Мониторинг знаний учащихся по предмету
учебно-методический материал

Черных Лариса Дармаевна

Тьютор коррекционной школы находится в круглогодичном педагогическом поиске: в построении образовательного маршрута обучающихся, в создании условий для эффективной реализации программ и разработки критериальной оценки результатов её освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_znaniy_uchashchihsya.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2

 

 

 

 Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Тьютор: Черных Л.Д.

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

        Социальное развитие человека проявляется в способах его познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребенок постепенно учится понимать самого себя. Понять особенности такого ребенка можно только в динамике коррекционного обучения, длительного и целенаправленного его изучения.

       С введением новых ФГОС важным для практической работы в специальной (коррекционной) школе для школьников с УО является поиск позитивных, резервных возможностей его развития. Тьютору необходимо иметь о ребёнке всестороннюю информацию. Знать его актуальное психофизическое состояние и прогнозы дальнейшего функционирования.

       Лишь имея такую информацию, тьютор можем в общих чертах, в рабочем порядке определить плоскость воздействий и цель работы.

       Приоритетной задачей педагога специальной (коррекционной) школы в работе с умственно отсталыми детьми становится их социальное развитие в целом, а не только систематическое обучение. На уроках создаются такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

  • формированию познавательной активности;
  • социализации личности ребёнка, овладению им всеми возможными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Специфика построения системы мониторинга в специальной

(коррекционной) школе.

        Тьютор коррекционной школы находится в круглогодичном педагогическом поиске: в построении образовательного маршрута обучающихся, в создании условий для эффективной реализации программ и разработки критериальной оценки результатов её освоения. Из личного опыта работы могу утверждать, что обучение школьников с умственной отсталостью является специфическим. Отличия заключаются в том, что невозможно заранее отнести определенные задачи и учебный материал к отдельным этапам обучения, описать портрет будущего выпускника, наметить процедуры достижения целей и выставлять оценки согласно принятой системе баллов.

Мною создается система мониторинга обучающихся по освоению адаптированной рабочей программы учебного предмета. Это необходимо:

  • для получения объективной информации о результатах обучения;
  • для выявления условий повышения успеваемости обучающихся;
  • для эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

В педагогической литературе существует ряд понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг - это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

По отношению ко многим обучающимся с особыми образовательными потребностями (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС, за все время их пребывания в школе базовые учебные действия (БУД) не могут выходить за определенные рамки. Невозможно предсказать, сколько времени он потратит на овладение каким-либо навыком, можно лишь спрогнозировать желаемый результат личностного и познавательного развития. При этом работа тьютора заключается в терпеливой и настойчивой индивидуальной и дифференцированной работе с каждым учеником, чтобы тот овладел данным навыком.

Ученик с интеллектуальными нарушениями, испытывает затруднение в оценке багажа своих знаний, поэтому мониторинг деятельности учащегося дает возможность принимать оптимальные педагогические решения. Анализируя конкретного ученика (или класс), я рассматриваю проблему целостно, во временном контексте и на основании этого делаю выводы о дальнейшей работе с ребенком, теоретически и творчески изменяя свой инструментарий. Грамотное оформление документации процессов изменения обучения помогает рационально составлять план дальнейшей работы.

В связи этим я в течение нескольких лет разрабатываю систему мониторинга обученности и оценивания знаний, обучающихся по предметам,  подбираю новые приемы и подходы к системе мониторинга для создания наиболее эффективной коррекционно - развивающей среды.

Практические аспекты мониторинга оценки результатов обучения в специальной (коррекционной) школе для умственно отсталых школьников.

Цель задачи и принципы построения мониторинга оценки образовательных результатов.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для себя я поставила следующие задачи:

  • реализация индивидуальных возможностей обучающихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мной разработан алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

  • входной контроль (подготовка и проведение тестов- сентябрь);
  • стартовая диагностика (оценивание базовых учебных действий);
  • определение уровня учебных достижений учащихся;
  • определение задач по коррекции БУД;
  • проведение коррекционной работы;
  • промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (по четвертям);
  • коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков;
  • итоговое оценивание уровня учебных достижений (за год).
  • составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • анализ процесса отслеживания БУД и обобщение результатов.
  • корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую несколько видов мониторинга: базовый, тематический и «одного урока». Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

Для определения оценки уровня развития учеников могут быть использованы различные диагностические средства.

Пример

В группе 3 ученика. У двоих — легкая форма УО, у одного — УО сложная структура дефекта, при этом один ребенок уже освоил элементарные правила работы в группе, поскольку ранее обучался в классе, остальные ранее обучались индивидуально на дому.

У учеников нет проблем с двигательным аппаратом, у них средний уровень самостоятельности, они понимают речь, общаются понятным окружению способом. У них небольшой запас практических знаний об окружающем мире.

И снова без погружения в подробности видно, что потребности всех учеников в определенном воздействии сходны. Все будут развивать навыки самообслуживания, приобретать необходимые социальные навыки, а также изучать простейшие навыки профильного труда. В связи с похожими навыками будет возможна (по крайней мере теоретически, ибо практика внесет свои коррективы) работа со всей группой на основе сходной тематики, выполнение одинаковых заданий, а индивидуализация будет в основном касаться степени сложности этих заданий. В ходе текущей работы формулируются показатели, связанные с определенной темой.

Школьники с особыми образовательными потребностями (интеллектуальными нарушениями) плохо ориентируются в собственных чувствах, мыслях и мотивах, их самооценка бывает нереалистической, иногда они не могут трезво оценить свои возможности или, наоборот, снижают ценность своей личности. Дефицит интеллектуального развития проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта, отсутствует картина своих возможностей. К заданиям учителя относиться поддержка развития личности. Необходимо создать ситуации, в которых ученикам предстоит выполнить определенную задачу, чтобы они могли сравнить свои возможности и имеющиеся навыки с объективными условиями и внешними требованиями. Обучающийся должен получать объективную оценку учебных действий в понятной ему форме (без снисхождения). Излишняя снисходительность, как и слишком острая критика, дезориентируют ученика и затрудняют формирование правильной самооценки. Поскольку для каждого человека информация такого рода имеет первостепенное значение — формирует его отношение к самому себе и к другим людям, а значит, и его отношение к жизни, необходимо передавать ее в безопасной атмосфере и эмоциональной поддержке. Важную роль играет также повторяемость и постоянство ситуаций, в которых создается самооценка обучающегося.Примером мониторинга обученности может стать таблица, в которой перечисляется порядок практических действий по изготовлению того или иного изделия. Школьник определяет степень его владения предметом, самостоятельно оценивая свои возможности, сопоставляя с действиями и выставив значок в определённую графу.

Ученики, которые уже достигли некоторого уровня самосознания и научились распознавать социальные ситуации, становятся друг для друга источником информации об особенностях своего поведения и личности. С такого рода вербальными и невербальными оценками собственной персоны ученик постоянно сталкивается в школе. Стоит также создавать специальные ситуации, развивающие умение понимать и оценивать поступки других людей, например, как элемент тренинга социальных навыков или во время решения воспитательных задач на этапе «Любования» готовыми работами.

В атмосфере релаксации им легче выразить свои чувства и оценки, как положительные, так и отрицательные, а также благодарности, вопросы, пожелания. Для учителя это хорошая возможность понаблюдать за отношениями между учениками и увидеть отношения друг к другу их глазами.

Даже реалистичная картина самого себя может иметь слишком небольшую мотивационную силу для совершения сложных, требующих эмоциональной вовлеченности, автономных поступков. Для этого необходимо положительное отношение к самому себе и убеждение, что планируемые цели важны и доступны. Это очень индивидуальная черта, она зависит от врожденных данных, а также от положительного опыта индивида, особенного в раннем детстве.

Для многих учеников таким значимым, положительным жизненным опытом является участие в специальных олимпиадах, в т.ч. ежегодном региональном этапе Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» , категория школьники. Соперничая с людьми с подобными ограничениями, одерживая победы, они находятся в центре внимания, ими восхищается семья, знакомые, а иногда и средства массовой информации. Очень полезны для создания собственного положительного образа успехи в конкурсах декоративно- прикладного творчества или фестивалях. Вследствие этого они очень выросли в своих глазах и в глазах окружения. Будем надеяться, что этот успех станет тем фундаментом, к которому они смогут обращаться в сложные моменты взрослой жизни.

Заключение

Технологии и запросы в быстро меняющемся мире требуют создания нового пространства и оценка уровня развития ребенка с умственной отсталостью:

- Определение направлений работы-выявления и формирования индивидуальных траекторий развития школьников с УО.

- Оперативно формировать структуру и содержание учебного урока для создания развивающего пространства школьников.

- От современного учителя специальной (коррекционной) школы требуется постоянный профессиональный поиск в реализации запросов и потребностей школьников для повышения уровня мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

Мониторинг знаний учащихся

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации...

Мониторинг знаний учащихся

Тесты от простого к сложному, с ответами.....

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Мониторинг знаний учащихся 11 класса

Проверка знаний учащихся 11 класса, подготовка к ЕГЭ...

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья «Мониторинг знаний учащихся по химии как один из способов повышения качества обучения» опубликована в методическом вестнике № 1 «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения вып...

Внутришкольная диагностика (мониторинг) знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...