Проект "Специфические особенности работы концертмейстера в классе домры "
проект

Третьякова Наталья Борисовна

В проекте рассматриваютя основные задачи, трудности работы концертмейстера в классе домры, при исполении русской народной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ispr.docx66.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

муниципального образования города Нягани

«Детская школа искусств»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Специфические особенности работы концертмейстера

  в классе домры при исполнении русской народной музыки

                       Автор проекта:

                                            Третьякова Наталья Борисовна                                                               концертмейстер высшей

 квалификационной категории

                                                         

г. Нягань

2024 год

Содержание

Краткая аннотация проекта…………………………………………....….......

2

Обоснование необходимости проекта ………………………………….…...

2

Цели и задачи проекта………………………………………………...............

4

Основное содержание проекта…………………………………………...…...

4

Ресурсы……………………………………………………………...…….........

15

Партнёры……………………………………………………………..…….......

16

Целевая аудитория……………….……………………………………………

16

План реализации проекта………………………………………………..……

16

Ожидаемые результаты и социальный эффект….……………………..........

17

Перспективы дальнейшего развития проекта………………………….........

17

Литература………………………………………………………………..........

18

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

1. Краткая аннотация проекта

В данном проекте рассматриваются проблемы, связанные с исполнением русской народной музыки в классе домры, как специфической особенностью работы концертмейстера на народном отделе. Задачей концертмейстера и преподавателя является пропаганда русской народной музыки и народных инструментов, которые в современное время очень быстро предаются забвению. Рассматриваются основные задачи и трудности при исполнении обработок народной музыки. Предлагаются новые формы  работы для популяризации и ознакомления слушателей с русской народной музыкой.

2. Обоснование необходимости проекта

В наше время очень мало места остаётся для слушания и исполнения народной музыки, особенно эта тенденция заметна среди нашего родного русского народа. Если раньше, ещё 15-20 лет назад русские народные песни, танцы, частушки можно было услышать в любом доме, они звучали в эфире, то сейчас это стало большой редкостью. Сегодня в нашем звуковом окружении, по радио, телевидению, чаще звучит музыка «современная», на иностранных языках, в таком исполнении, которое чуждо нашему слуху и восприятию. Эта музыка не вызывает никакого душевного отклика.

Наша же родная, народная музыка сегодня находится как бы в изгнании, она звучит только в небольших залах музыкальных школ, домах культуры и на специальных конкурсах.

Баренбойм Л.А. писал, что первыми музыкальными интонациями, которые воспринимает ребёнок, «должны быть интонации родной музыкальной речи, то есть интонации… русской народной песни». Сам термин – «народная» музыка теряет своё значение. Это очень серьёзная проблема, ведь вместе с этим термином исчезает целый пласт нашей русской культуры: русские народные песни и танцы, частушки, русские народные сказки, пословицы и поговорки, да и русские инструменты становятся, зачастую, неизвестны самому народу.

Народное музыкальное творчество Гоголь Н.В. образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Россия сегодня переживает сложное время, и не только в экономическом плане. Самое главное то, что происходит в умах и душах нашего народа. Мы теряем те жизненно важные ориентиры, которые определяют жизнеспособность всей нации и государства в целом. Это – любовь к своей Родине, знание и уважение к истории своего народа, стремление сохранить лучшие традиции в воспитании будущего поколения детей. Поэтому очень важно дать учащимся нравственные устои, патриотическое воспитание. И исполнение русских народных песен и обработок в классе домры может стать одним из тех случаев, который поможет воспитать настоящего патриота, любящего свою страну и музыку, которая уходит своими корнями в историю жизни нашего народа.

Народная песня отражает жизнь людей и в прошлом, и сегодня: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Она нужна людям как жанр  искусства, создающий красоту собственными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмическими и словесными. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогает в труде и праздниках, в горе и радости. Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, образны и увлекательны, они несут в себе огромный запас радости и оптимизма.

 Поэтому, именно народные песни  и обработки их должны составлять основу репертуара ученика-домриста, да и любого начинающего музыканта.

Важной актуальной педагогической задачей в наше время представляется  забота о здоровье подрастающего поколения. Помимо физического здоровья, тревогу вызывает и состояние психического здоровья учащихся. Рост неврозов связан с кризисом и нестабильностью нынешней ситуации, разрушением сложившихся ранее традиций, изменением ценностных ориентиров, негативным воздействием многих явлений современной культуры  и, в частности, «массовой культуры», активно проникающей в сознание личности через систему средств массовой информации. Народная музыка способна уберечь наших детей от этого губительного воздействия.

На границе XX-XXI веков в ряде статей Афанасьевой А.Б. был введен термин «фольклоротерапия», определяемый как направление, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность. Оздоровительный эффект русских народных песен отмечает Назарова Л.Д. Она рассматривает традиционный песенный фольклор как систему, которая позволяет гармонизовать отношения человека с окружающим миром. Здоровьесберегающий эффект занятий является одной из составляющих целостного воздействия народного творчества. Приобщение ребенка к народной культуре способствует многостороннему развитию ученика, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций.

Результаты психодиагностических исследований доказали позитивное воздействие музыки в исполнении на русских народных инструментах. Поэтому необходимо использовать русскую народную музыку как неисчерпаемый ресурс в создании здоровьесберегающей среды.

Сам инструмент домра имеет глубокие народные корни и надо сохранить любовь к нему у наших современников.

В условиях детской музыкальной школы домре всегда аккомпанирует фортепиано.

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не являются тождественными, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «аkkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий партию сопровождения солисту на эстраде.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста имеет целью, конечно, лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстера включает нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знания их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать верный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Виноградов К.П. пишет: «Пианист-аккомпаниатор – основа целого, всей воссоздаваемой музыки произведения. В руках его сосредоточена большая часть «музыкального пространства»: гармония, метрическая структура, богатство тембрового колорита, словом, все, что сольная партия (при любом уровне мастерства исполнения) сама дать не в состоянии…».

Пианист-концертмейстер должен стать помощником ученику в исполнении обработок русских народных мелодий, помочь ему почувствовать всю глубину народного творчества, радость от исполнения тех мелодий, которые прожили уже долгую жизнь.

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта – способствовать  возрождению традиционной русской народной музыки, народных инструментов, используя возможность исполнять обработки русских народных песен с учащимися по классу домры. В соответствии с целью проекта были определены следующие задачи:

  1. привить учащимся народного отделения любовь к исполнению обработок и вариаций на русские народные темы;
  2. создать условия для глубокого понимания и выразительного исполнения народной музыки;
  3. создание единой концепции исполнения между преподавателем,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      учеником и концертмейстером;
  4. выявление основных трудностей в исполнении обработок народных песен при игре ученика-домриста и концертмейстера;
  5. воспитание сценической яркости исполнения и творческой свободы учащегося-домриста;
  6. воспитание навыков ансамблевого музицирования и культуры сценического поведения.

4. Основное содержание проекта

Значение русской народной музыки для воспитания учащегося.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.  

Сегодня среди педагогов дошкольного, школьного и дополнительного образования  возрастает интерес к русскому народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Народная музыка России богата ритмами и мелодиями, она несет в себе яркие образы, отражает жизнь русского народа. Она доступна и интересна ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения учеников к ней. Ценность народной музыки определяется еще и тем, что она воздействует на чувства учащегося, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого народная музыка доступна ученикам разного возраста, с разным уровнем развития, и каждый ученик получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Надо отметить, что русская народная музыка имеет ряд отличий от музыки других народов. Главное её отличие – то, что именно песня является тем основанием и корнем, на котором вырастает древо всей русской народной музыки. Русская народная песня всегда была и будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его повседневной бытовой жизни его исторического бытия.

Народная песня богата различными жанрами: песни трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, солдатские, игровые, плясовые, исторические песни, лирические протяжные песни, частушки. Песни русского народа проникнуты светлым чувством оптимизма. В них отражается любовь к родной земле, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом.

Песня помогает формировать у учащегося такие черты характера, как: трудолюбие, терпение, любовь к  родному краю, гостеприимство, сопереживание, веселье.

Крупнейшие композиторы прошлого и современности видели в народной музыке образец высших художественных ценностей и на её основе создавали свои произведения.

О важной роли самобытной народнопесенной мелодики в формировании каждой национальной композиторской школы говорил Глинка М.И. -основоположник русской классической музыки: «...Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем...».

Именно народное творчество должно стать неотъемлемой частью воспитания учащегося, началом, порождающим личность. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Поэтому так важно опираться в педагогической работе именно на традиционную музыку, музыку нашего народа.

Русские народные музыкальные инструменты, как носители исторических культурных ценностей нашего народа.

Домра - старинный русский щипковый музыкальный инструмент. История возникновения инструмента полна загадок, нет точной даты возникновения этого инструмента. Наибольшее распространение домра получила в XVI-XVII вв., в период скоморошества на Руси. Церковные гонения на скоморохов заставили умолкнуть голос домры более чем на два столетия. Лишь в самом конце XIX в. руководитель первого оркестра народных инструментов Андреев В.В. сумел восстановить домру и стал её использовать в оркестре, и как сольный инструмент.

Расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы, и интерес к домре начал расти с каждым годом. Поначалу исполнителям-домристам приходилось ограничиваться лишь  аранжировками и транскрипциями музыки, предназначавшимся для  других инструментов, преимущественно, для  скрипки. Небольшие пьесы не могли удовлетворить  возросшие  художественные потребности домристов. Переломным моментом в развитии домрового репертуара  стало появление в 1945 году «Концерта для домры с русским народным оркестром» g-moll. Будашкина Н.П, С этого времени  домра становится сольным виртуозным инструментом.

В настоящее время в практике существуют две разновидности русской домры: трехструнная и четырехструнная. Четырехструнная домра сконструирована в 20-х годах нашего столетия Г. П. Любимовым. Ее появление вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона этого инструмента. Действительно, диапазон четырехструнной домры шире диапазона трехструнной почти на целую октаву, особенно в нижнем регистре. Более того, диапазон четырехструнной домры совпадает с диапазоном человеческого голоса; значит, на ней можно играть без специального переложения почти всю вокальную литературу. А общность строя и конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный и для этих инструментов. Но звук у четырехструнной домры сравнительно более слабый.

Сегодня домра, балалайка используются в народных оркестрах, сольно, но в силу того, что в средствах массовой информации исключительно редко звучат и русский народный оркестр, и солирующие народные инструменты - балалайка, домра, баян, гармонь, гусли, наши дети, зачастую, не знают этих инструментов. Нередко бывают случаи, когда родители и поступающие ученики «домру» путают с восточным инструментом «домброй». Поэтому одной из важных задач детских музыкальных школ является пропаганда русской народной музыки и исполнение её для широкой аудитории. Исполнение музыки на народных инструментах является важным средством воспитания любви к своей Родине, к историческому прошлому нашего народа.

Основные качества концертмейстера-пианиста на народном отделе.

В творческом процессе педагога и ученика незаменимым звеном является концертмейстер. Работа концертмейстера в детской музыкальной школе – важная составляющая часть общего образовательного процесса. Конечно, главным на уроке является педагог-инструменталист. Концертмейстер, особенно на начальном этапе разучивания произведения, играет второстепенную роль. Но по мере выучивания партии учеником и осознания им музыкального образа, роль концертмейстера приобретает всё большее значение. По мере разучивания пьесы у педагога, ученика и концертмейстера вырабатывается общий исполнительский замысел, звуковая картина приобретает свои особенности и градации. Происходит очень тонкое влияние всех элементов исполнения на общий художественный замысел произведения. От технических возможностей ученика зависят темп и красочность исполнения, от глубины понимания смысла музыки зависят эмоциональный накал и яркость исполнения.

Концертмейстер не просто аккомпанирует партии солиста-ученика, но постепенно становится равноправным членом творческого дуэта, а при выходе на эстраду концертмейстер несёт большую часть ответственности за исполнение музыки. Он не только помогает ученику преодолевать психологические трудности на сцене, подготавливая его перед выступлением, снимая излишнее напряжение, но и помогает педагогу помочь осуществить его задумки над художественными, техническими и звуковыми проблемами.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ особенностей игры на народных инструментах, а также отличного музыкального слуха, навыков по чтению с листа и транспонированию различных партии. Концертмейстеру очень важно обладать  музыкальной интуицией.

Основные особенности в работе концертмейстера детских школ искусств:

  • концертмейстер, прежде всего, должен быть хорошим пианистом, владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане;
  • при этом он должен быть готовым и уметь быть «вторым», должен усвоить законы ансамблевых соотношений, развить в себе чуткость к партнеру, ощутить неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента;
  • умение читать с листа и транспонировать, при необходимости гармонизовать мелодию;
  • при необходимости уметь вычленять партию солиста, сводя фортепианную партию к основным гармоническим функциям и ритмическим формулам;
  • понимание детской возрастной психологии;
  • концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом и знать различные стили музыки, особенности народных инструментов;
  • при исполнении обработок русских народных песен, концертмейстер должен хорошо знать песню, текст и мелодию, цезуры и дыхание, уметь объяснить значение незнакомых слов.

        Концертмейстерское искусство по своей природе многофункционально и универсально. Достижение всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои задачи.

Работа концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость, и, конечно, огромная любовь к детям.

Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей профессии, которая не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду преподавателя.

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Новые формы работы концертмейстера с учащимися .

В процессе подготовки учащихся к академическим концертам, к различным конкурсам, выявилась проблема неумения учеников играть свою программу по специальности для публики. Чтобы расширить возможность для обыгрывания выученных пьес, концертмейстер вместе с учащимися стали выступать в детском саду «Белоснежка». Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, отзывчивы, и живая музыка оставляет в их сердцах глубокое впечатление. А для наших учащихся игра на такой публике, хотя и вызывает страх, но они чувствуют умиление и радость от встречи с малышами. Ведь они недавно были такими же маленькими, как присутствующие на концерте дети.

Концерты  были запланированы в нескольких группах садика, и проходят они 2-3 раза в течение учебного года. Хотя в таких концертах участвуют не только народные инструменты, но именно выступления домристов и балалаечников вызывают живой отклик юных слушателей. В результате наших выступлений дети, воспитанники садика, стали внимательнее слушать музыку, меньше двигаться во время концерта; они узнают все инструменты, в том числе народные, и правильно их называют; проявляют  живую радость при каждой новой встрече на концерте. Основную нагрузку при подготовке такого концерта  несёт концертмейстер. Именно он продумывает и собирает программу концерта, договаривается с преподавателями и учащимися музыкальной школы, является ведущим  концерта.

Методы достижения поставленных целей.

В процессе работы с учащимися используются различные методы. Основными методами работы на уроке в классе домры являются:

- объяснительно-иллюстративный метод, когда преподаватель и концертмейстер поясняют содержание музыки, особенности ритма, мелодии, показывают приёмы игры. Важным методом является иллюстрация произведения в целом или его частей преподавателем и концертмейстером;

- репродуктивный метод используется для закрепления новых навыков и умений;

- метод проблемного изложения, сравнения различных трактовок исполнения пьесы используется, чтобы активизировать  на уроке творческие способности;  

- наглядные методы - использование различных технических средств: прослушивание звукозаписи, просмотр видеозаписи своего или чужого исполнения очень оживляет урок, это обеспечивает яркое живое  и образное восприятие учащегося;

- методы стимулирования -  соревнование, участие в различных конкурсах способствует творческому росту учащегося, вызывает желание заниматься с полной отдачей сил, преодолевать трудности, развивает целеустремлённость и увлечённость своим делом.

Участие ученика в концертах в детском саду и на различных площадках города также является огромным стимулом для него, ведь детям очень нравится выступать, они чувствуют себя настоящими артистами, когда им аплодируют  и готовы заниматься с ещё большим энтузиазмом ради участия в подобных мероприятиях.

Работа концертмейстера над исполнением обработки русской народной песни в классе домры

Работа концертмейстера на народном отделении в классе домры и балалайки отличается некоторыми особенностями. В данном проекте мы рассмотрим исполнение учащимися народного отделения обработок или вариаций на темы русских народных песен. Эти произведения, различные по характеру и степени сложности, составляют основу репертуара любого исполнителя на народных инструментах, они включаются очень часто в обязательные требования для конкурсов.  Обработки песен могут быть как кантиленными, что требует от учащегося определенных слуховых и технических навыков, так и виртуозно-концертными, в которых как бы соединяются два источника: собственно народная тема и талант композитора-аранжировщика. Поэтому в репетиционной работе для достижения художественного результата педагог и концертмейстер должны познакомить ребенка и с самой песней, и отметить то новое, что увидел в первоисточнике композитор.

Основной сложностью игры концертмейстера на народном отделе являются специфические качества  самого солирующего инструмента - домры.

Звучание домры намного тише и нежнее, чем звучание фортепиано, поэтому очень легко можно заглушить домру. Особенно это нужно учитывать, когда на домре играет начинающий ученик.

Необходимо очень чутко аккомпанировать, чтобы не заглушить первые робкие звучания учеников. Часто приходится использовать при игре левую педаль, или играть не всю фактуру аккомпанемента. В классе народных инструментов концертмейстер всегда должен следить за балансом звучания, разные регистры домры всегда нуждаются в опытном сопровождении. Так, к примеру, фортепиано не должно перекрывать низкий регистр домры, а должно помочь показать всю красоту звучания инструмента солиста.

Обработки народных песен создавались самыми различными авторами - и великими русскими композиторами, и нашими современниками. Эти имена известны - Чайковский П.И., Глинка М.И., Римский - Корсаков Н.А., Трояновский Б.С., наши современники - Городовская В.Н., Цыганков А.А., Фортунатов Ю. А.

Характерно, что обработки для фортепиано и домры часто пишут авторы - баянисты, поэтому партия левой руки у пианиста бывает чересчур сложная и неудобная. В таких случаях, необходимо переложить эту партию в более удобное расположение. Концертмейстер должен знать правила оркестровки и уметь грамотно переложить неудобные эпизоды, не нарушая замысел композитора. При исполнении обработок народных песен композитор очень свободно пользуется различными способами изложения мелодии, аккомпанемента, фактуры. Эта свобода даёт право делать некоторые изменения и в аккомпанементе, так называемые «купюры». Здесь во главу угла ставятся художественные задачи. Если ученик не справляется с какой-либо вариацией технически, позволяется пропустить вариацию или упростить. Зачастую упрощается или, наоборот, добавляется вступление к какой-либо теме, и концертмейстер должен уметь грамотно подобрать его.

Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя взять инициативу в свои руки. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

В аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация пианиста, так как подвижность домры превышает в некоторых случаях подвижность пальцев концертмейстера. Мобильность, быстрота, и активность реакции для профессиональной деятельности концертмейстера очень важны.

Также хороший концертмейстер должен быть музыкально одарённым человеком, видеть и слышать все произведение: форму, партитуру, услышать и разграничить фразировку солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения.

Не редкими бывают случаи, когда ученик может остановиться, или пропустить несколько тактов музыкальной ткани, концертмейстер всегда должен следить не только за своей партией, но и за партией солиста, чтобы быстро подхватить солиста.

Внимание концертмейстера должно быть многоплановым. Его надо распределять не только между двумя собственными руками, но относить и к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно слышать не только свою партию и партию солиста, но и соразмерять общее звучание и ансамбль всей музыкальной ткани в целом, соблюдать звуковой баланс, который составляет основу основ ансамблевого музицирования. Именно концертмейстер следит за воплощением единства музыкальной мысли. Такое напряжение внимания требует от него огромной затраты физических и душевных сил.

Рассмотрим основные этапы работы над обработкой или вариациями на народную тему.

Начальный этап

На этом этапе желательно, чтобы педагог с помощью концертмейстера исполнил новое произведение. Первое исполнение должно быть качественным и эмоциональным в музыкальном плане. Для учащегося важно, чтобы произведение ему понравилось и вызвало эмоциональный отклик, пробудилось желание исполнить самому услышанное произведение. При первом знакомстве с произведением надо рассказать учащемуся, что представляет собой обработка русской народной песни. Русские народные песни и их обработки – совсем не одно и то же. Обработки писали многие композиторы, аранжировщики. Каждый из них вкладывал своё понимание данной песни и выделял те особенности, которые ему особенно близки. Важно с самого начала познакомить ученика со словами песни и её мелодией, обсудить характер и жанровые особенности: обрядовая, хороводная, трудовая и др. Отсюда уже вытекает способ исполнения и штрихи.

Например, «Степь да степь кругом» - это песня ямщиков. Необходимо пояснить, кто такие ямщики (это возница, погонщик на почтовых лошадях, который в любое время года и суток вез почту от одного постоялого двора до другого, «ям - селенье»), и почему эта песня такая грустная и протяжная. Исходя из содержания песни вытекают и штрихи - очень нежное и непрерывное tremolo. Особенно большое воздействие  на ученика оказывает вокальное исполнение песни. Можно подобрать звукозаписи исполнения этой песни различными вокалистами и прослушать в классе. После прослушивания необходимо дать возможность ученику высказать свои впечатления и переживания.

При разборе произведения концертмейстер помогает ученику почувствовать характер, ритмические особенности музыки, подсказывает форму произведения.

Основной этап

Разучивание произведения. На этом этапе происходит более глубокое понимание музыкального текста, музыкальной формы, определяются основные технические трудности и способы работы над ними. Если это вариации, то определяется отличие каждой вариации, изменения темпа и характера, намечается динамическое развитие.

Аккомпаниатор, тщательно анализирует особенности солирующей партии, изучает ее мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки, рассматривает форму произведения, вычленяет из плотной фактуры главное и второстепенное, создает определенный колорит звучания, постигает замысел музыкального произведения, проникает в его характер. Концертмейстеру следует знать особенности нотации и приёмов игры – обозначения флажолетов, glissando, различных штрихов и ударов.

На этом этапе возникает ансамблевое понимание музыки, взаимосвязь между двумя исполнителями и появляется тот художественный образ, который задумал автор музыки. Продолжается работа над деталями, над ритмически трудными местами.

Постепенно происходит согласованное, совместное «вживание» в художественный образ музыкального произведения ученика и концертмейстера, общая работа над единой концепцией исполнения.

Заключительный этап

Подготовка к концертному исполнению.

На этом этапе педагог старается не прерывать исполнение, даже при небольших помарках ученика; концертмейстер не останавливается, а продолжает играть дальше. Это приучает ученика быть собранным, и не терять общее ведение музыкальной мысли. Если работа была планомерной и тщательной, произведение приобретает то концертное звучание, которое доставляет радость слушателям и исполнителям. Концертное исполнение – это некий итог, кульминационный момент всей проделанной ранее работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть и донести до публики музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения.

В случае если солист на концерте или экзамене вдруг «теряет» текст, перескакивает или пропускает какой-либо эпизод, а в практике детского исполнительства это встречается довольно часто, то опытный концертмейстер, не переставая играть, должен подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.

Надо отметить, что обработки народных песен и вариации часто имеют яркий, эффектный финал. Это требует от солиста технической и музыкальной свободы и раскованности. Поэтому концертмейстер должен помогать в создании такой музыкальной увлечённости, чтобы ученик смог проявить виртуозность и музыкальность. На сцене солист и концертмейстер эмоционально заряжаются друг от друга, взаимно поддерживают и вдохновляют.

Волнение на концертной эстраде очень сильно влияет на неопытных учащихся. От страха ученик может взять не тот темп, или начать не то произведение, не доиграть до конца. Концертмейстер должен тактично помочь ученику, вовлечь его в процесс творчества, постараться выйти из сложной ситуации незаметно для публики. Такие моменты можно обсудить с учеником заранее. Несколько правил для концертного исполнения с учащимся:

- думать, прежде всего, о музыке и характере произведения;

- если где-то ошибся, не переигрывать это место, а незаметно продолжить исполнение дальше;

- если остановился – то начинать с начала ближайшей фразы, которую помнит ученик, лучше наметить эти точки заранее;

- очень важно вместе начать произведение и вместе закончить, поэтому нужно хорошо отрепетировать показ ауфтакта учеником;

- постараться никакими внешними движениями не показать свои ошибки или промахи.

Следует отметить, что яркие выступления учащихся не могут быть случайными, это непрерывная и кропотливая работа всех участников учебного процесса - педагога, концертмейстера и ученика. Именно такой творческий союз может принести яркие и ощутимые результаты.

Большое значение для успешного выступления учеников на сцене имеет практика. Чем больше выступает ученик, тем он лучше справляется с волнением, может собраться и выразительно исполнить программу.

Именно поэтому мы стараемся участвовать в различных концертах для одноклассников, концертах в реабилитационном центре «Гармония», в детских садиках. На таких концертах ученик чувствует, как благодарны им слушатели и сами переживают большую радость.

Суть проекта заключается в том, чтобы научить ребенка в процессе исполнения обработок русских народных песен совместно с концертмейстером создать целостный музыкальный художественный образ, при помощи согласованности звучания партии домры и партии фортепиано, через единство средств музыкальной выразительности и эмоционального состояния.  

Распространение информации о проекте.

На всероссийском уровне распространяется опыт работы на собственном мини-сайте преподавателя и концертмейстера: http://nsportal.ru/tretyakova-natalya-borisovna,

5. Ресурсы

Временные ресурсы.

Данный проект, основанный на практическом опыте, реализуется в течение трёх лет (2020-2023 гг.), в рамках специального предмета по классу домры. Занятия проводятся в соответствии с учебными планами ДШИ .

Информационные ресурсы.

Нотные издания; интернет-ресурсы; словари и энциклопедии; литература педагогического, психологического и эстетического направления; книги по искусству; аудио и видеоматериалы выступлений мастеров-исполнителей и учащихся-конкурсантов.

Человеческие ресурсы.

В реализации данного проекта принимают участие: преподаватели и учащиеся детской школы искусств .

Организационные ресурсы.

Проект реализуется в условиях ДШИ, а также в различных учреждениях культуры и образования в сотрудничестве с организаторами концертных и конкурсных мероприятий.

Материально-технические ресурсы.

Для реализации проекта необходимы:

-кабинет для индивидуальных занятий;

-концертный зал;

-музыкальные инструменты: фортепиано, домра;

-аудио и  видео аппаратура. 

6. Партнёры

В реализации данного проекта партнерами выступают преподаватель по классу домры Дудлий Елена Александровна, Михайлова Гульнора Митиновна учащиеся по классу домры, родители.

7. Целевая аудитория

Целевой аудиторией, на которую ориентирован проект, являются учащиеся класса домры музыкальной школы и их родители, преподаватели и коллеги-концертмейстеры.

8. План реализации проекта

План реализации проекта находится в соответствии с планом работы учреждения дополнительного образования «ДШИ» и реализуется в учебной деятельности, а также при подготовке к различным конкурсам. На протяжении этого времени с учениками ведется работа по решению задач, обозначенных проектом.

Результатом этой работы являются успешные выступления учащихся:

- на академических концертах два раза в год;

- родительских собраниях;

- на отчетных концертах класса и школы;

- концертах для одноклассников и школ города;

- на лекториях, проводимыми музыковедами школы;

- на конкурсах различного уровня.

2019 г. II Открытый окружной  конкурс юных исполнителей «Шесть струн», Балобанова Анастасия, диплом лауреата II степени;

2022 г. V Всероссийский конкурс «Таланты России», Михайлова Гульнора Митиновна, диплом лауреата 1 степени ;

2024г. Открытый  окружной конкурс юных исполнителей «Шесть струн».

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемые результаты:

  • высокие результаты учеников на экзаменационных и конкурсных выступлениях;
  • психологическое благополучие учащихся и положительное отношение к учёбе;
  • привлечение внимания педагогов к проблемам воспитания и сохранения народного музыкального творчества.

Создан мини-сайт на портале «Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/tretyakova-natalya-borisovna.

В процессе реализации проекта предполагается написание методической работы, направленной на освещение обозначенной проблемы.

Так как проект воплощается на практике в течение нескольких лет, становятся видны результаты, производимые реализацией данного опыта. Творческая и  взаимосвязанная работа между домристом и концертмейстером повышает исполнительский уровень ученика. Благодаря исполнению обработок народных песен учащиеся знакомятся с культурой и историей нашего народа, воспитываются его духовные и нравственные качества, благодаря психологической  близости народного творчества, ученик приобретает душевное равновесие, чувствует уверенность в своих силах.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Проводить работу с родителями, популяризировать русскую народную музыку, проводить концерты для одноклассников. В течение 2023-24 учебного года запланирован концерт, посвященный русской народной музыке силами учащихся классов преподавателя Дудлий Е.А. и Третьяковой Н.Б.

Запланированы выступления учащихся по классу домры в детском саду «Сказка», в школьных концертах.

  1. Литература

  1.  Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1978.
  2.  Асафьев Б. О народной музыке. - Л.,1987.
  3.  Афанасьева А.Б. Фольклортерапия на уроках музыки // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: традиции, перспективы, поиски. Вып.3. – Саранск, 2000.
  4.  Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
  5.  Васильев Ю.А. Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах М.: «Советский композитор»,1986
  6.  Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2: Сб. статей / Ред.-сост.
    В.И. Руденко. – М., 1980.
  7.  Вульфиус П. Русская мысль о музыкальном фольклоре. -М.,1979.
  8.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (в новой редакции) Федеральные документы 
  9.  Гофман Й.К. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 2007.
  10.  Коган Г.М. Работа пианиста. – М., 2004.
  11.  Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2.
  12.  Концертмейстерский класс: методическая разработка по курсу / Моск. ин-т культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д. – М., 1993.
  13.   Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4.
  14.  Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998.
  15.  Островская Е.А.Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология //Фундаментальные исследования. – 2009.-№ 1
  16.  Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 2003
  17.  Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
    педагога. – М.: Музыка, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДМШ, ДШИ

Данная статья затрагивает актуальные проблемы концертмейстеров-пианистов, трудящихся на ниве дополнительного образования, содержит элементы методической разработки....

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

«Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»

Предлагаемый для ознакомления материал представляет собой теоретическую часть, озвученную на мастер-классе, состоявшемся в нашем учебном заведении в конце прошлого учебного года.Может оказаться полезн...

Методическое сообщение "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе"

Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необх...

Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала

Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...

Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ....