Рабочая образовательная программа по предмету «САКСОФОН»
рабочая программа

Шайдуров Александр Евгеньевич

программа на 2023-2024 учебный год

                                                 Срок реализации программы 7(8) лет

Многолетняя практика работы ДМШ с детьми определила оптимальные
сроки обучения в классе саксофона по семилетней (возраст для поступающих 10-11лет) программе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-8_let_saksofon_nuzhno_dodelat.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по культуре администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Музыкально-гуманитарный лицей им.Д.Аюшеева

Рабочая образовательная программа по предмету «САКСОФОН»

на 2023-2024 учебный год

Срок реализации программы 7(8) лет

Составитель:

преподаватель высшей категории

Шайдуров Александр Евгеньевич

Г.Улан-Удэ

2023г.

Пояснительная записка

Детские музыкальные школы - наиболее развитая сеть образователь-
ных учреждений, выполняющих весьма сложную задачу начального
музыкального образования детей и подростков, приобщение их к
музыкальной культуре, приобретении их умении и исполнительских навыков
игры на одном или нескольких музыкальных инструментах. Основная цель индивидуального обучения игре на саксофоне, как и на других духовых музыкальных инструментах состоит в том, чтобы пробудитьв ученике потребность заниматься музыкой, овладеть исполнительскими навыками игры на духовом инструменте, подготовить ученика к работе в творческих коллективах разного профессионального уровня, различных по
инструментальному составу.
Индивидуальное обучение в классе саксофона даёт возможность выявить
степень музыкальной одарённости учащегося, способность его приспособляемости к данному инструменту, позволяет увидеть и определить творческую перспективу обучаемого. Используя богатые возможности индивидуального обучения, преподаватель может и должен научить в своём классе каждого ученика умению музицировать на своём инструменте, а наиболее одарённых учеников подготовить к ранней музыкальной профориентации, к поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Многолетняя практика работы ДМШ с детьми определила оптимальные
сроки обучения в классе саксофона по семилетней (возраст для поступающих 10-11лет) программе. Имеется немало примеров, когда в класс саксофона принимают 7-летних детей, но предварительно 1-2 года занимаются с ними на блок-флейте, а потом уже на саксофоне. Такая практика даёт весьма ощутимые результаты в общемузыкальном развитии ребёнка перед занятиями на основном инструменте - саксофоне.
По своему содержанию вышеназванная программа довольно полно отражает педагогические цели и задачи обучения в классе саксофона, формы, содержание и методы реализации программы, репертуарное обеспечение учебного процесса. Данный вариант программы выгодно отличается тем, что
каждая учебная четверть завершается определённой зачётно -экзаменационной формой. Это будет способствовать улучшению качества педагогической работы преподавателя и самостоятельной работы ученика. Весьма полезно скажется на творческих успехах учащихся введение обязательного контрольного прослушивания ансамблевой подготовки во всех классах, кроме первого. Вводимые в учебный процесс программы обучения в классе саксофона в логической последовательности излагают содержание работы преподавателя с учеником над техническим и художественным
репертуаром по принципу от простого к сложному, от более лёгкого к более
трудному. Качество исполнительских умений и навыков должно возрастать по периодам обучения, каждый из которых завершается итоговым выступлением ученика, как правило, в конце четверти с выставлением оценки. Таких выступлений должно быть не менее 6 за учебный год. Для этого целесообразно до четвертных выступлений практиковать прослушивание подготовленного репертуара, который не будет исполняться на четвертном зачёте. При этом создаются условия дополнительного приобретения учеником исполнительских навыков и контроля за работой ученика над всем запланированным репертуаром.
Программа предусматривает возможность разумного сокращения объёма
репертуарного содержания плана для учащихся, нуждающихся в этом по своим музыкальным способностям. Основным документом, определяющим индивидуальную работу по специальности в течение всего периода обучения учащегося, является индивидуальный план учащегося. Он должен носить развивающий характер и учитывать индивидуальные способности ученика. План определяет конкретно все виды поэтапных заданий по овладении исполнительскими навыками через техническое и художественное освоение, как тренировочного, так и концертного репертуара.
Общее количество музыкальных произведений, технического репертуара
даются в программе в годовых требованиях как необходимый минимум.
Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершённости исполнения: для публичного исполнения, для показа в условиях класса, с целью ознакомления.
В индивидуальном плане должны фиксироваться все выступления учащегося с показом освоенного материала и оценкой каждого учебного и публичного- концертного выступления, характеризующих творческий рост учащегося, его музыкальное развитие и степень освоенности программных заданий.
Учебный год состоит не мене чем из 34 календарных учебных недель.
Времени на классные занятия по специальности отведено 2 часа (урока) в неделю. Основной формой обучения в классе является урок, проводимый, как одно индивидуальное занятие преподавателя с учеником и второе с участием концертмейстера.
В течение года ученик получает по специальности 68 индивидуальных
уроков. Распределение времени на уроках, отводимое на тренировочный
материал и концертно-художественный репертуар определяет преподаватель с учётом индивидуальных данных ученика. Результаты и качество реализации образовательных программ определяется на зачётах и экзаменах в каждом классе по периодам обучения, конечный результат - на выпускном экзамене.
За многие годы функционирования ДМШ и ДШИ накопился богатый
педагогический репертуар, на котором базируется весь учебный процесс в классе саксофона. Этот репертуар целесообразно сохранив и пополнив репертуарный список вновь появившимися или ранее не использовавшимися произведениями, но имеющими педагогическую ценность, как отечественных, так и зарубежных авторов.
1 класс
Учебно-тематический план: (68 часов) История создания и устройство
инструмента. Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата (амбюшура), звукоизвлечением, исполнительским дыханием.
Овладение хроматическим звукорядом
от соль первой октавы до соль второй октавы. Понятие о твёрдой и мягкой атаке звука. Освоение штрихов деташе, легато, стаккато.
Содержание программы:
Гаммы:
Исполнять гаммы:
С, G,F,e,d в медленном темпе в одну октаву целыми и половинными длительностями, тонические трезвучия в прямом движении.
Этюды, упражнения: 6-8 первоначальных этюдов.
Музыкальные произведения: 6-8 разнохарактерных лёгких пьес
Промежуточная и итоговая аттестация:
1 четверть: --------------
2 четверть: показ приобретённых навыков
3 четверть: контрольное прослушивание изученных гамм, этюдов,
упражнений (не менее 2-х)
4 четверть: годовой зачёт с оценкой исполнения выученный пьес (две
разнохарактерные, наизусть)
2 класс
Учебно-тематический план: (68 часов) Совершенствование
исполнительского аппарата ученика, укрепление и развитие губного аппарата, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона звуков вниз до
си бемоль малой октавы, вверх до фа диез третьей октавы. Совершенствование качества звука, исполнения штрихами деташе, легато, знакомство со штрихом стаккато. Развитие навыков исполнения интервалов квинта, секста, септима, октава. Привитие элементарных навыков чтения с листа, игры в ансамбле.
Содержание программы:
Гаммы: В течение года выучить и исполнять наизусть гаммы
Ре, Си бемоль-
мажор, соль, си-минор половинными и четвертными длительностями в медленном темпе, тонические трезвучия в прямом движении.
Этюды, упражнения: 10-12 (облегчённый вариант - 6-8)
Музыкальные произведения: 8-10 (6-8) разнохарактерных пьес, в том числе
ансамбли.
Чайковский П. - "Старинная французская песенка" JI. Бетховен - "Сурок"
Чешская народная песня "Богатый жених" Щелоков - "Шутка"
Промежуточная и итоговая аттестация:
1 четверть - Академическое прослушивание выученных новых пьес, ноябрь
– тех. зачёт: две двузначные гаммы, не менее 2-х этюдов, один - наизусть;
2 четверть - две разнохарактерные пьесы;
3 четверть - контрольное прослушивание ансамблей; тех. зачёт: исполнить
две новые двузначные гаммы, не менее 2-х этюдов (один наизусть);
4 четверть - годовой зачёт с оценкой: исполнить две разнохарактерные пьесы.
3 класс
Учебно-тематический план: (68 часов) Дальнейшее совершенствование
исполнительского аппарата, навыков координации работы языка, губ, пальцев, развития дыхания; Совершенствование исполнения штрихами деташе, легато, стаккато. Знакомство со штрихами нон легато, маркато. Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы.
Работа над партиями оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения нот с листа.
Содержание программы:
Гаммы: В течение года изучить и исполнить наизусть гаммы с тремя
знаками при ключе в одну-две октавы в медленном и умеренном темпах
штрихами деташе, легато; тонические трезвучия в прямом движении
обращениями в медленном темпе.
Этюды, упражнения: 10-12 (8-10) этюдов на различные виды техники,
развивающие технические навыки упражнения. Баласанян С. - Этюд №111;
Липкин - Этюд № 175; Митронль - Арбан (по выбору). Не менее 8 (6)
разнохарактерных пьес, в том числе ансамбли.
Музыкальные произведения: Глинка М. - "Жаворонок"; Прокофьев С.
- "Марш"; Косенко В. - "Скерцино"; Чайковский П. - "Шарманщик поет"
Промежуточная и итоговая аттестация:
1 четверть - Академический показ выученных пьес (по усмотрению
преподавателя)
2 четверть – тех. зачёт с показом 2-х трёхзначных гамм и не менее 2-х
этюдов, один - наизусть; зачёт по пьесам (две разнохарактерные, наизусть);
3 четверть - контрольное прослушивание ансамблей; тех. зачёт с показом
2-х новых трёхзначных гамм, не менее 2-х этюдов, один – наизусть;
4 четверть - годовой зачёт с оценкой, исполняются две разнохарактерные
пьесы.
4 класс
Учебно-тематический план: (68 часов) Дальнейшая работа над
совершенствованием исполнительского аппарата, укрепление губного аппарата, совершенствование навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков вверх до ля, си третьей октавы. Развитие навыков исполнения интервалов: нона, децима в медленном темпе. Знакомство со вспомогательной аппликатурой. Совершенствование навыков чтения нот с листа, изучение оркестровых партий по программе оркестрового класса.
Содержание программы:
Гаммы: В течение года изучить и исполнять наизусть гаммы с четырьмя
знаками при ключе, тонические трезвучия в прямом движении и обращениями четвертными и восьмыми длительностями в медленном темпе.
Этюды, упражнения: 10-12 (8-10) этюдов на различные виды техники,
развивающие технические навыки упражнения.
Музыкальные произведения: Не менее 8 разнохарактерных одно-, двух-,
трёхчастной формы произведений, в том числе ансамбли.
Моцарт - Сонатина; Ракио Н. - Вокализ №2; Глинка М. -"Северная звезда"; Щелоков В. - Концерт (детский).
Промежуточная и итоговая аттестация:
1 четверть - Академический показ выученных пьес (по усмотрению
преподавателя)
2 четверть – тех. зачёт с показом 2-х гамм с четырьмя знаками при ключе,
тонические трезвучия в прямом движении и их обращения, не менее 2-х этюдов, один – наизусть; зачёт по пьесам (исполняются не менее 2-х разнохарактерных пьес)
3 четверть - контрольное прослушивание ансамблей; тех. зачёт с показом 2-
х новых четырёхзначных гамм, не менее 2-х этюдов, один – наизусть;
4 четверть - годовой зачёт с оценкой: исполняются две разнохарактерные
пьесы.
5 класс
Учебно-тематический план:
(68 часов) Дальнейшее совершенствование
исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением звучания
инструмента. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до до, до-диез четвертой октавы. Дальнейшее совершенствование навыков исполнения штрихами деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато. Изучение оркестровых партий по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения с листа.
Содержание программы:
Гаммы: В течение учебного года проработать 5-, шестизначные гаммы, их
тонические трезвучия и
D7 в прямом движении с обращениями четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе, хроматическую гамму
Этюды, упражнения: не менее 10 (8) этюдов на различные виды техники,
развивающие технические навыки упражнения.
Музыкальные произведения: не менее 8 разнохарактерных пьес, из них 1-2
произведения крупной формы, а также ансамбли. Баласанян С. - Этюд № 12 (25 лёгких этюдов); Щелоков В. - Концерт № 3; Кюмц - "Восточная мелодия" Вурм В. - Этюд; Асафьев - Скерцо; Чайковский П. - "Ариозо воина"; Шуберт - Баркарола
Промежуточная и итоговая аттестация:
1 четверть - Академическое прослушивание выученных пьес; тех. зачёт – исполнить несколько гамм, и не менее 2-х этюдов, один - наизусть.
2 четверть - зачёт по пьесам, исполнить не менее 2-х одно- двухчастных
разнохарактерных произведений;
3 четверть - контрольное прослушивание ансамблей; тех. зачёт: исполнить
несколько гамм, разученных во втором полугодии, не менее 2-х этюдов, один - наизусть.
4 четверть - зачёт по пьесам: исполнить две разнохарактерные пьесы или одну крупной формы.
6 класс
Учебно-тематический план: (68 часов) Дальнейшее совершенствование
исполнительского аппарата. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, совершенствование фразировки, навыков самостоятельной работы над произведением. Дальнейшая работа над качеством звука в пределах всего диапазона. Совершенствование исполнения штрихами деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато. Исполнение мелизмов: форшлаг, мордент. Изучение оркестровых партий, совершенствование навыков чтения нот с листа.
Содержание программы:
Гаммы: Выучить и исполнять наизусть гаммы с шестью знаками при ключе, их тонические трезвучия, D7, уменьшенный вводный септаккорд в прямом движении с обращениями восьмыми длительностями в умеренном темпе, хроматическую гамму.
Этюды и упражнения: до 12-ти этюдов на различные виды техники,
развивающие губной аппарат и технические навыки упражнения.
Музыкальные произведения Не менее 10-ти разнохарактерных пьес, в том числе произведения крупной формы (соната, концерт) и ансамбли.
Баласанян С. - Этюд № 20 (25 лёгких этюдов); Тартини Т. - Ларго; Нескин В. - Концерт № 2; Баласанян С. - Этюд № 13; Альбинони Т. - Концерт Ми-бемоль мажор;
Чайковский П. - "День ли"
Промежуточная и итоговая аттестация:
1 четверть - Академическое прослушивание новых пьес;
2 четверть – тех. зачёт с показом 2-х новых гамм и не менее 2-х этюдов; зачёт по пьесам: не менее 2-х разнохарактерных пьес или крупная форма.
3 четверть - контрольное прослушивание ансамблей; тех. зачёт с показом двух новых шестизначных гамм и не менее 2-х этюдов.
4 четверть - годовой зачёт с оценкой по пьесам: две пьесы или одну крупной формы.
7 класс
Учебно-тематический план: (68 часов) Дальнейшее совершенствование
исполнительского аппарата, художественного вкуса, музыкальной памяти, выразительности исполнения и самостоятельной работы над музыкальным произведением. Совершенствование качества звучания инструмента в пределах всего диапазона, навыков исполнения всеми изученными штрихами. Знакомство со вспомогательной атакой (двойным и тройным стаккато). Работа над чистым интонированием, исполнением мелизмов (форшлаг, мордент, группетто). Изучение оркестровых партий.
Гаммы: Продолжить работу над всеми изученными гаммами, трезвучиями к ним, уменьшенным септаккордом различными длительностями и штрихами в разных темпах.
Этюды и упражнения: не менее 8 этюдов на различные виды техники. Развивающие исполнительский аппарат и технические навыки упражнения.
Музыкальные произведения: не менее 8 разнохарактерных пьес.

8 класс
Учебно-тематический план: (68 часов) Дальнейшее совершенствование
исполнительского аппарата, художественного вкуса, музыкальной памяти, выразительности исполнения и самостоятельной работы над музыкальным произведением. Совершенствование качества звучания инструмента в пределах всего диапазона, навыков исполнения всеми изученными штрихами. Знакомство со вспомогательной атакой (двойным и тройным стаккато). Работа над чистым интонированием, исполнением мелизмов (форшлаг, мордент, группетто). Изучение оркестровых партий.
Содержание программы:
Гаммы: Продолжить работу над всеми изученными гаммами, трезвучиями к ним, уменьшенным септаккордом различными длительностями и штрихами в разных темпах.
Этюды и упражнения: не менее 8 этюдов на различные виды техники. Развивающие исполнительский аппарат и технические навыки упражнения.
Музыкальные произведения: не менее 8 разнохарактерных пьес, в том числе
произведения крупной формы и ансамбли. Гамма Ля-бемоль мажор; Брандт - Этюд; Гуно Ш. - Серенада; Альбинони Т. - Концерт До-мажор.
Промежуточная и итоговая аттестация:
1 четверть - Прослушивание выпускной программы.
2 четверть - Прослушивание выпускной программы.
3 четверть - Контрольное прослушивание ансамблей.

4 четверть - Выпускной экзамен, на котором исполняется: гамма, этюд (по выбору комиссии - для поступающих в музучилища), три разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы и одну пьесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету "вокал"

РАБОЧАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММАПО  ПРЕДМЕТУ  «ВОКАЛ»(в рамках «предмета по выбору»)для детей 10 -17 лет(5-летний срок обучения)Модифицированная...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Балалайка»

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу балалайки, разработанных Министерством культу...

Рабочая образовательная программа по предмету «САКСОФОН»

Программа на 2023– 2024 учебный годсрок реализации программы 5 лет      Данная образовательная программа является адаптированной  для класса духовых инструментов. Возраст обу...