Консультация для педагогов:
консультация

 "Технология макетирования в экологическом воспитании детей."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор  МКДОУ №2

г.п.Нартккала

………     А.Б Нагацуева

Консультация для педагогов:

"Технология макетирования в экологическом воспитании детей."

                                                                      Подготовила и провела:

                                                                        Хамгокова Л.М.

                                    Г.п. Нарткала

                                     2022-2023 г.

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников.

    Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление макетов.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.

Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

Макет может быть:

– Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

 – Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

 – Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

– Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

Макеты должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступны детям для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены и служить длительное время. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

 – Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

– Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

– Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

 – Развитие монологической и связной речи.

 – Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

 -Развитие общей и мелкой моторики рук.

– Развитие коммуникативных навыков

– Активизация лексического словаря.

– Формирование навыков сочинительства.

– Формирование творческих способностей.

 – Воспитание доброжелательности.

– Умения работать в коллективе.

Работу по макетированию можно начать проводить с младшей группы Закрепляя знания детей о домашних животных, мы изготовили макет «Диких животных», который применяли на познавательных занятиях и в дидактических играх, где дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида, повадки, условия их содержания и питания. Очень интересно наблюдать, как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.

Этапы работы по созданию макета:

 – Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; экспериментирование, виртуальные экскурсии по краеведческим музеям, подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

– Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

– Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.

Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных.

Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

 Макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

 Макетирование способствует развитию речи: во время игры дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

 

Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т. д.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

                                   Описание игровых макетов:

        Макет "Домашние животные. "

Цель: расширение знаний о домашних животных.

Задачи:

-Отмечать характерные признаки животных

-Закрепить умение сравнивать, находить сходства и различия

-Формировать умения различать животных и детенышей

-Развивать у детей интерес к живой природе.

-Познакомить детей с профессией животновод, птичница.

-Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет «Лес. Дикие животные».

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии диких животных и растительного мира.

 Задачи:

-обогащать представления у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;

-развивать познавательный интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность;

-формировать навыки правильного поведения в природе;

-воспитывать доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

Макет «Природное сообщество - луг».

 Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии насекомых и растений луга.

Задачи:

-обогащать представления у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;

-развивать познавательный интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность;

-формировать навыки правильного поведения в природе;

-воспитывать доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

В своей работе я использую макеты для ознакомления детей с разнообразием объектов живой и неживой природы и их характерными особенностями:

• Макет «Осенний лес»

• Макет «В деревне»

• Макет «Арктика»

• Макет «Зима в лесу»

• Макет «Во саду ли в огороде»

• Макет «Животные жарких стран» и др.

Следует отметить, что макеты - это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, способствующий формированию речевой компетентности, развитию творческого воображения у детей, но самое главное – развивающий познавательный интерес к миру природы и способствующий формированию положительного к ней отношения.

Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его развивающей предметно пространственной среде.

В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому.

Вероятно, что макетирование – занятие интересное и полезное. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаю успех


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Консультация для педагогов "Рекомендации специальных педагогов по формированию и организации учебной деятельности у учащихся с ОВЗ".

Данная консультация разработана специальными педагогами (логопед, психолог, социальный педагог) и предназначена для педагогов, работающих с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьм...

Консультация для педагогов, педагогов-психологов на тему "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

В связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательных организациях всё чаще обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую педагоги и родители не готовы принять такого ребё...

Консультация для педагогов По теме: «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Что такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве ...

Консультации для педагогов по работе с родителями, педагогами

Актуальная проблема о взаимоотношениях учащихся в классе, в школе ....

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

Консультация для педагогов на тему: «Каким должен быть персональный сайт педагога»

Оригинальный дизайн, иллюстрации, анимация сделают его ярким и запоминающимся, однако это неглавная цель персонального сайта педагога. Заранее нужно придумывать дизайн, чтобы любой элемент на сайте вы...