Диагностика устной речи обучающихся 1-12 классов
тест
Диагностиический инструментарий для оценки речевого развития обучающихся с ОВЗ с 1 по 12 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика устной речи обучающихся 1-12 классов
Инструкция | Оценка | ||
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи | |||
| |||
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее». Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение | Достаточный – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; Минимальный – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; Не сформирован – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. | ||
са – за- | за – са-… | ||
ца – са- | са - ца-… | ||
жа – ща- | ща – жа-… | ||
ча – ща - | ща - ча – … | ||
ла – ра- | ра – ла-… | ||
ма – на - | на – ма – … | ||
ба – па- | па – ба-… | ||
ка-га - | га-ка - … | ||
да-та - | та-да - … | ||
2. Исследование артикуляционной моторики | |||
Инструкция: «Повторяй за мной движения»:
| Достаточный – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик к предъявленному; Минимальный – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; Не сформирован – невыполнение движений. | ||
3. Исследование звукопроизношения | |||
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
| Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу: Достаточный - нормативное произношение всех звуков группы; Минимальный – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы; Не сформирован – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все. | ||
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова | |||
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
| Достаточный – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе; Минимальный – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова); Не сформирован – невоспроизведение. | ||
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа | |||
Инструкция: «Ответь на вопросы»:
| Достаточный – правильный ответ с первой попытки; Минимальный – правильный ответ со второй, с третьей попытки; Не сформирован – неверный ответ с третьей попытки. | ||
Серия 3. Исследование грамматического строя речи. | |||
| |||
Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»:
| Достаточный – правильное и точное воспроизведение; Минимальный - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; Не сформирован – невоспроизведение. | ||
2. Верификация предложений | |||
Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».
| Достаточный – выявление и исправление ошибки; Минимальный – ошибка выявлена, но не исправлена; Не сформирован – ошибка не выявлена. | ||
3. Составление предложений из слов в начальной форме. | |||
Инструкция: «Постарайся составить из слов предложение»:
| Достаточный – предложение составлено верно; Минимальный – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; Не сформирован – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. | ||
4. Добавление предлогов в предложение | |||
Инструкция: «Вставь пропущенное слово в предложение»:
| Достаточный – правильный ответ; Минимальный – правильный ответ после помощи в виде вопроса; Не сформирован – неэффективное использование помощи. | ||
| |||
Инструкция: «Назови предметы по образцу»: Образец: один - дом, а если их много, то это - дома. Один стул, а много ….. Один стол, а много…… Одно окно, а много….. Одна звезда, а много….. Одно ухо, а много…… Образец: один дом, а много (чего?) – домов. Один стул, а много (чего?)….. Один стол, а много (чего?)….. Одно окно, а много (чего?)…. Одна звезда, а много (чего?)….. Одно ухо, а много (чего?)….. | Достаточный – правильный ответ; Минимальный – правильный ответ после стимулирующей помощи; Не сформирован – невыполнение. | ||
Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования. | |||
| |||
Инструкция: «Назови детенышей животных по образцу». Образец: у кошки – котята:
| Достаточный – правильный ответ; Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; Не сформирован – невыполнение. | ||
| |||
Инструкция: «Назови предметы по образцу». Образец: большой – мяч, а маленький – это мячик.
| Достаточный – правильный ответ; Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; Не сформирован – невыполнение. | ||
3. Образование прилагательных от существительных | |||
А. Относительных Инструкция: «Назови слова по образцу». Образец: кукла из бумаги - она бумажная.
Б. Качественных Инструкция: «Назови слова по образцу». Образец: лису за хитрость называют хитрой.
Образец: если днем жара, то день жаркий.
В. Притяжательных Инструкция: «Назови слова по образцу». Образец: у собаки лапа – собачья…
| Достаточный – правильный ответ; Минимальный – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; Не сформирован – невыполнение. | ||
Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений | |||
Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».
| Достаточный – правильное выполнение; Минимальный – самокоррекция; Не сформирован – неверный ответ. | ||
Серия 6. Исследование связной речи | |||
| |||
Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ» | Достаточный – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; Минимальный – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; Не сформирован – отсутствует описание ситуации. | ||
| |||
Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать». Горошины. В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. | Достаточный – воспроизведены все смысловые звенья; Минимальный - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; Не сформирован – невыполнение. |
Диагностика письменной речи и навыков чтения обучающихся 1 -12 классов
Серия 1. Исследование навыков письма | ||||
Для 1-4 класса Инструкция: Напиши, пожалуйста, свое имя. Буквы: Б, К, З, Ц, Е,Ч Слова: мама, стол, ствол. | Достаточный – не более 1-2 ошибки в написании или незнание одной буквы; 30 – незнание 2-3- букв или их неточное написание; Минимальный – не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок; Не сформирован – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма. | |||
Для 5-7 класса Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши. Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина. | Достаточный – не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку; 30 – допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и /или 1-2- дисграфического; Минимальный – до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и /или не более 5 дисграфических; Не сформирован – множественные дисграфические и орфографические ошибки. | |||
Для 8-12 класса «Птицы» Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. | Достаточный - не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку; Минимальный – до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических; Не сформирован – множественные дисграфические и орфографические ошибки. | |||
Серия 2. Исследование навыков чтения | ||||
1 - 4класс: Чтение отдельных слов. | ||||
мак | юла | флаг | блеск | |
нож | курица | йод | ствол | |
день | дерево | цирк | ванна | |
пила | собака | стул | диван | |
ем | сапоги | крик | забор | |
юг | голубика | шмель | индюк |
Достаточный – безошибочное чтение слов; называние 5-6 прочитанных слов.
Минимальный – до 5 ошибок при чтении; называние 1-2 прочитанных слов.
Не сформирован – отсутствие навыка чтения.
5 – 7 класс: Чтение текста.
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет
много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,
в дырах между корнями или под берегом. Потом они
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от
моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,
а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни,
которыми они щиплются как следует. Кроме того, я
боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по – другому.
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.
Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить
из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.
В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел
нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды – и рак лежит на траве.
Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они
были красными! И очень вкусными!
Достаточный – допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией; отвечает на все вопросы по тексту.
Минимальный – не боле 6 ошибок на уровне слова или слога; отвечает на вопросы по тексту с помощью педагога.
Не сформирован – отсутствие навыка чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-230287-1665929327.jpg)
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу...
Диагностика устной речи младших школьников
С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-153659-1357636990.jpg)
Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.
В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/06/picture-453920-1401999144.jpg)
Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти
Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/30/picture-629095-1430353841.jpg)
Диагностика устной речи
Материал для проведения диагностики речи, которвм могут воспользоваться учителя, родители....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409725-1393081209.jpg)
Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)
Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...