Конспект урока по биологии "Условия прорастания семян", 7 класс. Специальное (коррекционное) обучение и воспитание.
план-конспект урока (7 класс)

Бадаева Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема урока – Условия прорастания семян  (второй урок по теме)

Тип урока – урок исследование

Учебник – Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /З.А.Клепенина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 224с. : ил.

Учитель – Бадаева Анна Владимировна

Цели:

Познавательные – формирование представлений у учащихся об условиях прорастания семян гороха, через самостоятельное проведение опытов с оречевлением собственных действий;

Развивающие – формирование умений постановки опытов; развитие наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы; учить анализировать влияние факторов, последствия влияния факторов на прорастание семян; развивать интерес к самостоятельному поиску полезной и занимательной информации касательно урока;

Личностные – формирование знаний необходимых для правильного самостоятельного посева семян, о росте и питании проростков; учить выявлять и оценивать риски (плохие семена, старые семена, сильно высохшие, несоблюдение условий); умение управлять своей познавательной деятельностью; воспитание интереса к земледелию;

Метапредметные – анализ объектов с целью выделения признаков с последующим синтезом; работа с учебником и дополнительным материалом; работа в группе, умение принятия решений, оценка действий партнера.

Оборудование: 3 чашечки Петри (с семенами гороха), блюдце, инструкции для лабораторий, карточки с буквами, презентация (с фотографиями I и II этапов работы), семена растений (фасоли, риса, земляники),  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация

- Вы уже знаете, что жизнь цветкового растения начинается с семян. А какие бывают семена?

- Что сходное у всех семян?

- Ребята, а растения живые? Докажите свою точку зрения.

Правильно, молодец! Зарабатываешь + .

СЕПЫМОЛИНЯ – найдите здесь два слова, которые мы уже прошли по биологии.

Думают и отвечают на вопросы. Семена бывают различными по форме, окраске, размерам, весу.

Сходное строение семени, там обязательно есть зародыш и запас питательных веществ для него.

Я считаю, что растения – это живые организмы, так как они питаются, растут и размножаются.

Учащиеся находят слова: семя и опыление, объясняют их.

Мотивация

Вызов интереса через проблему. Помните вопрос, который я вам задала на прошлом уроке? Чтение рассказа «Как бобы пароход разорвали».  

- Почему бобы пароход разорвали?

- Какой вывод мы можем сделать? Нужна ли семенам вода? Для чего?

Внимательно слушают рассказ. Выдвигают свои предположения.

- Мне кажется, это случилось потому, что когда сухие семена намокают, то они разбухают и увеличиваются в размерах.

- Семенам нужна вода, она растворяет питательные вещества, которые находятся в семени и питают зародыша.

Постановка учебной задачи

- Ребята, мы начали выполнять кое-что очень интересное на прошлом уроке. Чтобы продолжить нам нужно записать на доске тему урока и выяснить цели. Готовы?

- Распределитесь по 3-4 человека. Каждая группа получит свое задание.

1 группа – карточки с буквами У, С, Л, О, В, И, Я.

2 группа – карточка с процессом «прорастание».

3 группа – блюдце с разнообразными семенами.

- Один человек от каждой команды запишет свое слово.

- Самостоятельно поставьте цели урока, что вы хотите узнать?

- Что нужно сделать для этого?

-Где проводятся опыты?

(Учитель расставляет номера лабораторий на столы учащихся).

- Кто же проводит опыты?

-Давайте повторим инструкцию о технике безопасности.

Слушают

Учащиеся распределяются по 3-4 человека за столы.

Составляют из букв слово.

Объясняют процесс, происходящий у них на карточке.

Объясняют то, что они видят и трогают.

(создание ситуации успеха, формирование умения работы в команде)

Условия прорастания семян.

Я хочу узнать, какие условия нужны для прорастания семян. Как проводить опыт. За сколько дней прорастет горох.

-нужно провести опыт.

-Опыты проводятся в лабораториях.

- Опыты проводят исследователи.

- Вспоминают и проговаривают правила со слайда.

Физминутка для глаз

Фаза реализации, открытие новых знаний.

- Давайте вспомним, какие этапы эксперимента мы провели?

- Что теперь мы будем делать?

- Каждой группе по одной чашечке Петре. Обсудите, какие условия были созданы и что получилось?

1 группа – 1 чашечка Петри. Какие условия были созданы?

2 группа – 2 чашечка Петри. Какие условия были созданы?

3 группа – 3 чашечка Петри. Какие условия были созданы?

-Ребята, а где же 4 чашечка? Какие условия были созданы?

-А в чем разница между условиями  для семян в чашечках 1 и 4?

-Сделайте вывод. Какие условия необходимы для прорастания семян?

Учащиеся рассказывают о этапах опыта: I этап подготовительный – мы подготовили чашечки Петри. II этап – распределили одинаковое количество семян. III этап – создание различных условий. IV этап – анализ результатов и выводы.

Учащиеся обсуждают, делают выводы, каждая группа выступает, доказывает свою точку зрения.  

 Условия – У семян были влага, воздух тепло. Некоторые семена проросли.

Условия – у семян были тепло и воздух, но не было влаги.

Условия – тепло и вода, но к семенам через воду не поступал воздух.

-4 чашечка в холодильнике.

Условия – воздух и влага, но не было тепла.

- Для прорастания семян необходим воздух, вода (влага), тепло.

Физминутка

Первичное закрепление

- давайте закрепим наши знания. Нарисуем схему (один человек у доски).

-

-Ребята, а где вы можете использовать эти знания?

-Вспомните, когда мы с вами садили семена, то у многих не взошли, и мы потом раскапывали землю и находили в глубине семена.

Зарисовывают и проговаривают.

-Эти знания нам нужны для посадки растений.

- Учащиеся слишком глубоко в землю помещали семя,  ему не хватило сил пробиться через землю.

-Какую интересную информацию вы знаете о горохе?

Выступают заранее подготовленные учащиеся: загадки, польза гороха, блюда из гороха.

Рефлексия

- Давайте вспомним, что мы хотели узнать и что узнали?

-Давайте сформулируем главное, что вы выделили на уроке?

-Что на уроке было интересным?

-Важным?  

Капитаны команд оценивают деятельность своей группы.

Ответы учащихся

Выставляют оценки.

Задание на дом

стр. 37 -39, вопросы 1-4.

Записывают домашнее задание, рассказывают, что будут делать дома.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Условия прорастания семян

Слайд 2

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы. Работать за столом следует аккуратно. Не делать резких движений. Осторожно пользоваться стеклянной посудой. Рабочее место держать в порядке. При работе строго выполнять указания учителя. После выполнения работы привести в порядок рабочее место.

Слайд 3

Цели: 1) Узнать какие условия нужны для прорастания семян; 2) Провести опыты и сделать выводы;

Слайд 4

Ход работы: I этап – подготовительный

Слайд 5

Ход работы II этап - распределение одинакового количества семян

Слайд 6

Ход работы: III этап – создание различных условий (рассказываем проделанные действия) 1.Чашечка – 2.Чашечка – 3.Чашечка – 4.Чашечка

Слайд 7

Ход работы: IV – анализ полученных результатов Каковы условия для прорастания семян? Влага Тепло Воздух 1 чашечка 2 чашечка 3 чашечка 4 чашечка

Слайд 8

Домашнее задание: стр. 37 -39, вопросы 1-4.



Предварительный просмотр:

http://byology.ru/wp-content/uploads/2010/07/prorost1.jpg

        

        



Предварительный просмотр:

        

        

        

        

Тема:

Тема:

                          Условия

Вывод

                       Условия

Вывод

1чашечка

1чашечка

2чашечка

2чашечка

3чашечка

3чашечка

4чашечка

4чашечка

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Тема:

Тема:

                          Условия

Вывод

                       Условия

Вывод

1чашечка

1чашечка

2чашечка

2чашечка

3чашечка

3чашечка

4чашечка

4чашечка

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Тема:

Тема:

                          Условия

Вывод

                       Условия

Вывод

1чашечка

1чашечка

2чашечка

2чашечка

3чашечка

3чашечка

4чашечка

4чашечка

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Тема:

Тема:

                          Условия

Вывод

                       Условия

Вывод

1чашечка

Смочили водой,

1чашечка

Смочили водой,

2чашечка

Не смачивали, не заливали водой.

2чашечка

Не смачивали, не заливали водой.

3чашечка

Полностью залиты водой,

3чашечка

Полностью залиты водой,

4чашечка

4чашечка

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Какие условия необходимы для прорастания семян?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

План - конспект урока русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока:"Вопросительные предложения".

Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием во...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».

Конспект урока чтения по теме:  Анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» предназначен для учителя, работающего с учениками 5 класса коррекционной школы. Целями урока является: поз...

План - конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Различение существительных по родам".

Повторение   изученных  грамматических  признаков  имени существительного и знакомство с новым грамматическим признаком.Упражнение учащихся в определении рода существительных ...