предполагает решение 3-х главных проблем в     коррекционно-воспитательной работе с умственно-отсталыми детьми:

  • развитие его личности и межличностного общения
  • подготовку к самостоятельной жизни
  • профессиональную подготовку

У наших  воспитанников, в силу их стационарного пребывания в школе-интернат, т.е. вынужденной изоляции и ограниченности  личного пространства, наблюдается:

  • однообразие социальных контактов и предметно-пространственной среды
  • искажены представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе
  • отчужденность от общества
  • психологические травмы личности

А это, в свою очередь, приводит к значительным искажениям во всех сферах его развития, в том числе, к нарушениям социализации и индивидуализации.

Наиболее актуальной и важной из 3-х проблем социализации для воспитанников среднего звена считаем  проблему межличностных отношений, т.к. отношение к другому человеку, сверстнику составляют основу человеческой жизни и является центром нравственного становления личности у детей с УО вообще.

Работа над этой проблемой легла в основу данного  проекта. Исследовательская работа(наблюдения, анкетирование) в данном направлении позволила отметить, что межличностные отношения  воспитанников  действительно  имеют свою специфику - две ведущих формы взаимоотношений:

1.Тревога по отношению к взрослым, т .е. когда ребята претендуют на внимание воспитателя и др., используя для этого различные предлоги.

2.Враждебность по отношению ко взрослым, т.е. когда наблюдается неприятие ребенком окружающих его взрослых, проявление агрессии, асоциального поведения.

Дело в том, что  средний возраст воспитанников - это один из опасных периодов развития детей с ОВЗ, страдающих умственной отсталостью, т.к. в это время обостряются все психические процессы и усугубляются личностные отклонения в развитии. Замечено, что ребята в своем общении используют:

         * обвинительные реакции типа «дурак, идиот, урод и др.»,

          матерные выражения

          *различные формы агрессивного поведения:

-физическо-вербальную

-активно-пассивную

                               *стремятся обвинить окружающих, не желая признать свою вину                 (курение, кражи, проникновение на чужую территорию),т.е. по существу происходит доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях.

 Учитывая вышесказанное, решено  расширить план индивидуальных  групповых бесед нравственного содержания, используя  Блоки- «Я», «Я и другие» (1 раз в месяц) с чтением православной художественной литературы, где дети будут накапливать социальный опыт и учиться:

-анализировать и правильно оценивать не только свои поступки, положительные и отрицательные стороны своего поведения, но и одногруппников, а также, людей, которые их будут окружать в социуме.

-выявлять причины возникновения конфликтных ситуаций и находить «мирные» пути выхода из любого конфликта.

-отрабатывать модели коммуникативного поведения.

Реализовать    Блок 1  данного   проекта планируется с участием представителя социума - настоятеля Прихода Блаженной Ксении Петербургской (....ф и........) ,

а также во взаимосвязи с социальной и психологической  службами школы - интерната.

Духовно-нравственные занятия из цикла «Мир внутри нас» будут проводиться им в рамках православной школы    и  носить  этико-философский характер, на которых на основе личного принятия ребенком нравственно-этических норм и правил поведения, настоятель попытается помочь воспитанникам обрести чувство защищенности, преодолеть недоверие к миру, помочь понять детям, что они в нем не одиноки.

Приобщать к русской национальной культуре будет через размышления о добре и зле, выстраивая их на сугубо христианской основе; знакомить с основами народных традиций и обрядов: Масленица, Пасха, пост, Рождество и др; разъяснять основные понятия православной культуры: Бог, икона, Храм, ангел-хранитель и др. и сразу вводить нравственные категории: совесть, раскаяние, милосердие, сдержанность, терпение к другому.

 Занятия  православной школы будут проводиться 1 раз в неделю  в первую  половину дня. Регламент 30-35 мин.

Считаем посещение православной школы   необходимым, так как  внутренний мир или внутреннее душевное состояние человека важны для него как и мир внешний ведь вместе они составляют его жизнь, единое гармоничное целое.

Групповые беседы в рамках факультатива планируется проводить два раза в неделю: вторник, среда с вечерним чтением православной художественной литературы.

Задачи:

  1. Формирование знаний об основах православной культуры
  2. Воспитание привычки к делам милосердия
  3. Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм  общественного поведения
  4. Воспитание толерантности и таких черт характера как уважительность, честность, доброта, сдержанность
  5.  Приобщение к культурным традициям своего народа

   Блок 2              «  Интересное рядом»    

     / сотрудничество с  МБУК Центральной межпоселенческой библиотекой

          Бурейского округа/

Пояснительная записка.

     Социальная адаптация  является универсальной основой  для личного и социального благополучия любого человека. Люди с ограниченными возможностями развития,  молодые инвалиды  не в состоянии  самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование  в социальной среде и успешно реализовать  в ней свои потребности и цели.

    Замечено, подростки и более старшие ребята с ограниченными возможностями, в большинстве случаев, не умеют общаться. Специфика таких ребят: умственное, психическое, социальное и физическое развитие, накладывает отпечаток  на отношения со сверстниками и окружающими их взрослыми. От того, как сложатся, эти отношения  ребят во многом зависит последующий путь их  личностного и социального развития, а значит, и их  дальнейшая судьба.

 Замечено: у подростков в условии материнской депривации межличностные отношения представляют собой систему исполняемых ролей, установок, ориентации, ожиданий, через которые они учатся воспринимать и оценивать друг друга.

  Поэтому, считаем необходимым  скорректировать у детей с ограниченными  возможностями  межличностные  отношения  и обеспечить  их собственную внутреннюю активность.          .

 Задачи:

 *коррекция навыков межгруппового взаимодействия: мышления,

   поведения, устной речи.

 *воспитание положительных качеств и позитивного отношения к

   себе, окружающим взрослым  и людям из социума

 *развивать мотивацию  к творческой деятельности

           

Характеристика   проекта.

*по форме -  государственный

*по типу    - социальный

*по виду    - информационно - познавательный

* по длительности – среднесрочный-2 года

Участники проекта

 школа – интернат № 5:

  1. директор школы - интерната
  2. заведующий по воспитательной работе
  3. педагог - организатор, воспитатели, психолог

            социум :

              1.священник, работники Прихода

              2.работники Центральной межпоселенческой библиотеки, районного  

                 Краеведческого музея

Целевая аудитория:

Воспитанники 11-15 лет

Место проведения:

*МБУК ЦМБ Бурейского округа

* ГАОУ школа – интернат №5, п.г.т.Новобурейский

*Приход имени Блаженной Ксении Петербургской

              

Сроки проведения:  

 сентябрь 2022г – май 2024г

Основные формы реализации проекта:

*совместные мероприятия

* участие в районных и областных выставках и конкурсах детского

   творчества

* участие в оформлении фотоальбома

 Деятельность   педагога

*формулирует проблему

*определяет задачи

*планирует  и организует деятельность

*изучает необходимую дополнительную литературу

*участвует  в школьном конкурсе проектов с демонстрацией продукта деятельности по достижению цели.

  Деятельность детей

*вхождение в проблему

*принятие задач

*формирование специальных знаний, умений и навыков для достижения цели

*участие во всех видах деятельности

 

Прогнозируемый   результат

воспитанники:

*развили коммуникативные навыки и научились общаться со сверстниками и людьми из внешней среды

*приобрели  новых друзей, научились проявлять инициативу

*повысили уровень самооценки, научились сопереживать товарищам

*научились работать в коллективе, творчески, активно использовать своё свободное время.

План мероприятий          Блок 1                    2022-2024гг

-

Вечернее чтение православной художественной литературы

СРОКИ

ФАКУЛЬТАТИВ.

видио- просмотры

СРОКИ

Про добрую пчёлку

сентябрь

Религия.Понятие.

Золотые правила этики.

сентябрь

Богатство души

октябрь

Как Христианство пришло на Русь

октябрь

Петяня

ноябрь

Размышление о Боге.Вера.

ноябрь

Обманулись

декабрь

Православие.

Библия.

декабрь

Православный календарь/рассмат-ривание/

январь

Рождество. Заповеди.

январь

Милосердие.Со-

страдание

февраль

Христос. Библия.

Иконы.

февраль

Живой родник

март

Молитва.Скверно-

словие

март

Добро и зло.

апрель

Крест.Храм.

Крещение.

апрель

Выставка рисунков

май

Свеча. Пасха.

май

План занятий православной школы по отдельному плану

План мероприятий          Блок 2                       2022-2024гг

воспитатель

сроки

библиотека

План мероприятий  с Краеведческим музеем по договорённости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...