Выступление на окружной конференции с докладом "Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ в ДОО", 2020
материал

Копысова Нина Викторовна

Представлен опыт работы по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нина Викторовна Копысова,

учитель-логопед МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»

г. Пыть-Ях

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МДОАУ ЦРР-д/с "ФАНТАЗИЯ"

Аннотация. Обобщение опыта работы дошкольной образовательной организации по созданию специальных условий обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова. Образовательная организация, специальные условия, Лекотека, инклюзия, дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети с ТНР, дети с ЗПР.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью на образование и обязывающий создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия» является образовательной организацией, в которой созданы комфортные условия для получения дошкольного образования всех категорий воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

С февраля 2019 года образовательная организация является площадкой по реализации проекта сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум».

В 2019-2020 учебном году  образовательную организацию посещают 32 ребенка с ОВЗ, в том числе 4 ребенка-инвалида с ОВЗ. Из них 19 детей посещают группы общеразвивающей направленности в рамках полной инклюзии, 13 детей – 4 комбинированные группы. Адаптированную образовательную программу (АОП) для детей с задержкой психического развития осваивают 11 детей, АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи -  21воспитанник.

Одной из главных задач инклюзивного образования в образовательной организации является создание комфортных условий для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, развитие их коммуникативных, личностных качеств и социальной компетентности.

        На основе АОП  специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк) разработаны индивидуальные образовательные программы (ИОП) для всех детей с ОВЗ, с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Вся коррекционно-образовательная деятельность осуществляется в рамках комплексного подхода к воспитанию и развитию ребенка и тесной взаимосвязи специалистов, воспитателей и родителей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, развитие познавательной, мотивационной, двигательной, эмоционально-волевой сфервоспитанников, что способствует всестороннему и гармоничному развитию личности в целом.

Для всех детей с ОВЗ организовано психолого-педагогическоесопровождение, включающеевыявление трудностей в освоении образовательной программы, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении, мониторинг результатов коррекционно-развивающей работы, оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи.

Одним из специальных условий обучения детей с ОВЗ является использование специальных методов обучения и воспитания. Специальным методом обучения детей с ОВЗ, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, является привлечение максимальной наглядности, активное использование рисунков, схем, символов и других невербальных сигналов, способствующих более эффективному и сознательному запоминанию материала.

        Для заучивания стихотворений, обучения составлению рассказов по картинке, пересказу коротких сказок и рассказов активно используются мнемотаблицы и мнемокарточки. Усвоив принцип составления таких таблиц, дети с удовольствием делают их сами, развивая таким образом ещё и графомоторные навыки.

        Индивидуализация обучения предполагает поиск методов и приёмов обучения, оптимальных для конкретного ребенка. Поэтому для детей с ТНР, испытывающих трудности в автоматизации звуков в речи, также используются символы звуков. Для этого перед ребенком кладется картинка, под которой изображается схема слова, указывается символ нужного звука и его место в слове. Ребёнок учится произносить слова, сначала, опираясь на такие карточки, а затем без них.

        Среди детей с тяжелыми нарушениями речи особую группу составляют неговорящие дети, таких детей у нас восемь.

        Основными задачами коррекционной работы с такими детьми являются: развитие понимания обращенной речи путем пополнения словарного запаса и активизация самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.

        Важным условием для реализации поставленных задач является установление доверительного телесно-эмоционального контакта с ребенком.

        И только после этого, учитывая интересы и предпочтения ребенка, создаются такие игровые ситуации, в которых учитель-логопед побуждает ребенка к звукоподражанию и произнесению простых слогов и слов.

        В работе с детьми с ЗПР с целью сохранения устойчивости и концентрации внимания, как ни парадоксально, используется прием «обеднения» развивающей предметно-пространственной среды (РППС). При организации рабочего места необходимо убрать игрушки и предметы, отвлекающие внимание.

        Во время занятий активно используется смена видов деятельности, задания на участие различных анализаторов, увеличение времени на выполнение задания, короткие и четкие речевые инструкции. В конце занятия используются методы положительного подкреплениядля формирования позитивного восприятия себя и других.

        В тесном контакте ведется работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется «Журнал взаимодействия с педагогами по реализации ИОП», в котором коррекционные педагоги (учитель-логопед и педагог-психолог) дают рекомендации по закреплению новых знаний и умений.

         В комбинированных группах организованы речевые пятиминутки, включающие артикуляционную и пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения, речевые игры на расширение словарного запаса. Речевые пятиминутки проводятся в первой половине дня, перед обедом и посвящены теме недели. В режиме дня комбинированных групп предусмотрено время для проведения «Минуток доброты» с целью  воспитания толерантного отношения всех детей и взрослых друг к другу. Для реализации личностно-ориентированного подхода к детям с ОВЗ разработаны «паутинки», в которых отражено содержание деятельности всех  педагогов, работающих с ними.

        Дети с ОВЗ совместно со всеми детьми дошкольной организации участвуют в реализации общесадового проекта «Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы» по формированию навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса и ознакомлению с достопримечательностями изучаемой местности.

        Также в дошкольной организации реализуется педагогический проект по формированию интонационной выразительности у старших дошкольников с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности «Дружат дети всей земли». Идея которого – обратить внимание общественности на особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи, помочь таким детям выйти из состояния изолированности и получить социальный опыт. Цель проекта - организация открытого городского литературного конкурса чтецов среди детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Таких детей не часто привлекают к выступлению на утренниках, участию в спектаклях, что приводит к неуверенности и заниженной самооценке. Однако, все дети, несмотря на особенности их развития, хотят быть замеченными в кругу своих сверстников и взрослых. Поэтому и возникла идея создания такого проекта, в ходе реализации которого, дети с речевыми нарушениями имеют возможность показать успехи и итоги длительной кропотливой работы совместно с  учителем-логопедом. В ходе подготовки к литературному конкурсу организуются различные формы работы с детьми: проведение дыхательной, артикуляционно-мимической гимнастики, логоритмические упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, разучиваются потешки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения. В подготовке к конкурсу принимают активное участие родители и воспитатели групп. Они готовят декорации, костюмы для детей. Тема литературного конкурса каждый год разная и определяется, исходя из интересов детей. На конкурсе дети не только читают стихи, но и играют, отгадывают загадки, встречаются с любимыми литературными героями. Данный проект реализуется уже девятый год. За это время в проекте приняли участие около 250 воспитанников с различными нарушениями речи, расширилась территория участников проекта. Сначала проект реализовывался только в детском саду, затем вышел на муниципальный уровень, последние три года в проекте принимают участие дошкольные образовательные организации Пыть-Яха, Нефтеюганска и Нефтеюганского района. Разработанный план реализации проекта позволил существенно оптимизировать организацию системы работы с детьми, имеющими  тяжелыенарушения речи.

        Несмотря на внедрение инклюзивного образования на территории Российской Федерации не все дети имеют возможность посещать дошкольные организации, даже в рамках точечной инклюзии, в силу психофизических особенностей и поведения, уровня здоровья и коммуникации. С целью оказания ранней коррекционной помощи детямгруппы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями, а также сопровождения семей, имеющих таких детей,  в МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» с октября 2018 года реализуется проект «Лекотека как вариативная форма получения дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, не посещающими дошкольные образовательные организации».

         Для эффективной реализации этого проекта создана особая развивающая предметно-пространственная среда.

        Пространство Лекотеки представлено в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих игр и игрушек. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, мотивирует к различным видам деятельности.

                За время работы проекта Лекотеку посещали 10 воспитанников.

        Основной формой деятельности в Лекотеке являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, которые предполагают активное участие родителей и близких родственников.

        Во время проведения группового игрового сеанса, как правило, организуется интегрированная коррекционно-развивающая деятельность детей совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом в рамках одной лексической темы, затем к ним постепенно подключаются другие педагоги. Такая система работы позволяет наблюдать за изменениями в поведении и деятельности детей и родителей, выступать специалистам в роли супервизоров друг для друга, повышая тем самым эффективность коррекционного воздействия.

                Положительные результаты деятельности Лекотеки позволяют надеяться, что в процессе реализации индивидуальной коррекционно-образовательной программы и постепенной социализацией  «особенного»  ребенка появится возможность постепенного вхождения его в группу типично развивающихся сверстников. Из 5 воспитанников, посещавшим Лекотеку в прошлом учебном году, в этом учебном году трое уже переведены в  группы детского сада. Таким образом,  Лекотека стала своеобразным «лифтом» для  их полной инклюзиии и это уже маленький успех.

                Кабинет педагога-психолога оснащен «Игровым набором психолога», предназначенным для индивидуальной работы с детьми, коррекции их интеллектуальных способностей и развития мелкой моторики.

             Особый интерес у детей вызывает игровой набор «Королевство чисел», который предназначен для развития элементарных математических представлений у детей. Дидактическое назначение - стимуляция познавательной активности ребенка, развитие мышления, речи, мелкой моторики, ориентировки на плоскости и в пространстве. Карточки с заданиями можно использовать в разных комбинациях, одновременно давая детям задания из разных тем: конструирование, элементарный анализ, отношение, упорядочение, классификация, порядковые числа.

                Не меньшей популярностью пользуется и игровой набор «Дары Фребеля», позволяющие формировать первые впечатления ребенка о физическом мире, развивающие игры В.Воскобовича - конструкторы, головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

          В образовательной организации создана мультипликационная студия «Мульти-пульти», позволяющая создавать мультфильмы развивающего и воспитательного характера на основе рисунков детей и взрослых. Так, в этом году была снята мультипликационная сказка по пожарной безопасности «Непослушный колобок».

                В качестве основного метода положительного воздействия на ребёнка с ОВЗ можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью.

        Консультационная помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и детей-инвалидов с ОВЗ оказывается в индивидуальной форме (беседы) и групповой (родительские собрания, семейные клубы и пр.), а также через официальный сайт образовательной организации.

Индивидуальное консультирование проводится регулярно с целью вовлечения родителей в образовательную деятельность, обсуждаются успехи и затруднения ребенка, даются рекомендации для закрепления полученных знаний в домашних условиях.

Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ регулярно участвуют во всех групповых формах взаимодействия: групповых и общесадовых родительских собраниях, круглых столах, семинарах и семейных клубах, днях открытых дверей.

На сайте образовательной организации создана страница «Инклюзивное образование», где дано определение понятия «инклюзия», описаны основные принципы инклюзивного образования, представлены нормативно-правовые документы, касающиеся инклюзивного образования.

        Созданные специальные условия для развития и воспитания  детей с ОВЗ позволили оптимизировать образовательную деятельность, сделать ее эффективной и привлекательной для детей.

        В настоящее время продолжается поиск современных образовательных технологий, позволяющих сделать инклюзивное образование занимательным и доступным Интересной находкой стал учебно-методический комплекс «ИнженерикУМ», использование которого  будет способствовать освоению конструирования, робототехники, алгоритмики, программирования и развитию логического мышления у детей с ОВЗ. Для оказания методической и консультативной поддержки педагогов образовательной организации были приглашены специалисты челябинского института переподготовки и повышения квалификации  работников образования, которые провели семинар-практикум  по работе с данным учебно-методическим комплексом.

        Надеемся, что дальнейшее сотрудничество будет  эффективным, взаимовыгодным и откроет дальнейшую перспективу развития всех участников образовательных отношений.

Список литературы

1. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения.-М.:Гном-пресс,2000.

2. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.-СПб.:Речь,2004.

3. Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям.-М.:ACADEMIA,2006.

4. Ульенкова, У.В., Лебедева, О.В. организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.- М.:ACADEMIA,2002.

5. Шипицина, Л.М.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста  / Л.М. Шипицина, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н.Яковлева. – СПб.: Речь, 2003.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», [Электронный ресурс]  Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...

Выступление на окружной конференции

В выступлении тезисно сформулированы особенности обучения детей с задержкой психического развития...

Презентация на тему: Создание специальных условий для развития, воспитания, обучения детей с нарушениями зрения и слуха.

Как создавать среду в образовательных организациях для комфортного пребывания  для детей с нарушениями, для их полноценного обучения, воспитания и развития....

Создание специальных условий обучения для детей с ОВЗ

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с уче...

Выступление на окружной конференции 2022 "Создание специальных условий для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ"

Рассматриваются специальные условия для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...

Выступление на окружной конференции (статья) 2023 на тему: " Социализация и развитие детей с ОВЗ в системе оказания ранней помощи"

Представлены вариативные формы получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, не посещающими ДОО...