Диагностика устной речи обучающихся 1-12 классов
тест

Потешкина Лариса Шакуровна

Диагностиический инструментарий для оценки речевого развития обучающихся с ОВЗ с 1 по 12 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskiy_material_2.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика устной речи обучающихся 1-12 классов

Инструкция

Оценка

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

Достаточный – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

Минимальный – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

Не сформирован – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

са – за-

за – са-…

ца – са-

са - ца-…

жа – ща-

ща – жа-…

ча – ща -

ща - ча – …

ла – ра-

ра – ла-…

ма – на -

на – ма – …

ба – па-

па – ба-…

ка-га -

га-ка - …

да-та -

та-да - …

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: «Повторяй за мной движения»:

  • Губы в улыбке;
  • Губы «Трубочкой»;
  • Язык «Лопаткой»;
  • Язык «Иголочкой»;
  • Язык «Чашечкой»;
  • Щёлканье языком;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Качели»;
  • «Маятник»;
  • Чередование «Улыбка» - «Трубочка».

Достаточный – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик к предъявленному;

Минимальный – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

Не сформирован – невыполнение движений.

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • собака, маска, нос;  
  • сено, косить, высь;  
  • замок, коза;
  • зима, магазин;
  • цапля, овца, палец;
  • шуба, кошка, камыш;
  • жук, ножи;
  • щука, вещи, лещ;
  • чайка, очки, ночь;
  • рыба, корова, топор;
  • река, варенье, дверь;
  • лампа, молоко, пол;
  • лето, колесо, соль.
  • бант, собака.
  • палка, капуста, укроп.
  • том-дом, удочка-уточка, кот.
  • губы, вагон, попугай.
  • коза, банка, паук.
  • хобот, ухо, петух (мухи, духи).
  • юбка, майка, дай.

Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

Достаточный - нормативное произношение всех звуков группы;

Минимальный – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

Не сформирован – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • Скакалка;
  • Танкист;
  • Космонавт;
  • Сковорода;
  • Кинотеатр;
  • Перепорхнуть;
  • Кораблекрушение;
  • Аквалангист;
  • Термометр.

Достаточный – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;

Минимальный – искажение звуко-слоговой  структуры слова (пропуски и перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова);

Не сформирован – невоспроизведение.

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: «Ответь на вопросы»:

  1. Сколько слов в предложении?
  • День был теплый.
  • Около дома росла высокая береза.
  1. Сколько слогов в слове?
  • Дом
  • Карандаш
  1. Определи место звука в слове:
  • Первый звук в слове крыша
  • Третий звук в слове школа
  • Последний звук в слове стакан
  1. Сколько звуков в слове?
  • Рак
  • Сумка
  • Диктант

Достаточный – правильный ответ с первой попытки;

Минимальный – правильный ответ со второй,  с третьей попытки;

Не сформирован – неверный ответ с третьей попытки.

Серия 3. Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложений

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»:

  • Наступила осень.
  • Птичка свила гнездо.
  • Над водой летали белые чайки.
  • В саду было много красных яблок.
  • Земля освещается солнцем.
  • Ранней весной затопило весь наш луг.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Достаточный – правильное и точное воспроизведение;

Минимальный - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

Не сформирован – невоспроизведение.

2. Верификация предложений

Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

  • Девочка гладит утюгом.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Мальчик умывается лицо.
  • Собака вышла в будку.
  • Березки склонились от ветра.
  • Солнце освещается землей.
  • По морю плывут корабль.
  • У Нины большая яблоко.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.

Достаточный – выявление и исправление ошибки;

Минимальный – ошибка выявлена, но не исправлена;

Не сформирован – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: «Постарайся составить из слов предложение»:

  • мальчик, открывать, дверь
  • девочка, читать, книжка
  • доктор, лечить, дети
  • рисовать, карандаш, девочка
  • в, сад, расти, вишня
  • сидеть, синичка, на, ветка
  • груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Миша, дать, собака, большая, кость
  • Петя, купить, шар, красный, мама

Достаточный – предложение составлено верно;

Минимальный – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

Не сформирован – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение

Инструкция: «Вставь пропущенное слово в предложение»:

  • Лена наливает чай…чашки.
  • Почки распустились…деревьях.
  • Лодка плывет…озеру.
  • Чайка летит…водой.
  • Птенец выпал…гнезда.
  • Деревья шумят…ветра.
  • Последние листья падают…березы.
  • Щенок спрятался…крыльцом.
  • Пес сидит…конуры.
  • Большая толпа собралась …театром.

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – правильный ответ после помощи в виде вопроса;

Не сформирован – неэффективное использование помощи.

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: «Назови предметы по образцу»: Образец: один  - дом, а если их много, то это - дома.

Один стул, а много …..

Один стол, а много……

Одно окно, а много…..

Одна звезда, а много…..

Одно ухо, а много……

Образец: один дом, а много (чего?) – домов.

Один стул, а много (чего?)…..

Один стол, а много (чего?)…..

Одно окно, а много (чего?)….

Одна звезда, а много (чего?)…..

Одно ухо, а много (чего?)…..

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

Серия 4. Исследование словаря и  навыков словообразования.

  1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных

Инструкция: «Назови детенышей животных по образцу».

Образец: у кошки – котята:

  • У козы –
  • У волка –
  • У утки –
  • У лисы –
  • У льва -
  • У собаки -  
  • У курицы –
  • У свиньи –
  • У коровы –
  • У овцы –

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

  1. Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: «Назови предметы по образцу».

Образец: большой – мяч, а маленький – это мячик.

  • Маленький стол – это…
  • Маленький стул – это…
  • Маленький дом – это…
  • Маленький круг – это…
  • Маленькое дерево – это…

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

3. Образование прилагательных от существительных

А. Относительных

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Образец: кукла из бумаги - она бумажная.

  • Шляпка из соломы – она…
  • Кисель из клюквы – он…
  • Горка изо льда – она…
  • Салат из моркови – он…
  • Варенье из вишни – оно…
  • Суп из грибов – он…                              
  • Варенье из яблок – оно…                                  
  • Варенье из сливы – оно…                                
  • Варенье из малины – оно…                                
  • Варенье из клубники – оно…                              
  • Варенье из черники – оно…
  • Лист дуба – он…
  • Лист клена – он…
  • Лист осины – он…                                          
  • Шишка ели – она…  

Б.  Качественных  

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Образец: лису за хитрость называют хитрой.

  • волка за жадность называют…  
  • зайца за трусость называют…
  • медведя за силу называют…
  • льва за смелость называют…

Образец: если днем жара, то день жаркий.

  • Если днем мороз, то день - …
  • Если днем солнце, то день - …
  • Если днем снег, то день - …
  • Если днем дождь, то день - …
  • Если днем ветер, то день - …
  • Если днем холод, то день -…

В. Притяжательных

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Образец: у собаки лапа – собачья…

  • У кошки лапа - …
  • У медведя лапа - …
  • У волка лапа - …
  • У льва лапа - …
  • У лисы лапа - …
  • У зайца лапа - …
  • У белки лапа - …
  • Гнездо орла - …гнездо
  • Клюв птицы - …клюв
  • Ружье охотника - …ружье                                

Достаточный – правильный ответ;

Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

Не сформирован – невыполнение.

Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений

Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».

  • Покажи ключ, карандаш;
  • Покажи карандашом ключ;
  • Покажи карандаш ключом;
  • Нарисуй круг под крестом;
  • Нарисуй крест под кругом;
  • Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?
  • Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?
  • Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  • Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  • Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?

Достаточный – правильное выполнение;

Минимальный – самокоррекция;

Не сформирован – неверный ответ.

Серия 6. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных из 4-5 картинок

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ»

   Достаточный – рассказ соответствует ситуации,

    имеет  все смысловые звенья, расположенные

    в правильной   последовательности;

Минимальный – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

Не сформирован  – отсутствует описание ситуации.

  1. Пересказ прослушанного текста

Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

Горошины.

В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Достаточный – воспроизведены все смысловые звенья;

Минимальный - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

Не сформирован  – невыполнение.

Диагностика письменной речи  и навыков чтения обучающихся 1 -12 классов

Серия 1. Исследование навыков письма

Для 1-4 класса

Инструкция: 

Напиши, пожалуйста, свое имя.

Буквы: Б, К, З, Ц, Е,Ч

Слова: мама, стол, ствол.

Достаточный – не более 1-2 ошибки в написании или незнание одной буквы;

30 – незнание 2-3- букв или их неточное написание;

Минимальный – не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по  фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;

Не сформирован  – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

Для 5-7 класса

Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

Достаточный – не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 – допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и /или 1-2- дисграфического;

 Минимальный  – до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и /или не более 5 дисграфических;

Не сформирован  – множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Для 8-12  класса

«Птицы»

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

Достаточный - не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

Минимальный  – до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;

Не сформирован  – множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Серия 2. Исследование навыков чтения

1 - 4класс: Чтение отдельных слов.

мак

юла

флаг                

блеск

нож                                                      

курица  

йод  

ствол

день                                                      

дерево

цирк  

ванна

пила                                                      

собака

стул  

диван

ем                                                      

сапоги    

крик

забор

юг

голубика

шмель  

индюк

Достаточный – безошибочное чтение слов; называние 5-6 прочитанных слов.

Минимальный  – до 5  ошибок при чтении; называние 1-2 прочитанных слов.

Не сформирован  –  отсутствие навыка чтения.

5 – 7 класс: Чтение текста.

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,

в дырах между корнями или под берегом. Потом они

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,

а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни,

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно  прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг  посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по – другому.

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.

Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень    понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,   наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды – и рак лежит на траве.

Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они

были красными! И очень вкусными!

Достаточный – допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией; отвечает на все вопросы по тексту.

Минимальный  – не боле 6 ошибок на уровне слова или слога; отвечает на вопросы по тексту с помощью педагога.

Не сформирован  –  отсутствие навыка чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...

Диагностика устной речи младших школьников

С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...

Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...

Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...

Диагностика устной речи

Материал для проведения диагностики речи, которвм могут воспользоваться учителя, родители....

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...