Развитие математической речи
учебно-методический материал

Джакубалиева Юлия Владимировна

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письмен-ных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskoy_rechi.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные направления преподавания в современной школе

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Джакубалиева Юлия Владимировна

учитель

МОУ «СОШ»

с. Орловское Марксовский район, Саратовская область

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация: в статье выявлены теоретические основы развития ма-тематической речи.

Ключевые слова: речь, устная речь, письменная речь, внутренняя речь, математическая речь, синтаксис математического языка, семан-тика математического языка.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письмен-ных знаков и символов для представления, переработки, хранения и пере-дачи информации» [1, с. 111], один из видов психических познавательных процессов, напрямую связанный с мышлением. Такая взаимосвязь дока-зана сотнями работ выдающихся психологов XX века ( С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Л. С. Выготский). Изучив их , можно говорить о том, что при развитии, например, мышления человека, одновременно развивается его устная и письменная речь, и, наоборот, при развитии речи неизменно и развитие мышления.

Речь можно разделить на виды, взаимосвязанные между собой: внеш-няя устная и письменная речь, и внутренняя речь.

Устная речь – внешняя речь, выражающая в звуках, всегда обращённая к собеседнику. Она, в свою очередь, бывает двух форм: монологическая речь – последовательное изложение мыслей без прерывания другим чело-веком , отличающееся законченностью; диалогическая речь – разговор не менее двух собеседников, так называемая поддерживаемая речь.

Письменная речь – внешняя речь, обращённая к читателям, оформлен-ная со строгим соблюдением грамматических правил языка, выстроенная по строгому плану, с продуманным подбором языковых средств, органи-зацией предложений и порядком используемых слов (что обуславлива-ется отсутствием обратной связи с предполагаемым собеседником).

Внутренняя речь – речь, связанная с мышлением людей, участвующая во всех мыслительных процессах по решению каких-нибудь задач, напри-мер, когда человек пытается понять математическую формулу, наметить план действия и т. д.; – характеризуется полным отсутствием звуковой выраженности, заменяющейся иногда задаточными речевыми движени-ями, чаще незаметными другим людям (движение глаз, языка и губ).

Математическая речь  это устная и письменная речь на основе по-луформального математического языка; специфика математического

45

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

языка состоит в его искусственности, основанной на использовании сим-волов. «Язык математики в большей степени, чем языки других учебных предметов обладает такими качествами, как однозначность, недвусмыс-ленность терминов и выражений, чёткость синтаксических и семантиче-ских правил, компактность, ёмкость, отсутствие фразеологизмов».

«Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержа-ние. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики, диаграммы и т. д.» [3, с. 21].

Под развитием математической речи мы подразумеваем развитие двух аспектов математического языка: синтаксического и семантиче-ского.

Синтаксис математического языка  правила построения и преобра-зования языковых единиц (в школьном курсе математики – правила ис-пользования математических знаков в выражениях, равенствах, неравен-ствах, других предложениях математического языка). Строение символи-ческих выражений изучается на основе их сравнения с предложениями естественного языка и выражается в умениях: (а) чтения и записи матема-тических выражений; (б) преобразования выражений в соответствии с установленными правилами.

Семантика математического языка  изучение знаков, выражений языка с точки зрения их смыслового значения, их отношения к обознача-емым объектам. Семантика определяет смысловое значение каждого ма-тематического знака.

Семантические умения основываются на действии семантизации язы-ковых единиц, состоящем в соотнесении знака и его значения в мышле-нии. Умение семантизации включает в себя все действия, характеризую-щие процесс усвоения понятий: (а) узнавание объектов по их терминам или символам среди других объектов или изображений, выделение суще-ственных признаков и воспроизведение понятия; (б) оценка соответствия словесного или символического выражения предметно-материальной или материализованной ситуации; (в) подведение объекта под понятие, отри-цание понятий, нахождение взаимосвязей между ними; (г) воспроизведе-ние объектных ситуаций в словесно-символической форме, мысленное оперирование терминами и символами.

Развитие математической речи происходит на всех этапах изучения математического содержания (учебного материала), но наиболее суще-ственным является этап получения новых знаний.

Список литературы

  1. Волкова Н.В. Возрастная психология: в 2 ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества / под ред. Б.С. Волковой. – 2-е изд., стер. – М.: Владос, 2015. – 343 с.
  2. Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: материалы Международной науч.-практ. конференции / под ред. Л.А. Никитиной. – Бар-

наул: АлтГПУ, 2017. – 412 с.

  1. Поставничий Ю.С. Теоретические основы формирования культуры математической речи / Ю .С. Поставничий // Психология. Социология. Педагогика. – 2015. – Вып. 5 (48). –

С. 19–24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.

Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.Опыт работы с глухими и слаб...

Выступление на ШМО естественно-математического цикла "Развитие связанной речи на уроках информатики"

Доклад о формах работы с обучающимися на уроках информатики по развитию связанной речи...

Комплексная работа, направленная на развитие математической грамотности и математической культуры

Для описания достижений учащихся в области сформированности метапредметных результатов установлены следующие уровни:Недостаточный – менее 30%Низкий – 31%- 50%Средний – от 51% и до 80...