Модуль 3. Итоговая работа. Сценарий урока "Как спланировать семейный бюджет?"
методическая разработка (8 класс)
Цель разработки:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В 8 и 9 классе дети обучаются в возрасте 14 – 15 , когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
Базовая модель КМ выделяет основные стадии: Вызов – подача новой информации, которая является актуальной и мотивирует к познавательной деятельности, определяется проблема по теме Смысловая стадия - осмысление новой информации и её интерпретация. Рассматриваются альтернативные варианты и анализируются. Вырабатывается собственная точка зрения на проблему. Рефлексия – происходит творческое развитие, когда сравниваются гипотезы и результаты осмысления, подводятся итоги проделанной работы
Модель КМ Человек с хорошо развитым критическим мышлением: Поднимает актуальные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; Собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; П риходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам; Думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская по необходимости их предположения, причастность и практическое соответствие.
Цель разработки: Привить учащимся критическую оценку финансовых предложений с учетом их достоинств и недостатков и делать осознанный выбор, чтобы добиваться осознанный выбор, чтобы добиваться защиты, сохранения и приумножения личного финансового благополучия.
Задачи разработки: Научить школьника использовать свои активы наилучшим образом т. е. приносить доход или удовлетворять потребности, которые действительно необходимы. Научить планировать доходы и расходы школьников не только учитывая текущие сбережения, но и создать сбережения для долгосрочных целей. Научить школьника применять финансовые инструменты (личный финансовый план, семейный бюджет, доходы и расходы, виды потребностей, правило 10% и т. д.) в разных жизненных ситуациях.
Результаты разработки рекомендуется проверять через то, что участники умеют и знают: Составлять семейный бюджет и личный финансовый план; Оценивать различные виды личного капитала в том числе финансовые активы и человеческий капитал; Вести учет личным расходам и доходам; Находить и анализировать информацию, необходимую при выборе финансовых услуг; Знать и защищать свои права как потребителя финансовых услуг.
Итогом разработки и способом проверки результатов прохождения курса предполагается защита проекта от группы семейного бюджета с позиции рационального использования финансовых и иных ресурсов семьи. Оценка удовлетворенности работой осуществляется с помощью процедуры самооценки и взаимной оценки и обсуждения общего результата.
Использование КМ по данной теме Жизненная ситуация подается как проблема над которой надо подумать (видеоролик, кейсовая задача): Что делать в такой ситуации? Представим, что Анастасия и Павел окончили институт и устроились на работу на молочный завод технологами. Зарплата каждого составляла 20 тыс. р. Анастасия и Павел поженились. Когда они начали вести совместное хозяйство, выявилась серьёзная проблема: каждый привык жить со своими родителями и не научился при своих тратах учитывать общесемейные расходы на самое необходимое. Анастасия каждый месяц покупала себе новые платья, а Павел тратил деньги на компьютерные игры. В результате счета за коммунальные услуги оказывались неоплаченными, денег на продукты питания не хватало. Вопрос (проблема): Как Анастасии и Павлу надо управлять своими финансами, чтобы совместных доходов хватало на всё самое необходимое и оставались деньги «побаловать себя»?
Осмысление: Что такое семейный бюджет и как его составлять? Расходы можно разделить на группы. Выпишите основные примеры из учебника на с. 27 Необходимые (фиксированные) Переменные на питание; оплату жилья, воды, отопления, электричества; проезд на транспорте; лекарства и многое, многое другое. Человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания. Электричество (лампочки, сезон), лечение, ремонт…
Составление семейного бюджета Доходы Расходы Сбережения Зарплата Анастасии – 20 тыс. рублей Павел – 20 тыс. рублей Итого на постоянные расходы у Насти и Паши уходит 27,6 тыс. р. Питание, жилья, связь и интернет, хозтовары , проезд, кредиты, лекарства При совместном доходе 40 тыс. р. у них ещё остаётся 12 400 р. на одежду, обувь, спорт, досуг. Объяснить финансовое правило 10 % от всех доходов (финансовая подушка безопасности) Самое главное правило любого бюджета: Дефицитный , профицитный , сбалансированный.
Решение задач по основам финансовой грамотности В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р. Что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов ?
Карточка семьи Ивановых В семье Ивановых пять человек: мама, папа, бабушка (70 лет), дети: Даша (5 лет), Лида (14 лет). Семья живет в собственной 3-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от детского сада и школы. Они имеют садовый участок 5 соток в 15 км от города, подержанный автомобиль. Отец работает в соседнем городе (30 км) его доход в месяц составляет 20 т.р , мама работает в детском саду, её доход составляет 8 т.р ., бабушка получает пенсию 10313 р., за каждого ребенка мама получает детское пособие 1 т.р . Общий доход семьи 40 313 р. В месяц. Старшая дочь Лида посещает музыкальную школу и курсы английского языка. Младшая дочь Даша ходит в детский сад. Оплата музыкальной школы составляет 1000р в месяц, курсы английского языка 1500 р, оплата детского сада 2200 р. Коммунальные платежи составляют 5000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 300 р в месяц. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе.
Карточка семьи Петровых В семье Петровых пять человек: мама, папа, дети: Света (19 лет), Оля (15 лет) и Денис (11 лет). Семья живет в собственной большой 4-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от школы. Они имеют дачный домик с садовый участком 6 соток в 3 – х км от города, новый автомобиль. Отец работает в соседнем городе (70 км) его доход в месяц составляет 40 т.р , мама работает бухгалтером, её доход составляет 20 т.р ., старшая дочь Света студентка колледжа, учится на отлично, её стипендия составляет 1000 р., в свободное время Света подрабатывает, её доход составляет 10 т.р ., детское пособие на детей семья не получает, т.к. совокупный доход семьи выше среднемесячного прожиточного минимума. Общий доход семьи 71000р. в месяц. Старшая дочь Света подрабатывает в кафе, в соседнем городе, расходы на проезд составляют 116 р. в день, её график занятости 4 рабочих дня в неделю. Средняя дочь Оля посещает секцию гимнастики, сын Денис посещает бассейн. Оплата двух спортивных секций составляет 3000р в месяц. В прошлом году семья взяла кредит на покупку автомобиля, на 5 лет, под 22% годовых. Оплата кредита в месяц (с учетом процентов) составляет 6 т.р . Осталось выплатить 300 т.р . Коммунальные платежи составляют 10000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 600 р в месяц. Семья мечтает о летнем отдыхе на море и по-быстрее выплатить кредит.
Какие выводы можно сделать из данной жизненной ситуации? Для управления деньгами необходимо планировать доходы и расходы. Для эффективного управления финансами семьи необходимо вести семейный бюджет (совокупный план доходов и расходов на определённый период). При составлении бюджета необходимо закладывать примерное равенство его частей (доходов и расходов), а лучше — превышение доходов над расходами (профицит) в 10%.
Рефлексия Было знакомо ? Новая информация ? С чем вы не согласны ? Озвучьте вопросы по нашей теме ?
Записывают Д/з: Составьте памятку: 21 ШАГ К СОКРАЩЕНИЮ СЕМЕЙНЫХ РАСХОДОВ.
Риски: Реализация программы может занять больше времени в зависимости от темпа работы класса, навыков коммуникации и поведения в дискуссии. Защита проектов может вызывать эмоции и чувства у учеников. Оформление проектов из – за отсутствия технических средств у некоторых из ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ. 01 ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Подготовительно - сварочные работы
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования 15070...

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ» (МОДУЛЬ №4) к УМК "Spotlight-5"
Итоговая работа по теме «Семейные узы» (Модуль№4) состоит из Раздела «Письменная речь», включающего в себя 3 части и 6 заданий.Часть I- Use of English (ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА)- содержит 3 за...
Spotlight 10 Модуль 2 Итоговый тест
Итоговый тест по материалу Модуля 2 к УМК Spotlight 10. Включает задания на пройденную лексику, грамматику, фразовый глагол take, словообразование и чтение текста....

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:«Развитие самостоятельности обучающихся посредством игровых технологий на уроках химии»...

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Осно...