Выступление на окружной конференции (статья) 2023 на тему: " Социализация и развитие детей с ОВЗ в системе оказания ранней помощи"
статья

Копысова Нина Викторовна

Представлены вариативные формы получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, не посещающими ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нина Викторовна Копысова, учитель-логопед МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия», ХМАО-Югра, г. Пыть-Ях.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ В МДОАУ ЦРР – Д/С «ФАНТАЗИЯ»

Аннотация: В статье представлен опыт  работы МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия» по социализации и развитию детей с ОВЗ в системе оказания ранней помощи. Представлены вариативные формы получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, не посещающими дошкольную образовательную организацию.

Ключевые слова:дети с ограниченными возможностями здоровья, система оказания ранней помощи, помощь детям с ОВЗ, ранний возраст, дошкольный возраст.

Проблема социального развития детей как никогда актуальна, т.к. один их главных критериев государственного образовательного стандарта дошкольного образования – социализация и индивидуальное развитие ребенка, максимально полное раскрытие его личностного и творческого  потенциала, развития инициативности, всестороннего морально-нравственного и познавательного развития на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

В настоящее время остро стоит вопрос о раннем выявлениидетей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению особых образовательных потребностей.

Данная деятельность должна проходить системно, объединяя все социальные институты в организации процесса выявления детей с ОВЗ и оказании им своевременной квалифицированной помощи:

 ‒ максимально раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья путем диагностики нарушений развития и особых образовательных потребностей;

‒ устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации;

‒ расширение временных границ специального образования и реабилитации, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни;

‒ выделение комплекса специальных диагностических, коррекционно-развивающих задач (не имеющих места в процессе жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка того же возраста);

 ‒ включение родителей в процесс выявления, коррекцию, социализацию и реабилитацию детей, а также организацию их целенаправленной подготовки силами специалистов;

 ‒ подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями.

В этом учебном году образовательную организацию посещает  21 ребенок с ОВЗ, в том числе 3 ребенка-инвалида с ОВЗ. Адаптированную образовательную программу (АОП) для детей с задержкой психического развития осваивают 7 детей, АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи - 11 детей, АОП для детей с интеллектуальными нарушениями - 2 ребенка, 1 ребенок осваивает программу для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

       Обращаясь к ФГОС ДО,  мы понимаем, что его основные требования связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем воспитанников. В их центре ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами ставится задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком,  а  на формирование у детей  умений легко и эффективно адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективную коммуникацию, развивать социальное партнерство и находить решения поставленных задач, используя различные источники информации.  

МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия», являясь площадкой по реализации проекта сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум» с февраля 2019 года,  находится в постоянном поиске продуктивных средств, технологий, методов и приемов работы с детьми с ОВЗ.

Наша образовательная организация имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки, которая была создана для оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ, не посещающим дошкольную образовательную организацию и их семьям. Лекотека - это специально организованная развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей-инвалидов,  детей с  ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте.

Основной формой деятельности с детьми-инвалидами и  детьми с ОВЗ в Лекотеке является индивидуальный и групповой игровые сеансы с включением членов семьи. Работа в Лекотеке выстроена так¸ чтобы сформировать у родителей  предпосылки для осознанного желания к деятельной реализации воспитательной функции своего ребенка. Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы безопасности и принятия, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.  Сотрудничестко специалистов направлено на оказание квалифицированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и членам его семьи, на стимулирование родителей к активному участию в коррекционной деятельности.

Важным условием организации деятельности Лекотеки является правильная организация развивающей  предметно-пространственной среды, которая рассматривается как  комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих, физических  способностей  детей в организованном пространстве. Педагоги Лекотеки организуют развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую содержанию поставленных задач, так, чтобы все участники взаимодействия на игровом сеансе находились в состоянии психологического и физического комфорта, обеспечивали возможность ребенка самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии.

В процессе реализации индивидуальной коррекционно-образовательной программы и социализации  «особенного»  ребенка появляется возможность постепенного включения его в группу нормативно развивающихся сверстников.

Организация Лекотеки дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции, научить родителей эффективному взаимодействию с ребенком с целью успешной социализации и коррекции его развития.

Важным направлением инклюзивного образования в образовательной организации является создание благоприятных условий для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, развитие их коммуникативных, личностных качеств и социальной компетентности, а это  возможно лишь при условии их позитивной социализации.

Личностное развитие ребенка  на уровне дошкольного образования происходит в процессе его социализации и адаптации в коллективе сверстников. Существенные изменения в становлении личности детей дошкольного возраста происходят благодаря развитию способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей. Сегодняшние дошкольники растут в новой социально-экономической среде, отличающейся цифровизацией, когда виртуальный мир все чаще подменяет реальное общение и коммуникацию. Но при этом они еще не умеют управлять своим поведением, неуравновешенны, часто находятся в «плену эмоций». Учитывая изменившуюся социальную ситуацию развития ребенка и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, важно работать в данном направлении, ведь закладывая надежное основание в социально-эмоциональном развитии ребенка, мы  помогаем дошкольнику овладеть способами и приемами контроля своих переживаний, распознавания своих чувств и чувств других людей, регуляции собственного поведения, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте, главным новообразованием которого является произвольность поведения.

Для реализации всего вышеперечисленного коррекционными педагогами используются следующие методы и технологии:, сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры; игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, дидактические игры, рисуночные методы, элементы Арт-терапии и сказкотерапии, релаксационные методы,  психогимнастика и музыкатерапия, социальная терапия, дыхательная  и мимическая гимнастика, элементы кинезиотерапии.

В работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ используются сюжетные линии проекта «Академия Монсиков», в котором сказочные герои Монсики помогают детям в процессе игры развивать эмоциональный интеллект. Задача Монсиков – научить детей лучше понимать себя и окружающих. Например,  монсик Хохотайка помогает создавать радость, Бесстрашный – побеждать страхи, Помогайка научит, как строить доверие, Братья Смыслики помогут взглянуть на ситуацию под другим углом.

Социализация дошкольника предусматривает взаимодействие его с социумом. Коммуникация, общение в основном происходит при помощи разговорной речи. Любые проблемы в развитии речи дошкольника неблагоприятно влияют на его самооценку, деятельность и поведение, а значит на весь процесс формировании личности.

Одним из специальных условий обучения детей с ОВЗ является использование специальных методов обучения и воспитания, к которым относится привлечение максимальной наглядности, активное использование рисунков, схем, символов и других невербальных сигналов, способствующих более эффективному и сознательному запоминанию материала.

Для заучивания стихотворений, обучения составлению рассказов по картинке, пересказу коротких сказок и рассказов активно используются мнемотаблицы и мнемокарточки. Усвоив принцип составления таких таблиц, дети с удовольствием делают их сами, развивая таким образом ещё и графомоторные навыки.

Среди детей с тяжелыми нарушениями речи особую группу составляют неговорящие дети.

Основными задачами коррекционной работы с такими детьми являются: развитие понимания обращенной речи путем пополнения словарного запаса и активизация самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.

Важным условием для реализации поставленных задач является установление доверительного телесно-эмоционального контакта с ребенком.

И только после этого, учитывая интересы и предпочтения ребенка, создаются такие игровые ситуации, в которых учитель-логопед побуждает ребенка к звукоподражанию и произнесению простых слогов и слов.

В дошкольной организации реализуется педагогический проект по формированию интонационной выразительности у старших дошкольников с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности «Дружат дети всей земли». Идея которого – обратить внимание общественности на особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи, помочь таким детям выйти из состояния изолированности и получить социальный опыт. Таких детей не часто привлекают к выступлению на утренниках, участию в спектаклях, что приводит к неуверенности и заниженной самооценке. Однако, все дети, несмотря на особенности их развития, хотят быть замеченными в кругу своих сверстников и взрослых. Поэтому и возникла идея создания такого проекта, в ходе реализации которого, дети с речевыми нарушениями имеют возможность показать успехи и итоги длительной кропотливой работы совместно с учителем-логопедом. Продуктом реализации проекта является организация открытого городского литературного конкурса чтецов среди детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В ходе подготовки к литературному конкурсу организуются различные формы работы с детьми: проведение дыхательной, артикуляционно-мимической гимнастики, логоритмические упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, разучиваются потешки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения. В подготовке к конкурсу принимают активное участие родители и воспитатели групп. Они готовят декорации, костюмы для детей. Тема литературного конкурса каждый год разная и определяется, исходя из интересов детей. На конкурсе дети не только читают стихи, но и играют, отгадывают загадки, встречаются с любимыми литературными героями. Данный проект реализуется уже 12 лет. За это время в проекте приняли участие более 400 воспитанников с различными нарушениями речи. Разработанный план реализации проекта позволил существенно оптимизировать организацию системы работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Вся коррекционно-образовательная и воспитательная деятельность в ДОО осуществляется в рамках комплексного подхода к развитию ребенка и тесной взаимосвязи специалистов, воспитателей и родителей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, развитие познавательной, мотивационной, двигательной, эмоционально-волевой сфер воспитанников, что способствует успешной социализации и гармоничному развитию личности в целом.

Успешной социализации детей с ОВЗ также способствует театрализованная деятельность. Она помогает приобрести опыт преодоления себя, своих комплексов, познать свои возможности, развить эмоциональную сферу,  снять зажатость в общении. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения через нравственную направленность литературного произведения или сказки (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Развитию и адаптации воспитанников с ОВЗ способствует музыка. В процессе музыкальных занятий ребенок усваивает навыки и приобретает опыт в пении, слушании, игре на музыкальных инструментах, в исполнении движений, а также во взаимодействии со сверстниками. Часто именно музыка притягивает детей с аутистическими чертами, они с радостью участвуют в музыкальных занятиях, где через средства музыкальной выразительности они могут раскрывать себя, выражать свои чувства и эмоции. Таким  детям важно помочь научиться понимать свои чувства и управлять ими. Возможно, именно при взаимодействии с прекрасным миром музыки ребенок научится эмпатии.

 Физкультурные занятия в дошкольном детстве также формируют у воспитанников  социальные и нравственные ценности, такие как дружба, сплочённость, справедливость, помогают в формировании гуманистических черт характера. Этому способствуют групповые формы работы по физическому воспитанию: командные игры-состязания, подвижные игры, эстафеты, игры в парах.

Социализация - процесс непрерывный, продолжающийся в течение всего дня в режимных моментах. В тесном контакте ведется работа коррекционных педагогов с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется «Журнал взаимодействия с педагогами по реализации индивидуальной образовательной программы», в котором коррекционные педагоги (учитель-логопед, учитель-дефектолог,  педагог-психолог) дают рекомендации по закреплению изученного на занятии материала.

В комбинированных группах организованы речевые пятиминутки, включающие артикуляционную и пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения, речевые игры на расширение словарного запаса. Речевые пятиминутки проводятся в первой половине дня, перед обедом и посвящены теме недели. В режиме дня комбинированных групп предусмотрено время для проведения «Минуток доброты» с целью воспитания толерантного отношения всех детей и взрослых друг к другу.

Дети с ОВЗ совместно со всеми детьми дошкольной организации участвуют в реализации общесадового проекта «Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы» по формированию навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса и ознакомлению с достопримечательностями изучаемой местности.

В образовательной организации создана мультипликационная студия «Мульти-пульти», позволяющая создавать мультфильмы развивающего и воспитательного характера на основе рисунков детей и взрослых. Дети совместно с педагогами сняли мультипликационную сказку по пожарной безопасности «Непослушный колобок» и познавательный фильм про космос.

Методом дополнительного положительного воздействия на ребёнка с ОВЗ является комплексная  работа с его семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью.

Консультационная помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и детей-инвалидов с ОВЗ оказывается в индивидуальной форме (беседы) и групповой (родительские собрания, семейные клубы и пр.), а также на официальном сайте образовательной организации создан консультативный пункт, направленный на предоставление услуг по оказанию консультативной, методической, практической помощи психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.

Таким образом, оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам помогаетсвоевременно скорректировать имеющиеся недостатки в психическом и (или) физическом развитии, что способствует успешной социализации воспитанников.

Список литературы

  1. Корнева, С. А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи / С. А. Корнева // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 65-68.
  2. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. № 6. – С. 60-68.
  3. Морозова, Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е. И. Морозова // Дефектология. – №3. – 1998. С. 49-57.
  4. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова. – М. : Парадигма, 2015. – 145 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам

Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам на базе информационного сайта ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №52 (http://...

Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам

Неслышащие подростки в силу ограниченных физических возможностей, информационных каналов, общения, разнородности сред, в которых они находятся, подвержены сильным стрессам, депрессиям, психологически...

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Выступление на окружной конференции

В выступлении тезисно сформулированы особенности обучения детей с задержкой психического развития...

Выступление на окружной конференции 2022 "Создание специальных условий для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ"

Рассматриваются специальные условия для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...

Выступление на Питч-сессии для руководящих и педагогических работников Югры по теме: «Опыт работы по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия», 2021

Представлен опыт работы образовательной организации по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...

Выступление на окружной конференции с докладом "Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ в ДОО", 2020

Представлен опыт работы по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО....