Статья ПРОГРАММА КРУЖКА ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВОДОРОСЛИ»
статья

Нацаренус Алёна Николаевна

Развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих навыками научной деятельности. Таким образом, одним из наиболее приоритетных направлений в школе становится развитие научно-исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность школьников в области биологии  довольно разнообразна и интересна, поэтому её можно использовать в классно-урочной и во внеклассной системе обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВОДОРОСЛИ»

The mug program in biology by subject "Аlgae"

А.Н. Черемных

A. N. Cheremnykh

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, внеклассная система обучения, программа кружка.

Research, extracurricular training system, the program circle.

Аннотация: Развитие современной системы образования характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу учащихся, созданием образовательной среды, способствующей творческому развитию ребенка. Научно-исследовательская деятельность в полной мере способствует этому. По этому внедрение ее в учебный процесс становится приоритетным для современных школ.

The development of the modern education system is characterized by increased attention to the internal potential of students, creating an educational environment conducive to the creative development of the child. Research fully contributes to this. In this implementation of it in educational process is becoming a priority for today's schools.

                   

Развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих навыками научной деятельности. Таким образом, одним из наиболее приоритетных направлений в школе становится развитие научно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность школьников в области биологии  довольно разнообразна и интересна, поэтому её можно использовать в классно-урочной и во внеклассной системе обучения.

Изучив школьный курс биологии по разным разделам определено направление для разработки методики исследовательской деятельности школьников. В качестве примера разработана  программа  кружка в рамках научного общества учащихся (НОУ) по теме «Водоросли», в результате реализации которой учащимися будет составлена картотека зеленых и диатомовых водорослей водоемов города Красноярска, где содержаться иллюстрации водорослей,  информация о таксономической принадлежности, месте обитания и месте нахождения водорослей в водоемах города.

Разработанная программа кружка по теме «Водоросли» имеет эколого-биологическую направленность. Предназначена для учащихся 6 – 8 классов и рассчитана на 12 часов в год.

Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии.

Основой  кружка по теме  «Водоросли»  является  характеристика разнообразия и биологических особенностей водорослей, а также условий их обитания, жизнедеятельности и значений для биосферы и человека.

Цель – формирование у учащихся целостной системы знаний о водорослях, развитие умений и навыков при проведении лабораторных исследований и выполнении самостоятельных работ.

Задачи:

образовательные: актуализировать у учащихся знания о водорослях, их строении, функциях и классификации. Продолжить формировать общеучебные умения: пользоваться тетрадью, учебником, учебной литературой. Продолжить формировать специальные умения: работать с лабораторным оборудованием в ходе выполнения практических работ;

развивающие: продолжить формировать личностные качества школьников: развить память в процессе выполнения заданий, внимание, привлекая вопросами, развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и творческих способностей учащихся, любознательности и аккуратность в ходе выполнения практических работ. Продолжить формирование процессов мыслительной деятельности: анализировать изученный материал, делать выводы на основе полученных данных. Продолжить развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение основных ботанических понятий кружка;

воспитательные: продолжить формировать научно-материалистическое мировоззрение в ходе работы, эстетическое воспитание, показать и рассказать учащимся о красоте живой природы, экологическое воспитание – ценность каждого живого организма в круговороте жизни, воспитание бережного отношения к природе.

Общая характеристика программы внеклассной деятельности

Изучение биологических объектов является основой для формирования мировоззрения. Снабжает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширит и углубит знания школьников по ботанике. Занятия построены в соответствии с возрастными особенности школьников 11 – 14 лет.

В программе кружка предполагается проведение теоретических и лабораторных занятий. На лабораторных занятиях учащиеся будут осуществлять определение собранного во время экскурсии материала.

Методы исследования: изучение специальной литературы, работа с лабораторным оборудованием, определение собранного материала, подготовка исследовательских работ.

Средства обучения: электронные учебные пособия; теоретические материалы в электронном и печатном формате; фотографии водорослей, таблицы и схемы строения водорослей в электронном формате.

Прогнозируемые педагогические результаты

Личностные

• мотивация к получению новых знаний;

Метапредметные

• умение работать самостоятельно и в группе

• освоение навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно

работать с оборудованием, справочной литературой, определителем;

Предметные

• расширение и конкретизация знаний о водорослях;

• восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии;

Формы контроля усвоения материала

1.​ Сообщения по интересующей проблеме;

2.​ Составление картотеки зеленых и диатомовых водорослей водоемов города Красноярска;

3. Отчет о проделанной работе.

В результате посещения занятий кружка обучаемые должены:

знать:

– основные  термины  и  понятия  по теме водоросли,  особенности морфологии и анатомии водорослей;

– классификацию  водорослей,  характеристику  отделов зеленых и диатомовых водорослей, их представителей;

– роль водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека. уметь:

– применять  знания  и  умения,  приобретенные  при  изучении  материалов кружка при определении водорослей;

Содержание программы

Программа кружка рассчитана на 12 часов, в их числе: 5ч. – теоретические, 7ч. – практические.

Организационное занятие ( 1ч).

Знакомство с участниками кружка и правилами проведения занятий.

Знакомство с водорослями (2ч).

Проведение входного тестирования учащихся на тему «Водоросли». Общее знакомство с экологией, строением и значением разных групп водорослей.

Экскурсия на водоемы (2ч).

Знакомство с методикой сбора водорослей и хранения материала, сбор материала.

Лабораторные занятия (4ч).

Пояснение этапов определения водорослей, работа с определителями. Проведение лабораторных работ по определению зеленых и диатомовых водорослей.

Тестирование (1ч).

Проведение выходного тестирования учащихся на тему «Водоросли» для определения уровня усвоенности материала.

Семинарское занятие (2ч).

Выступление членов кружка о проделанной работе.

Таблица 1

Учебно-тематический план кружка по теме «Водоросли»

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

всего  

теория  

лабораторные

1

Организационное занятие

беседа

1

1

0

2

Знакомство

с водорослями

 +входное тестирование

объяснение, тестирование

2

2

0

3

Экскурсия на водоемы для сбора материала

экскурсия

2

1

1

4

Проведение лабораторной работы по определению зеленых и диатомовых водорослей

лабораторное занятие

4

1

3

5

Проведение выходного тестирования учащихся на тему «Водоросли»

тестирование

1

1

0

6

Семинарское занятие

Защита докладов, презентации и картотеки водорослей

2

2

0

7

Всего

12

5

7

Учебно-методическое обеспечение

1. Акимушкин И.И. Занимательная биология/ И.И.Акимушкин. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 303.

2. Водоросли. Справочник // Вассер С.П., Кондратьева Н.В., Масюк Н.П. и др. Киев: Наукова Думка, 1989. С. 608.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. 3-е изд. М.: 2004. Т.1. С.  454.

4. Альгологияметодуказания к лабораторным занятиям и КСР при изучении спецкурса / авт.-состА.КХрамцов. Минск: БГУ, 2010. С. 30.

5. Шуканов А.С., Стефанович А.И., Поликсенова В.Д., Храмцов А.К. Альгология и микология: учеб. пособие // Минск: БГУ, 2009. С. 423.

Разработанная программа кружка по теме «Водоросли» перспективна для использования во внеклассной работе, поскольку в результате исследовательской работы у учащихся актуализируются уже имеющиеся, и формируются новые знания по биологии что в свою очередь способствует развитию экологическое воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"

Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....

Презентация по биологии по теме:"Водоросли", 6 класс

Презентация по биологии для 6 класса по учебнику В.В. Пасечника:"Водоросли"...

Разработка отрытого урока по биологии по теме "Водоросли"

Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме "Водоросли", разработанного в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Презентация к уроку биологии по теме: " Водоросли"

Материал содержит информацию о видах водорослей и их особенностях....

ПРОГРАММА кружка по биологии для 10 -11 классов « Мир биологии»

          Предлагаемая программа кружка «Мир биологии» предназначена  для работы с учащимися старшей ступени (10 – 11 класс) общеобразовательной ...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...