п. 4.6 Разработка психолого-педагогических, образовательных продуктов
материал

Севастьянова Ольга Алексеевна

1. Презентация "Психологические особенности развития личности детей"

2. Презентация «Турнир знатоков нравственных задач"

3. Буклет «Советы родителям, воспитывающих детей с ОВЗ»

4. Буклет «Ваш ребенок пятиклассник»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ педагог-психолог: Севастьянова Ольга Алексеевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 г. ОХИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ДМИТРИЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРБЫШЕВА

Слайд 2

НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ Развитие – процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования)

Слайд 3

НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ Психологические новообразования – это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени (Аверин В.А. Психология детей и подростков)

Слайд 4

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Разделение жизненного пути ребёнка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Существует несколько периодизаций разных авторов. Содержание и название периодов, их временные границы определяются представлениями автора о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Слайд 5

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ПЕТРОВСКОМУ А.В. А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребёнка с членами наиболее значимой группы людей для него по сравнению с остальными, он принимает именно её ценности, моральные нормы и формы поведения.

Слайд 6

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ПЕТРОВСКОМУ А.В. В своей периодизации А.В.Петровский выделяет следующие периоды: Раннее детство Дошкольное детство Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст

Слайд 7

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством СР.ШК.ВОЗРАСТ Общение подростков в разных видах деятельности это деятельность, с которой на данном этапе развития связано возникновение важнейших психических новообразований.

Слайд 8

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: ВОСПРИЯТИЕ МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой восприятия. Развитие детализиро-ванности восприятия Доминирование эмоцио-нально значимых сторон объекта Неточность в восприятии сходных объектов СР.ШК.ВОЗРАСТ Формирование целост-ности и осмысленности восприятия Развитие восприятия про-странственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению Освоение графических схем: умение видеть сечения объемных фигур, читать чертёж и т.д.

Слайд 9

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: ПАМЯТЬ МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Развитие произвольной памяти Понимание является необходимым условием запоминания. Идёт интенсивное формиро-вание приёмов запоми-нания Повышение роли логи-ческой памяти СР.ШК.ВОЗРАСТ Быстрый рост памяти Перестройка памяти – переход от доминирования механического запомина-ния к смысловому. Память приобретает ло-гический характер, стано-вится доступным запоми-нание абстрактного мате-риала Осваиваются мнемо-нические приёмы

Слайд 10

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: МЫШЛЕНИЕ МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Основной вид – наглядно-образное; в процессе обучения приобретает абстрактный и обобщённый характер; решение умст-венных задач, связанных с преобразованием предмет-ного мира. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез…) Овладение навыками логического рассуждения СР.ШК.ВОЗРАСТ Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Операции становятся формально-логическими, рассуждения дедуктив-ными. Слабо развита конкрети-зация, затруднён переход от общего к частному

Слайд 11

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: ВООБРАЖЕНИЕ МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Более реалистичное. Интенсивно формируется воссоздающее вообра-жение. Возможно свободное фантазирование СР.ШК.ВОЗРАСТ Усиление реалистичности, появление мечты. Интенсивно воображаются различные личностные качества, преиму-щественно эталонного характера.

Слайд 12

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Перестройка мотивационно-потребностной сферы. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми по поводу учебной деятельности. Главное место занимает мотив получения высоких оценок. Познавательная мотивация не слишком высокого уровня. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха. У неуспевающих – мотивация избегания неудачи.

Слайд 13

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: РАЗВИТИЕ ЧУВСТВ МЛ.ШК.ВОЗРАСТ В данном возрасте ребёнок несёт в себе весь комплекс чувств, сформированных в притязаниях на признание. Дети имеют совесть: они знают, что должны, обязаны. Пробуждается чувство гордости или стыда., в зависимости от поступков. Наиболее интенсивно развивается чувство ответственности и сопереживания другому (сочувствие, сострадание, сорадость)

Слайд 14

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: САМОСОЗНАНИЕ МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми личностными ориентациями. Ребёнок знает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самооценка становится более адекватной и дифферинцированной, суждения о себе – более обоснованными. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребёнка, его самоуважении, самопринятии.

Слайд 15

ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Произвольность - способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами Планирование в уме Умение анализировать Рефлексия - способность ребёнка выделить основания для собственного действия

Слайд 16

Стойкий интерес к определенному предмету . Мотив избегания неудачи . Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивированных . Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.) ( СР.ШК.ВОЗРАСТ)

Слайд 17

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА (СР.ШК. ВОЗРАСТ) Резкое ухудшение поведения – проявляется в негативизме, т.е. желании поступать вопреки чужой воли, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым. Стремление эмансипации от взрослых, освобождении от их опёки, контроля. Реакция группирования – стремление подростка войти в состав какой-либо подростковой группы. Сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Выраженность акцентуаций характера. Потребность найти и защитить своё место в окружающей социальной среде. Потребность в успехе. Потребность в самореализации и развитие собственного «Я» Наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях

Слайд 18

ПРОБЛЕМА КРИЗИСА В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Подростковый кризис является типом переходного периода от детства к взрослости. Отличается большой продолжительностью. По мнению Л.И.Божович, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, которое приводит к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников, в то же время эти потребности очень сильные и напряжённые. Также, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению

Слайд 19

Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний . Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация. ( СТ.ШК.ВОЗРАСТ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Турнир знатоков нравственных задач»

Слайд 2

Вопрос № 1: Нравственность – это… а) наука об отношениях, существующих между людьми; б) система правил человека по отношению к обществу; в) внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек.

Слайд 3

Вопрос № 2: Как называется наука о нравственности ? а) мораль; б) этика; в) нравственность.

Слайд 4

Вопрос № 3: Продолжи пословицу «Делая людям зло, …» а) то сам получаешь; б) не жди от них добра; в) того и сам не делай.

Слайд 5

Вопрос № 4: Ты с другом играешь в бадминтон, к вам подходит мальчик лет 7, и говорит, что у него нет такой игры. а) скажу ему, чтобы он не приставал; б) отвечу, что не могу ему помочь; в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру; г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

Слайд 6

Вопрос № 5: Ты дежурный. Убирая в классе, ты находишь деньги. Что делаешь? а) они мои, раз я их нашёл; б) завтра спрошу, кто потерял; в) может быть, возьму себе.

Слайд 7

Вопрос № 6: Разгадай ребус –

Слайд 8

Вопрос № 7: Составьте «Правила нравственности»

Слайд 9

Вопрос № 8 : По определению найди понятие. «Степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям» а) выдержанность; б) тактичность; в) вежливость.

Слайд 10

Вопрос № 9: Соотнеси позитивные человеческие качества с противоположными. 1) достоинство а) тщеславие 2) гордость б) высокомерие 3) самоуважение в) гордыня 4) честь г) эгоизм

Слайд 11

Вопрос № 10: Разгадай ребус –

Слайд 12

Вопрос № 11: Если кто-то плачет, то я… а) пытаюсь ему помочь; б) думаю о том, что могло произойти; в) не обращаю внимания.

Слайд 13

Вопрос № 12: Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что делаешь? а) тороплюсь в школу; б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду; в) остановлю прохожих, звоню в больницу.

Слайд 14

Вопрос № 13: . Из данных слов соберите «золотое правило нравственности» (к другим, так, как , относись, к тебе, относились, хочешь, чтобы)

Слайд 15

Вопрос № 14: . . Выбери верное высказывание о «золотом правиле нравственности» а) это учение одного из философов; б) это мудрость одного из народов мира; в) это общечеловеческая ценность взаимоотношений между людьми.

Слайд 16

Вопрос № 15: Твой одноклассник на тебя обиделся, ты – а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации; б) обижусь в ответ; в) докажу ему, что он не прав.

Слайд 17

Вопрос № 16: Кому принадлежат слова: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях»? а ) А.Чехову ; б) Л.Толстому ; в) В.Распутину .

Слайд 18

Вопрос № 17: Составьте «Портрет нравственного человека»

Слайд 19

Вопрос № 18: Ты едешь в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь и вдруг видишь трёх людей, ждущих на остановке автобус. а) старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; б) давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; в) девушка/парень вашей мечты.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности младшего подростка:

  1. усиление независимости;
  2. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  3. повышенная утомляемость;
  4. проявление негативизма;
  5. повышенная критичность;
  6. стремление обзавестись верным другом;
  7. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  8. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  9. чувство «взрослости»;
  10. отсутствие авторитета возраста;
  11. отвращение к необоснованным запретам;
  12. восприимчивость к промахам взрослых;
  13. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  14. неустойчивая самооценка;
  15. отсутствие адаптации к неудачам;
  16. ярко выраженная эмоциональность;
  17. повышенный интерес к спорту. 

ВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЕНКА!

ВАША ВЕРА СПОСОБНА ПРЕВРАТИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ

В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ! УСПЕХОВ ВАМ!

http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Tekst-s-narechijami/0004-003-Tekst-s-narechijami.jpg

Признаки  трудностей в период адаптации:

1) Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2) Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3) Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4) Нежелание выполнять домашние задания.

5) Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6) Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.

7)  Беспокойный сон.

8) Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9) Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Поддерживайте детей, интересуйтесь их успехами, переживаниями, подсказывайте. Не отмахивайтесь, даже если у вас много неотложных дел. Будьте всегда с детьми!

МБОУ СОШ №7 г.Охи им. Д.М. Карбышева.

«ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК»

«Гений – это один процент таланта и девяносто девять  труда»

(Томас Эдисон)

http://900igr.net/up/datai/141422/0029-008-.png

Составитель

педагог-психолог

Севастьянова Ольга Алексеевна

2022 г.

 

Уважаемые родители!

Переход ребенка из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития ребенка. В пятом классе его ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах, каждый со своими требованиями и стилем  работы.  В этот период дети нередко меняются-тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у них снижается работоспособность, дети становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда ухудшается сон, аппетит. Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям?

http://kzschool.ru/uploads/posts/2013-02/1360820610_f1373179c1c1.png

Помощь  родителей детям

в период адаптации.

1.Основное условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

2.Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится Ваш ребенок, к каждому  прожитому им дню. Больше общайтесь с ним, расспрашивайте о его школьных делах.

3.Познакомьтесь с его одноклассниками, помогите организовать общение ребят после школы.

4.Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.

5.Исключите такие меры наказание как лишение удовольствий, физическое и психическое давление. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

6.Учитывайте темперамент своего ребенка. Медлительные и малообщительные дети труднее привыкают к новым условиям, быстро теряют интерес к ним, если чувствуют со стороны взрослых и одноклассников неверие в их силы, сарказм, тем более подвергаются  насмешкам или жестокости.

7.Поощряйте самоконтроль, самооценку и самодостаточность Вашего ребенка. Ваш контроль за его учебной деятельностью должен быть тактичным и обоснованным. Помогайте ребенку выполнять домашние  задания, но не делайте их за него!

8.Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями Вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими людьми.

9.Обратите внимание на занятия спортом, прогулки, правильное питание, витаминизацию. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

10.Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

https://smolensk-i.ru/wp-content/uploads/2014/08/115.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Презентация "Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса"

В системе образования России складывается особая культура в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.  Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиона...

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...

Методическая разработка «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯОбразовательный процессОбразовательные результатыПарадигмы взаимодействия3.1. Традиционная (технократическая)3.2. Гуманитарная парадигма3.3. Гуманистическая парадигма...