Рецензия
материал

Кожанова Наталья Владимировна

Рецензия

 

на обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы  МБОУ СОШ №1 г. Моздок, Кожановой Н.В по теме: "Организация и проведение уроков русского языка и литературы с использованием современных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retsenziya_kozhanova.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензия

на обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы  МБОУ СОШ №1 г. Моздок, Кожановой Н.В по теме: "Организация и проведение уроков русского языка и литературы с использованием современных технологий"

Кожанова Наталья Владимировна – педагог, обладающий знаниями и умением применять на практике современные образовательные технологии.

          Опыт работы Натальи Владимировны, заслуживает особого внимания, по организации и проведению дистанционных уроков.

         Успешное использование информационных технологий способствует комплексному развитию интеллектуальных способностей учащихся.

 Обоснование актуальности опыта.

  Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.

В последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Одна из основных причин этого, на мой взгляд, в том, что мы, учителя-словесники, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Поэтому преподаватель должен сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Реализация в России государственных программ «Единая информационная образовательная среда», «Компьютеризация школ» и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями - современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, Наталья Владимировна использует эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на своих уроках, так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Решение образовательных задач невозможно без использования современных информационных технологий.

Ведущей педагогической идеей опыта является применение современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Именно поэтому Кожанова Наталья Владимировна активно использует в своей педагогической деятельности ИКТ как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Научная концепция освоения опыта:  воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Считаю, что внедрение новых образовательных стандартов является отличным условием обеспечения современного образования и средством повышения качества образования в школе. Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Новизна опыта: Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. В связи с этим на уроках русского языка и литературы я использую информационные технологии согласно возрастным особенностям учеников, потому что компьютер не сможет никогда заменить человеческое общение, столь необходимое на уроках литературы.

Наличие и целесообразность приложений: В приложении к опыту работы учителя даны подробные разработки уроков с использованием приемов и методик обучения, что будет полезно и интересно как молодым специалистам, начинающим свою  педагогическую деятельность, так и для остальных учителей, изъявивших желание применить в своей деятельности описанные приёмы интеграции современных образовательных технологий.

Наличие теоретической базы опыта

В своей педагогической деятельности Наталья Владимировна  активно применяет  информационно-коммуникационные технологии, т.к. сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

В результате использования на уроках ИКТ формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается

ролевыми, деловыми играми, уроками- практикумами. Групповая работа

 возможна  на   уроке  на разных его этапах.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Тестовые технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, по русскому языку в новой форме.

Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Проблемное и эффектное название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся. Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны письменные (творческие) работы, в ходе выполнения которых они находят ответ на поставленный вопрос.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагаю создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке.

Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.  Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они

способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

         Использование на уроках разноуровневых заданий снижает  нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.  Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

          На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

         При подготовке к урокам учитель обращает  внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу и другие.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

 

Результативность опыта.

        Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты: 

-развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует осмысленному изучению материала,  приобретению  навыков самоорганизации, превращению систематических   знаний  в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и  интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление.

Применение современных образовательных технологий позволяет Наталье Владимировне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, формировать элементы информационной культуры, и.т.д.

Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в ВУЗы и другие специализированные учебные заведения.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому   языку   и   литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности обучения и самообучения, повышения качества образования.

Перспективы применения актуального опыта в практике:

 Наталья  Владимировна  регулярно делилась опытом своей работы не только на педагогических и методических советах школы, но и на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы.

Перспективы  применения актуального опыта в практике способствует:

- всестороннему гармоническому развитию личности ребенка

- воспитывает у детей мотивацию к обучению,  способствует повышению

         качества знаний обучающихся.

- развитию творческих способностей и мышления учащихся.

- расширяет возможности познавательной и самостоятельной деятельности    

   с учетом индивидуализации ребенка.

- развитию исследовательских навыков в процессе обучения

- формированию  активной  жизненной позиции в современном обществе.

- формированию информационной культуры не только детей, но и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс

Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...

Рецензия на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"

Материал содержит примерную рейензию на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"...

Рецензия на дифференцированные тестовые задания.

Трудовое обучение: швейное дело-5класс....

Отзыв и рецензия на книгу (спектакль)

Отличие рецензии от отзыва. Образец резензии на спектакль в Малом театре по пьесе А.С.Грибоедова "Горе от ума".Работа ученицы 10 класса, отправленная на сайт Малого театра....

Статья в помощь учащимся:"Как писать рецензию?"

В данной работе представлены рекомендации для учащихся старших классов по написанию рецензии на какое-либо литературное произведение....

Структура сочинения-рецензии.

Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише....