Программа "У нас в лукошке всего понемножку"
методическая разработка

Реализация творческого потенциала учащихся через художественно-прикладное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_u_nas_v_lukoshke_vsego_ponemnozhku.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленск»

Рассмотрено на

на заседании МО:

________/_________/

«____»_____20_____г.

Принято на педагогическом

совете

Протокол №

от «_____»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________/______/

«_____»________20____г.

Программа

«У нас в лукошке всего понемножку»

Составитель: Морозова Нина Георгиевна

Учитель

Смоленск

2021 г.                  

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

4. Условия реализации программы.

5. Ожидаемые результаты .

6. Методическое обеспечение программы.

7. Тематическое планирование.

8. Литература.

Пояснительная записка

              Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения подростков к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.

               Программа представлена такими  направлениями декоративно – прикладного творчества: как лепка, бумагопластика, работа с природным материалом, пластилином  и  вышиванием по канве крестом.

              Она разработана на 1 год обучения для учащихся 1-9 классов с ОВЗ.

                  Дети осваивают простейшие приемы и техники работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, канва, природные материалы), знакомятся с историей данных видов декоративно- прикладного искусства, изготавливают простейшие изделия, учатся организации своего рабочего места.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

- развитию личности ребенка, воспитанию воли и характера.

Освоению современных видов декоративно- прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам творческой деятельности;

-созданию творческой атмосферы ;

- знакомству с историей пластилина, бумагопластики, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

-воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы  в области разных видов декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

- расширить представления о многообразии видов декоративно- прикладного искусства;

- сформировать практические умения и навыки;

- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазии, воображение, мышление;

- воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

             Программа разработана на 1 год занятий.

             Программа рассчитана на 1 час в неделю.

             Занятие включают теоритическую часть и практическую деятельность учащихся.

             Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала с помощью компьютера.

             Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Предполагаемые результаты.

У учащихся будут сформированы:

- интерес к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- навык самостоятельной работы при выполнении практических, творческих работ;

- основы личностных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, взаимопомощь, уважение к чужому труду;

- способность выбирать материалы средства художественной выразительности для создания творческих работ;

- художественный вкус, фантазия, воображение.

Литература

  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Тематическое планирование

Тема занятий.                                                         Количество занятий

 

  1. Раздел.   Бумагопластика и рисование

  1. Вводное  занятие. Правила техники безопасности.                         1

        «Квиллинг- искусство бумагокручения». Работа «Фрукты».                

  1. Работа  «Бабочка»                                                                        1
  2. Работа «Чудо – дерево»                                                                1
  3. Работа «Букет»                                                                        1
  4. Работа «Снегири»                                                                        1
  5. Работа «Новогодняя игрушка»                                                        1
  6. Работа «Открытка  к Новому году»                                                1
  7. Работа «Цветы из бумаги»                                                        1
  8. Работа «Снежинки»                                                                1

  1. Раздел. Пластилинография.

  1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Лепка                1

композиции «Чебурашка».

  1.  Лепка композиции «Натюрморт».                                        1
  2. Лепка композиции «Веселый клоун»                                        1
  3.  Лепка композиции «Матрешка»                                                 1
  4. Лепка композиции «Ромашки»                                                1
  5. Лепка композиции «Совушка-сова»                                        1

  1. Раздел.  Работы с природными материалами.

  1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Животные из шишек (сова, утка, лебедь)                                        1

  1. Работа «Пасхальное яйцо»                                                        1
  2. Работа  «Домик из спичек»                                                        1
  3. Работа «Натюрморт из семян и круп»                                        1
  4. Работа «Корзина с цветами»                                                        1

  1. Раздел. Вышивка  по канве крестом.

  1. Вводное занятие. Основные виды вышивки.                                1

Техника безопасности. Демонстрация изделий.

 История развития вышивки. Инструменты и материалы,

 необходимые для работы. Организация рабочего места.

  1. Знакомство с основными технологическими                                 1

приемами вышивания по канве крестом.

Работа  «Слива» по схеме.

  1. Работа «Вишенки» по схеме                                                        1
  2. Работа «Бабочка» по схеме.                                                        1
  3. Работа «Цветочек» по схеме.                                                        1
  4. Работа « Яблоко» по схеме.                                                        1
  5. Работа « Укроп»        по схеме                                                        1
  6. Работа « Букет полевых цветов» по схеме.                                1
  7. Работа «Анютины глазки» по схеме.                                        1
  8.  Работа «Маки» по схеме.                                                        1
  9.  Работа «Рыбки» по схеме.                                                        1
  10.  Работа «Подушечка «Сердечко» по схеме.                                1
  11.  Работа «Розочка» по схеме.                                                        1
  12.  Работа «Кайма» по схеме.                                                         1

.

Содержание программы «Декоративное творчество»

Введение: правила техники безопасности.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

I. Бумагопластика и рисование.

1. Вводное занятие «Квиллинг-искусство бумагокручения».

Историческая справка о квиллинге. Виды  и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе в технике квиллинг. Разнообразие техник работ. Работа  «Фрукты».

2.  Насекомые. «Открытка бабочка».

Знакомство с понятием открытка.

Практическая часть. Показать прием вырезания открытки.

3.Работа «Чудо- дерево».

Создание выразительного образа красок. Анализ свойств, используемых в работе материалов и применение их.

Практическая часть. Подбор цветов на поверхности в создаваемых объектах. Практические умения и навыки  при создании одного образа посредством рисования.

4. Работа «Букет».

Композиция и цвет, расположение элементов.

Практическая часть. Соединение частей изделия путем сглаживания мест скрепления.

5.Работа «Снегири»

Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

6.Работа «Новогодняя игрушка. Символ года».

История возникновения символов. Последовательность выполнения работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

7.Работа «Открытка к Новому году».

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнения работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

8.Работа «Цветы из бумаги».

Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

9.Работа «Снежинки».

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

II. Пластилинография

1.Работа  «Чебурашка».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. Работа «Осенний натюрморт». Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Жанр изобразительного искусства – портрет .Работа  «Веселый клоун»

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. Работа «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

5.Работа «Ромашки».

Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

6.Работа «Совушка – сова»

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

  1. Работа с природными материалами.

1.Вводное занятие. Технология изготовления поделок на основе использования природных материалов. 

Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием природного материала. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Животные из шишек «Сова», «Утка», «Лебедь».

2. Работа «Пасхальное яйцо».

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и природных материалов.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и природных материалов.

3.Работа  «Домик из спичек».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием природных материалов.

4.Работа «Натюрморт из семян»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием природных материалов.

5.  Работа «Корзина с цветами»

 Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием природных материалов.

  1. Вышивка по канве крестом

1.Вводное занятие.

Основные виды вышивки.

Демонстрация изделий. История развития вышивки. Использование вышивки  в народном костюме. Современные направления вышивки. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

2.Знакомство с основными технологическими приемами вышивания.

Зарисовка схем. Работа «Слива».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

3.Работа «Вишенки».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

4.Работа «Бабочка».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

5.Работа «Цветок»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

6.Работа «Яблоко»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

7.Работа «Укроп»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

8.Работа «Букет полевых цветов»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

9.Работа «Анютины глазки»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

10.Работа «Маки» Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

11. Работа «Рыбки»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

12. Работа «Подушечка «Сердечко»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

13. Работа «Розочка»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

14. Работа «Кайма»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы по схеме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по природоведению и экологии:"Лечебное лукошко"

Разработка о целебных растениях с помощью загадок и кроссворда......

Игра "Грибное лукошко"

Данная разработка может быть исрпользована при проведении обобщающего урока по "Царство Грибы" на уроках биологии 6 класс, а также для подготовки внеклассного мероприятия...

Классный час "Лукошко добрых дел"

Итоговый классный час в 5 классе,на котором подводятся итоги жизнедеятельности класса за учебный год...

Мастер-класс "Грибное лукошко"

Так много возможностей запомнить лето! И наша презентация поможет в этом. Попробуем сделать из ваты, клейстера и основы-проволоки замечательные грибы!...

Презентация "Целебное лукошко"

Информация о лекарственных растениях и их использовании....

Поурочное тематическое планирование 5 часов в неделю. Всего 175 часов Учебник “Математика.Арифметика.Геометрия.” 5 кл.Москва ”Просвещение”2013 5 часов в неделю,всего 170ч. ФГОС.

Изучение математики должно обеспечить: 1)в направлении личностного развития:·         формирование представлений о математике как части общечеловеческой ку...

Всего понемножку о котах и кошках

Дистанционное мероприятие. Кошка на сегодняшний день является самым популярным домашним животным на планете. Мало найдется в мире людей, равнодушных к этим пушистым мурчащим существам....