Программа тьюторского сопровождения
рабочая программа

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya2a_klass.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНА

протокол ППК № _____

от «____» _______ 2024г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № _____

от «____» _______ 2024г.

СОГЛАСОВАНА

родители

(законные представители)

_________() 

                   ()

              ()


 

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСХЯ 2А КЛАССА

(Р.Н., Т.А., У.К.)

                                                             

Тьютор: Черепанова Г.Ф.

г. Нефтеюганск 2024


Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Концептуальные положения программы

1.2

Индивидуальные сведения об обучающихся

2

Содержание и организационные условия реализации программы

2.1

Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного с социумом школы

2.2

Деятельность тьютора и тьюторанта

2.3

Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время

3

Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации

4

Список использованной литературы


  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа индивидуального тьюторского сопровождения составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.

        Нормативно-правовые основания:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  1. Концептуальные положения программы

Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие учащегося с педагогами и специалистами образовательной организации.

Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного маршрута ребёнка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный год и составлена для обучающихся 2 А класса (У.К.,Т,А., Р.К.).

Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей обучающихся. Программа разрабатывалась с целью максимально эффективного обучения, коррекции предметных УУД, успешной адаптации в современном обществе и социального становления.

Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение учащегося школы в образовательном процессе и создание условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает обучающийся; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
  2. Социализация - включение обучающегося в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
  3. Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.
  4. Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
  5. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
  6. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
  • формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
  1. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающегося.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

  1. Диагностико-мотивационный этап.

Сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии обучающихся.

  1. Проектировочный этап.

Выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.

  1. Реализационный этап.

Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для обучающегося специалистов.

  1. Аналитический этап.

Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающегося.

Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностическо-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического.

1.2 Индивидуальные сведения об обучающихся:

  1. ФИО обучающейся: Т.А.

Дата рождения: 00.00.0000.

Адрес проживания: г. Нефтеюганск

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы:

Ф.И.О. матери (законный представитель)

Дата рождения:

Телефон: 898……..

Место работы: руководитель отдела продаж

Ф.И.О. отца (законного представителя):

Дата рождения:

Телефон: 89………

Место работы:

Психолого-педагогическое представление на Т.А.

        Общие сведения. Обучается в КОУ "Нефтеюганская школа – интернат   для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с 00.00.0000 г. (заключение о создании специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ от 00 марта    0000 года № 00000). До поступления в данное учреждение посещала детский сад № 32 « Белоснежка».

        Сведения о семье. Девочка воспитывается в полной семье, состоящей из трех   человек. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной   квартире. Дома для девочки созданы удовлетворительные условия для учебной деятельности: имеется отдельное место с оборудованной учебной зоной (письменный стол).

        Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка. Социально-бытовые навыки сформированы частично: кушает и пользуется туалетом самостоятельно. Гигиенические навыки выполняет самостоятельно. Времена года называет, но путает последовательности, дни недели не называет. Может назвать свое имя, дату рождения и домашний адрес не знает.

        Посещаемость.  Без уважительной причины учебные занятия не пропускает.

        Характер обучаемости. Во время урока учебную задачу не удерживает. Концентрация внимания низкая. Не может сосредоточиться на задании. Внимание неустойчивое, рассеянное, неусидчива. Задание выполняет после неоднократного повторения учителя. Во время урока может встать и бегать по классу.

        Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

        Чтение. Узнает и называет предметы окружающей действительности, но обобщать (на уровне конкретных предметов) не может. Буквы знает, читает слоги.

         Владение письменной речью.  Навык письма в стадии формирования. У Анны наблюдается неправильный захват ручки (держит пишущую ручку в кулачке). Пишет правой рукой. Рабочую строку не соблюдает. Буквы не ровные.

        Сформированность учебных навыков по математике. Навык счета сформирован в пределах 20. Пространственная ориентация сформирована частично –  различает стороны лево-право, верх-низ. Основные цвета спектра и формы геометрических фигур называет. Примеры на сложение и вычитание решает в пределах 5.

        Усвоение образовательно программы. Адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1 класса 1 варианта усваивает частично.

        Сформированность школьно-значимых умений. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. Внимание неустойчиво, часто отвлекается, не может сконцентрироваться длительное время на задании. Помощь учителя принимает.

        Эмоционально-волевое состояние в учебной ситуации. Эмоциональное состояние на уроке не стабильное. На похвалу реагирует адекватно. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело до конца. Нуждается в сопровождении и помощи взрослых.

        Общие выводы и впечатления о ребёнке. В силу нарушения эмоционально-волевой сферы требуется коррекция поведения, развитие высших психических функций (мышление, память, речь, воображение).

Задачи ППК на 2024-2025 учебный год

Образовательная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: Научить правильному, осознанному чтению 

Коррекционно – воспитательная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: воспитывать ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям.

Коррекционно – развивающая задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога.

  1. ФИО обучающегося: У.К.

Дата рождения: 00.00.0000 г.

Адрес проживания: г. Нефтеюганск.

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы:

Ф.И.О. матери (законный представитель)

Дата рождения:

Телефон: 89……..

Место работы:

Ф.И.О.:

Психолого-педагогическое представление на У.К.

        Общие сведения. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 00.00.0000 г. (протокол ПМПК обследования от №  от 00.00.0000г). До поступления в данное учреждение закончил первый класс в МБОУ СОШ №3.

Сведения о семье. К. живет в неполной семье, состоящей из трёх человек. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире. Мальчик обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности и обучения. Отношение к ребенку доброжелательное. Мама принимает активное участие в обучении и воспитании сына.

Общая осведомлённость и социально бытовая ориентировка: Обращенную речь понимает на бытовом уровне. К. знает свое имя и имена членов семьи, знает свой возраст, дату рождения и домашний адрес не называет. Правила личной гигиены знает, но соблюдает только под контролем взрослого. Времена года, дни недели называть затрудняется.

        Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.

        Характер учебной деятельности. Учебная мотивация сформирована частично. Внимание неустойчивое, быстро отвлекается на внешние раздражители. Простые учебные задания выполняет при совместной деятельности и поэтапных действиях с учителем, при одобрении и поощрении.

Развитие речи и альтернативной коммуникации. Самостоятельная речевая деятельность не достаточно развита, не соответствует возрасту. Обращенную речь понимает на бытовом уровне.

Владение письменной речью.  Захват карандаша, кисточки не сформирован.  Ведущая рука – правая. Задания графического содержания (обводит, красит) выполняет только с направляющей помощью педагога. Мелкая моторика слабо развита.

Сформированность учебных навыков по математике.  Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) знает, на наглядном материале группирует предметы по форме и цвету.  Знает цвета, называет их. В рабочей тетради, на альбомном листе ориентируется слабо.

Сформированность школьно - значимых умений. Характер деятельности – неустойчивый, нецеленаправленный, на занятиях не способен контролировать свою деятельность.   Знает своё рабочее место- парту, за партой не сидит продолжительное время. Не всегда смотрит на говорящего с ним взрослого, действия выполняет при постоянном привлечении его внимания. Присутствует реакция готовности к совместной деятельности. Помощь учителя принимает, испытывает трудности в понимании учебного материала.

Усвоение учебной программы. Адаптированную образовательную программу для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 вариант) усваивает на уровне индивидуальных психофизических возможностей.

Поведение и общение в учебной ситуации. Правила поведения на уроке не соблюдает. Испытывает трудности понимания простых бытовых инструкций. Не способен контролировать свою деятельность, неусидчив, не может долгое время заниматься однотипной несложной деятельностью.

В коллективе одноклассников проявляет интерес к общению или совместной деятельности (игре).  Поручения учителя не всегда выполняет.

 Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Эмоциональный фон нестабилен, повышена возбудимость. Выявлен низкий уровень произвольности и самоконтроля, испытывает трудности в поведении (наблюдается: капризность, раздражительность, неспособен сдерживать сиюминутные побуждения: обижается, плачет, переговаривается, отказывается от выполнения заданий). Коммуникативные навыки не развиты.

Общие впечатления о ребёнке. Процесс адаптации к обучению протекает сложно. Нуждается во внимании, в контроле.

Задачи ППК на 2024-2025 учебный год

Образовательная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать графические навыки: вычерчивание горизонтальных и вертикальных наклонных линий, расположение их на тетрадном листе.

Коррекционно – воспитательная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: развивать самостоятельность и самооценку.

      Коррекционно – развивающая задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: развивать пространственные представления

3. ФИО обучающейся: Р.Н.

Дата рождения: 00.00.0000г.

Адрес проживания: г. Нефтеюганск.

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы:

Ф.И.О. матери (законный представитель):

Дата рождения:

Телефон: 89……..

Место работы: домохозяйка

Ф.И.О. отца (законного представителя):

Дата рождения:

Телефон:

          Место работы:  

Психолого-педагогическое представление на Р.Н.

        Общие сведения. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 00.00.0000г. (протокол ПМПК обследования от № от00.00.0000г). До поступления в данное учреждение закончил первый класс в школе развития №24

Сведения о семье. К. живет в полной семье, состоящей из трёх человек. Семья проживает в благоустроенной квартире. Мальчик обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности и обучения. Отношение к ребенку доброжелательное. Родители принимают активное участие в обучении и воспитании сына.

Общая осведомлённость и социально бытовая ориентировка: Обращенную речь понимает на бытовом уровне К. знает свое имя и имена членов семьи, знает свой возраст, дату рождения, а домашний адрес не называет.  Времена года, дни недели знает. Временные представления на стадии формирования. Навыки самообслуживания сформированы на среднем уровне; уход за одеждой, обувью, правила личной гигиены соблюдает под контролем взрослых

        Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.

        Характер учебной деятельности. К учебной деятельности проявляет интерес. Уровень обучаемости средний. Темп работы на уроке средний, внимание не устойчивое, работоспособность снижена. Учебный материал запоминает. Выполняет самостоятельно по инструкции педагога. Ошибки в выполнении задания не всегда замечает, дать самооценку результатом своего труда не может. Помощь учителя принимает. В здании самостоятельно ориентируется, 

Развитие речи и альтернативной коммуникации. Чтение сформирована. Смысл прочитанного учителем понимает частично. Тему прослушанного произведения определяет с помощью, на несложные вопросы учителя по содержанию отвечает. Стихотворения наизусть заучивает.

Владение письменной речью. Пишет правой рукой. Письмо сформировано. При письме строку соблюдает. С печатного текста списывает без ошибок, под диктовку пишет с ошибками.

Сформированность учебных навыков по математике.  Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) знает, на наглядном материале группирует предметы по форме и цвету.  Знает цвета, называет их. Освоил числовой ряд до20.Арефмитические задачи в пределах 20 решает самостоятельно.

Усвоение учебной программы. Адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 вариант) усваивает на среднем уровне .

Поведение и общение в учебной ситуации. Во взаимоотношениях со взрослыми субординацию не соблюдает. Со сверстниками в контакт не вступает, не умеет работать в коллективе. Не всегда ведет себя адекватно ситуации в соответствии с социально принятыми нормами на уроке, перемене.

 Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Обучение воспринимает положительно, проявляет любознательность и интерес к обучению. Общие впечатления о ребёнке. Ребенок обучается по АООП 1 варианту. Не проявляет активность во внеклассных мероприятиях. Нуждается в психолого-педагогической, логопедической и дефектологической помощи.

Задачи ППК на 2024-2025 учебный год

Образовательная задача на 2024-2025 учебного года: научить правильному, осознанному чтению.

Коррекционно – воспитательная задача на 2024-2025 учебного года: развивать навыки самостоятельной работы.

      Коррекционно – развивающая задача на 2024-2025 учебного года: развивать навык умения планировать деятельность.


                     2.Содержание и организационные условия реализации программы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное время.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.

Личностные результаты

Критерии оценки достижения данного результата

Способность адекватно использовать представления о собственных возможностях и ограничениях, о способах решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения.

-умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя.

-умение адекватно выбрать взрослого и обратиться за помощью, точно описать возникшую проблему.

-умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.

-умение обратиться ко взрослому при затруднениях в учебе

Способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

-положительная динамика готовности к самостоятельности и независимости в быту.

-владение представлениями об устройстве домашней жизни, принимать правильное участие и брать ответственность на себя.

-владение представлениями об устройстве жизни школы, участие в ней.

-способность использовать социально-бытовые умения в повседневной жизни.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой проведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий.

-умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию.

-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, завершить разговор.

-умение корректно выразить отказ и недовольство использовать культурные формы выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

-умение использовать предметы в соответствии с их функциями.

-вести себя в быту сообразно пониманию окружающего мира (помыть грязные руки, принять душ, и т.д.)

-способность задавать вопросы, проявление активности во взаимодействии с миром.

-умение передавать свои впечатления.

Способность к осмыслению социального окружения, своего место в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

-знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса

-умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, - умение корректно привлечь к себе внимание.

-умение проявлять инициативу, не быть назойливым.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Критерии оценки достижений по каждой группе личностных результатов  

2.1 Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного

с социумом школы

Тьютор и подопечный

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», выразителем желаний и вместе с тем - организующей и гармонизирующей силой;
  • следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учителя класса

Тьютор:

обсуждает с учителем:

  • цели и задачи своей работы;
  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок - учитель - тьютор.

Тьютор и другие дети

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем дети говорят, во что играют;
  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
  • если тема разговора касается особенностей подопечного - отвечает на вопросы.

Тьютор и родители

Тьютор:

  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
  • отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие специалисты (логопед, соц. педагог, медицинские работники, психологидр.)

Тьютор:

  • вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;
  • помогает в составлении индивидуальных программ;
  • осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)

  1. Деятельность тьютора и тьюторанта

Действие тьюторанта

Действие тьютора

Обучающийся и учитель

Обучающийся слушает учителя и выполняет его инструкции

привлекает внимание обучающегося к учителю:

  • «Смотри на (имя учителя), слушай...»;
  • «Смотри на доску»;
  • «Возьми ручку, пиши»;
  • «Открывай учебник»;
  • «Открывай дневник» и т.п.

Обучающийся и тьютор

Обучающийся выполняет рекомендации тьютора

  • следит за организацией рабочего пространства ученика;
  • соотносит задания учителя с возможностями ученика;
  • если обучающийся не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
  • если общее задание для всех детей сложно для понимания обучающимся, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Обучающийся и другие ученики

Обучающийся по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» - «На» - «Спасибо. На, возьми обратно».

Обучающийся и родители

Обучающийся перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков - встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы - помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

2.3 Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время

Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Фотозона. Гимн Родины, Югры. Урок мира «Наш округ – седой богатырь»

Особенности родного края, пословицы, загадки о природе

«Осень, осень к нам пришла»

Поделки из природного материала.

«День здоровья»

Подготовить стен газету «Физкульт - привет» или «Здоровый образ жизни»

«Новый год»

Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. Участие в новогоднем празднике.

«23 февраля»

Прослушать тематические произведения, сделать поделку.

8 Марта международный женский день

Прослушать тематические произведения, сделать поделку.

«Пасха»

Знакомство с праздником «Пасха».

Весна пришла

Прослушать тематические произведения, сделать поделку.

9 Мая

Прослушать тематические произведения, сделать поделку.

Игры

Игры с игрушками мячом, машинками, кубиками и др.; настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры с сенсорными игрушками. Сюжетно ролевые игры: «Врач», «Продавец», «Шофёр» и др. (по желанию обучающегося)

Тьюторское сопровождение образовательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся создаст условия для активности, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей. При организации внеурочной деятельности тьюторское сопровождение рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

  1. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации

Результаты работы тьютора включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков приобретенные в школе. Минимальный и достаточный уровень воспитательных результатов определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Минимальный уровень:

- обучающийся привык к школьному режиму как к некому ритуалу;

- обучающийся, сидя за партой, выполняет требования учителя;

- обучающийся различает по звонкам перемены и уроки;

- обучающийся идентифицирует педагога и проводит необходимую коммуникацию с окружающим миром через него;

- обучающийся частично усваивает получаемую информацию от учителя, частично перенимает определенные навыки;

- обучающийся частично выполняет элементарные правила поведения в школе.

Достаточный уровень:

- обучающийся привык к школьному режиму и может вычленить его составляющие (урок, перемена, обед, завтрак);

- обучающийся, сидя за партой в группе, выполняет требования учителя;

- обучающийся ориентируется в расписании и способен подготовиться уроку;

- обучающийся идентифицирует нескольких педагогов и своих одноклассников, а также может провести прямую коммуникацию без посредника;

- обучающийся полностью усваивает весь выдаваемый учителем материал, а также выполняет дополнительные задания тьютора;

- обучающийся полностью выполняет все правила поведения в школе и воспринимает их как каждодневный ритуал.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;

8) овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;

Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.


  1. Список использованной литературы:
  1. Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. -№1 - С. 34-35.
  2. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования. -http://www.thetutor.ru/lechebn ped/articles.htm
  3. Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова // Завуч, - 2015. - № 5- С. 10-16.
  4. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2012. - 57 с
  5. Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А. Мухорина // Завуч, - 2016. - № 2 - С.12-18.
  6. Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и (или) сопровождения ассистента/ Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, - 2019. - №3 - с. 16-19.
  7. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.
  8. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная педагогика, - 2019. - №3 (81). - с.5-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения выбора профессии для учащихся 7-9 классов....

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный  язык»  в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ЛАИШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Проектная работа в рамках образовательной программы:«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в  условиях введения ФГОС ООО»Авторы  проекта:1) Шишкова Халида Дами...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета "Математика" в Рыбно-Слободском районе РТ

Программа организует тьюторское сопровождение , которое:способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;помогае...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципа...