Выступление на Питч-сессии для руководящих и педагогических работников Югры по теме: «Опыт работы по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия», 2021
материал

Копысова Нина Викторовна

Представлен опыт работы образовательной организации по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Питч-сессия для руководящих и педагогических работников «Доступная ранняя помощь детям и их семьям: эффективные практики дошкольных образовательных организаций Югры», 30 апреля 2021 года

«Опыт работы по оказанию ранней помощи детям и их семьям

в МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия»

Важнейшей задачей совершенствования современного дошкольного образования является достраивание отсутствующего звена, нового структурного элемента - системы оказания ранней помощи и раннего развития ребенка, которая должна стать неотъемлемой частью системы общего образования.

В национальном проекте «Образование», и в федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» особое внимание уделено созданию условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования, воспитания и раннего развития детей в возрасте до трех лет.  В программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» также сделан акцент на доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Ранний возраст является особым периодом в жизни ребенка. Это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития и успешности в будущем. Поэтому «командой изменений» детского  сада «Фантазия» в 2018 году была разработана развивающая психолого-педагогическая программа «Вместе с мамой» для детей раннего возраста от 1 года до 1 года 6 месяцев, их родителей и педагогов. Целью программы является  создание условий для развития личности ребенка через специально организованную деятельность посредством реализации модели взаимодействия «педагог-ребенок-родитель» и адаптация детей от 1 года до 1 года 6 месяцев к условиям дошкольной образовательной организации.

Программа успешно реализовывалась в образовательной организации в течение 2-х лет. Все  воспитанники, посещавшие ГКП зачислились в группы раннего возраста от 1,6 до 2 лет  на полный день. Их адаптация проходила легче, быстрее и спокойнее, чем у детей, не посещавших ГКП. Дети стали активными, любознательными, легко взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Психологическое состояние и воспитанников, и родителей, освоивших программу «Вместе с мамой», выгодно отличается от не получавших данную услугу. Родители не только повысили свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка, но и увидели особенности взаимодействия педагогов дошкольной организации  с их детьми. Это способствовало установлению доверительных, партнерских отношений. Педагоги получили практической опыт работы с детьми раннего возраста.

Анализируя положительный практический опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями, мы увидели дальнейшую перспективу. И в 2020 году была разработана образовательная программа группы кратковременного пребывания для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев с 5-ти часовым пребыванием Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка - детский сад «Фантазия». Данная программа предполагает 5-ти часовое пребывание детей без родителей. Программа разработана в рамках Федеральной сетевой инновационной площадки по теме: «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста».

Цель Программы: создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.

Предвидим Ваши вопросы: зачем отдавать таких маленьких деток в детский сад, разлучая с мамой? Конечно, с точки зрения возрастной психологии, ребенку этого возраста наиболее комфортнее находиться с мамой. Однако, современные родители стремятся, как можно раньше выйти на работу, хотя бы на неполный рабочий день в связи с финансовой необходимостью, боязнью потерять рабочее место или для того, чтобы выйти за рамки пространства дома, квартиры. И в этом случае группа кратковременного пребывания может стать эффективным решением данной проблемы.  Также взаимодействие педагогов и родителей воспитанников группы способствует повышению психолого-педагогических компетенций родителей в вопросах воспитания и развития детей данного возраста, а сами дети получают возможность раннего развития, что повлечет за собой дальнейшее гармоничное развитие малышей. Проведенный опрос родителей, имеющих детей раннего возраста, показал, что спрос на данную образовательную услугу в нашем городе  есть. Приятным бонусов для родителей является то, что данная услуга оказывается в образовательной организации на некоммерческой основе.

Также в 2020 году была разработана развивающая психолого-педагогическая программа группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой» для детей от 6 месяцев до 1 года Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка - детский сад «Фантазия». Программа также разработана в рамках Федеральной сетевой инновационной площадки.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в организации развивающей деятельности, а именно в кратковременном пребывании (2 раза в неделю в течение 2 часов) детей в образовательной организации вместе с мамой, что позволяет сохранить психологический комфорт семейного воспитания и постепенно вводить ребенка в мир сложных социальных взаимоотношений незнакомых взрослых и детей.

Реализация данной программы предполагает, в первую очередь, обучение родителей эффективному взаимодействию с малышом. Развивающий эффект достигается за счет использования развивающих игр и игрушек на полисенсорной основе, эмоционального общения малыша с мамой, учета индивидуальных особенностей малыша и его социального окружения.

Для реализации данной программы в образовательной организации создана особая развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая развитие основных новообразований у детей в этом возрасте.  Это и надувные мячи, и валики для ползания,  мягкие модули, дорожки, манеж, горка, разнообразные сенсорные коврики (настенные, напольные). Сенсорные коврики – прекрасная игрушка, дающая огромный простор для манипулирования маленьким ручкам, тренирующая тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, а самое главное – сокращающая адаптационный период и ослабляющая его стрессовое воздействие.

Выход из программы «Вместе с мамой» естественным образом стыкуется  со входом в образовательную программу ДОО, что соответствует принципу преемственности программ.

Практического опыта работы по двум новым программам у нас пока нет, наши планы нарушила неблагополучная эпидобстановка. Однако, это время было с пользой потрачено на повышение профессиональных компетенций в вопросах воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста, как через самообразование педагогов, так и в рамках организованных курсов повышения квалификации «Организация воспитания и развития детей раннего возраста в социокультурной образовательной среде: от инновационной программы к вариативной практике».

Мы уверены, что у нас всё получится. Для реализации планов у нас есть всё самое необходимое:  высокая мотивация, профессиональные знания, развивающая предметно-пространственная среда и кадровое обеспечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЮЖНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

Московская школа реально становится «территорией возможностей» для обучающихся, педагогов, управленцев. От качества управления во многом зависит достижение качества образовательного результата.В стать...

Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи

К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  фун...

Круглый стол для педагогических работников образовательных учреждений по теме: «Опыт работы образовательных организаций Ярцевского района в формировании экологической культуры обучающихся».

Сегодня мы говорим об экологической  культуре   как показателе  практического отношения человека к природе.Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с нео...

Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Уровен...

Выступление на окружной конференции (статья) 2023 на тему: " Социализация и развитие детей с ОВЗ в системе оказания ранней помощи"

Представлены вариативные формы получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, не посещающими ДОО...

Приказ об участии педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в работе предметных комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по учебным предметам государственной итоговой аттестации

Об обеспечении участия педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций   в работе предметных комиссий Ханты-Мансийского автономного округа   – Югры по...