Развитие навыков чтения нот с листа на аккордеоне.
методическая разработка

Князева Ольга Анатольевна

Методическое сообщение на тему " Развитие навков чтения нот с листа". Данная разработка посвящена одному из основных навыков музыканта, чтению нот с листа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чтение нот с листа18.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «ДШИ Всеволожского р-на, пос. им. Морозова»

Методическое сообщение на тему

«Развитие навыков чтения нот с листа на аккордеоне»

Преподаватель по классу аккордеона: Князева О.А.

2022

                                             Лучший способ научиться быстро читать -

                                                    это как можно больше читать.

                                                                  И. Гофман.

1. Введение.

Свободное чтение с листа - это умение исполнять произведение по нотам с первого раза, в нужном темпе и характере. Этот навык является одним из самых главных видов техники. Навык чтения нот с листа приобретается постепенно. Таким образом , воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания преподавателя ДШИ.

Основная задача – научить учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора. Важно, чтобы педагог воспитывал в учащихся осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. Беглое чтение нот с листа необходимый профессиональный навык для знакомства с художественным репертуаром. Чтение нот с листа должно составлять определенную каждодневную часть занятия учащегося. Итак, чтение с листа - один из кратчайших и наиболее перспективных путей музыкального развития учащегося.

2.Основная часть.

Чтобы легко читать ноты с листа, требуется  отличное знание клавиатуры аккордеона, знание порядка расположения белых и черных клавиш на правой клавиатуре, знание нотной грамоты, длительностей нот,  знаков альтерации, пауз, обозначения аккордов в левой руке.  

В начале берутся простые пьесы для чтения:

Отсутствие знаков альтерации, гаммообразная последовательность, диапазон терции-квинты, простейший ритмический рисунок, медленный и умеренный темпы. И только потом можно усложнять репертуар: минорный лад, ключевые знаки, модуляция, шире диапазон, скачки мелодии и баса, аккорды, усложнение ритма, полифония.

Одно из главных условий чтения нот с листа заключено в мысленном (зрительном) опережении читающим того, что непосредственно звучит в данный момент. Видя ноты, исполнитель одновременно трансформирует их с помощью внутреннего слуха в звуковую картину, пользуясь системой слухо-клавиатурных связей и воплощает эти элементы в цепи соответствующих движений: вижу - слышу - играю.

Вижу – восприятие нотного текста во всех проявлениях.

Слышу – способность услышать нотный текст до прикосновения к клавиатуре инструмента (внутренний слух).

Играю – стремление к художественному исполнению.

Чем старше и опытней учащийся, тем дальше он видит и слышит.

Еще одно условие для чтения с листа заключается в ориентировании при игре на графические абрисы нот (по контурным очертаниям нотных структур). Учащийся должен охватить взглядом общую конфигурацию: движение вверх или вниз, поступенно или нет. По характерному внешнему облику учащийся не испытывает необходимости в расшифровке каждого звука, он определяет типовые формулы фактуры.

  • Гаммы
  • Арпеджио различных видов
  • Движение баса

План подготовки к чтению с листа:

  1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки.
  2. Прохлопать ритм.
  3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и мелодические повторы, части, разделы.
  4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы.
  5. Продумать аппликатуру.
  6. Определить темп.
  7. Обратить внимание на штрихи и динамические оттенки.

Средства музыкальной выразительности.

Выразительности чтения литературных произведений добиваются путем интонации голоса, а в музыке выразительное исполнение основано на правильном выполнении динамических оттенков, штрихов, фразировки.

Обязательно при чтении нот с листа учащийся должен использовать все средства художественной выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма - все это поможет аккордеонисту лучше передать характер произведения, исполняемого по нотам, правильнее выявить кульминацию, ярче исполнить музыкальные фразы. 

Аппликатурная техника.

Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники. Аппликатура опирается на общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы последовательности пальцев, навык позиционных последований осваивается на материале секвенционных, гаммообразных построений, на материале арпеджио.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции можно начинать выработку аппликатурной реакции на вертикальные комплексы - интервалы и аккорды.

Ошибки учащихся при чтении нот с листа.

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа

ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;
  • игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;
  • потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;
  • невнимательность к динамическим знакам;
  • пренебрежение знаками агогики.

3.Заключение.

Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребенка.

Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения аккордеониста.

Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта.

Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.

В процессе занятий читкой также развиваются такие характеристики интеллекта, как сообразительность, умение концентрировать внимание, собираться.

Список используемой литературы:

  1. Акимов Г. Школа игры на баяне. Москва, 1981.
  2. Платонов В. Чтение нот с листа. Пособие для баянистов. Москва, 1963.
  3. Чтение нот с листа. Музыкальная энциклопедия. Москва, 1973.
  4. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. - Москва, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом кл...

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"...