Открытый урок 2023
методическая разработка

Парицкая Анастасия Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2023.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка открытого урока по гитаре.

Тема: «Работа над стилистическими особенностями пьес в старших классах ДМШ»

Преподаватель первой квалификационной категории

Парицкая Анастасия Викторовна

пгт.Верхнеднепровский

21 ноября 2023г.

Пояснительная записка:

Стиль в музыке – это отклонение от жанра, уникальная комбинация музыкальных элементов, которая определяет общую характеристику и выразительность музыкального произведения. Он включает в себя такие аспекты, как ритм, мелодия, гармония, инструментация и тематика.

Стиль может быть представлен разными музыкальными жанрами, например, классической музыкой, джазом, роком, поп-музыкой.

Что бы у ребенка развилось художественное мышление, что бы он научился понимать музыку и наслаждаться ею, и самое важное – сформировалась разносторонне развитая, в музыкальном плане, личность, необходимо использовать в процессе обучения как можно более разнообразный в жанровом плане репертуар.

Большое значение для художественной выразительности игры имеет понимание, в каком стиле написано произведение и каковы его особенности.

В процессе обучения на музыкальном инструменте у учащегося формируется музыкальный вкус и развивается чувство стиля и жанра в музыке. И необходимо, конечно же, уделять внимание не только технике исполнения и чистоте звучания, но и стилистическим особенностям изучаемых произведений. Что бы ученик мог полнее прочувствовать и эмоциональнее исполнить пьесу.

Но при всем разнообразии музыкальных пьес, стилей и жанров, работа над ними основывается на общих принципах. В целом, она проходит в три этапа: знакомство с произведением (разбор), освоение выразительных средств и работа над художественным содержанием произведения.

Разработка урока:

Дата: 21 ноября 2023 г.

Продолжительность: 40 мин.

Ф.И.О. уч-ся: Лещев Семен 12 лет, 5 класс.

Тема: «Работа над стилистическими особенностями пьес в старших классах ДМШ»

Цель урока: Формирование у учащегося  чувства стиля исполняемых пьес, и грамотного использование средств музыкальной выразительности для передачи  стилистических особенностей выбранных пьес.  Развитие исполнительских навыков игры на гитаре.

Задачи:

1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами артикуляции как стаккато, портаменто и глиссандо.

2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.

3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.

4. Здоровьесберегающие: Формирование  правильной посадки и постановки рук.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу,  нотный материал.

План занятия:

1. Разыгрываемся на гаммах;

2. М. Александрова «Эль Вито»

3. А. Виницкий «Розовый слон»

4. В. Козлов №Бурлеска»

 6. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока:

1 этап урока: «Согреем» ручки, разыграемся на гамме До-мажор и Соль-мажор.

2 Этап урока: начнем урок с испанского танца «Эль Вито» в обработке М. Александровой.

Для испанского народа танцы – одна из излюбленных форм проявления его чувств. «Жизнь и смерть, любовь и ненависть, труд, битва, игры, молитва – все это,- писал испанский композитор Х. Нин,- послужило народу Испании основой для его песен и танцев». В испанской танцевальной культуре эмоциональную выразительность  и поэтическую одухотворенность усиливает ритм. Именно выразительная и формообразующая роль ритма и определяет яркое национальное своеобразие ритмических рисунков испанских песен и танцев.

Эль Вито – традиционная народная песенная и танцевальная музыка Андалусии, написанная в размере 3\8, исполняется в быстром темпе.

Пьеса состоит из двух, практически одинаковых частей (написанных в октаву) и очень яркого вступления и окончания. Что бы придать музыке именно испанский колорит, будем активнее выделять сильную долю. Пьеса начинается с затакта.

Вступление

Эль Вито – это танец, исполняемый женщинами, и это показывается в первой части очень нежной, красивой мелодией, с раскачивающимся ритмическим рисунком, то удлиняющейся, то короткой первой долей.

1 часть

Вторая часть звучит значительно ярче, потому что написана на октаву выше первой и усилена добавлением среднего голоса. Исполняем так же, как первую часть, гротескно усиливая сильную долю.

2 часть.

В окончании присутствуют некоторые элементы вступления, так же немного измененные, усиленные аккордами и написанные в октаву.

Окончание

3 этап урока: пьеса А. Виницкого «Розовый слон».

Пьеса написана в стиле «Ctride», что в переводе с английского обозначает «Большой шаг». Этот термин заимствован из терминологии джазового фортепиано. Стиль «Страйд» зародился в начале ХХ века. Пианист, играющий в этом стиле, исполняет левой рукой бас и аккорд. Гитарист эту же структуру играет большим пальцем и пальцами ima. При этом возможно одновременно играть мелодию.

Правая рука при этом исполняет мелодию:

необходимо изменить аккомпанемент, сократив в нем количество нот, но Что бы исполнять мелодию вместе с аккомпанементом оставив «большой шаг» в басу.

В пьесе «Розовый слон» мы видим «большой шаг» в басу, и будем его «держать» всю пьесу. Четкий, ровный шаг в басу и раскачивающийся, свободный ритм в голосе – это и есть важные элементы игры стиля «Страйд».

пьеса

4 этап урока: В. Козлов «Бурлеска».

Это современная музыка для гитары, написанная с таким профессиональным юмором и программностью, и звучит очень привлекательно.

Английский гитарист-критик Пол Фаулес писал, что В. Козлов первый из талантливых композиторов комедийных произведений. Из воспоминаний его учеников, он говорил – «Не надо играть быстро, нужно первым делом причесать технику, отчетливо проигрывать все ноты, и что бы не страдал ритмический рисунок». Большое значение должно придаваться работе над звукоизвлечением.

Рассмотрим непосредственно пьесу «Бурлеска».

Бурлеск – это музыкальное произведение, предназначенное для того, что бы вызвать смех. Слово происходит от итальянского burlesco , которое означает  - шутка, насмешка или издевательство.

Такие пьесы, шутливого, порой грубовато-комического характера, обычно проходят в оживленном движении.

Что бы подчеркнуть шутливость и гротескность этой пьесы, будем ее исполнять  внимательно, выполняя все штрихи 9 (стаккато, легато) и очень важны контрастные динамические оттенки.

пьеса

Анализ урока.

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

-четкость и ясность поставленных задач;

-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2023 Методическое сообщение с открытым уроком «Изучение этюдов – один из шагов к техническому совершенству»

Включение какого-либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определённого вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном про...

Открытый урок ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов». Тема урока: «ВИДЫ ПРОРЕЗНЫХ КАРМАНОВ» от 25.04.2023 г.

Урок профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» МДК.01.01. «Технология обработки текстильных изделий» на тему: ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК профессионального модуля ПМ.01; МДК.01.01. «Технология обработки текстильных изделий». Тема урока: ДЕТАЛИ КРОЯ ЖЕНСКИХ БРЮК. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, 26.09.2023.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению деталей кроя женских брюк и особенностей их конструкции, создание условий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самораз...

Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы

Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы...

Материалы открытого урока 15.11.2023

Материалы открытого урока по теме "Знаки препинания в сложносочиненном предложении", 9 классСсылка на материалыhttps://drive.google.com/drive/folders/1qQUIuPPKZb9OPhEGlfB1vK_awKgRREc...

Открытый урок по математике в 9 классе "Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число" от 18.10.2023

Открытый урок по математике "Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число"...

Открытый урок 2023

Открытый урок 2023...