статья «Профессиональная компетентность учителя как эффективный инструмент образовательной политики ОО»
статья

Доильницына Ирина Алексеевна

В статье рассматривается актуальность повышения профессиональной компетентности учителя в современных условиях модернизации Российского образования.

Рассматриваются пути решения комплексной задачи практико-ориентированного обучения. Определяется составляющие системы компетенций педагога.

Структурируются механизмы развития профессиональных компетенций учителей. Статья будет полезна руководителям ОО, методистам, учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональная компетентность учителя как эффективный инструмент образовательной политики ОО»

Одной из важнейших задач развития реальной экономики в Российском обществе является качество подготовки будущего специалиста, способного адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. На современном этапе приоритетным становится компетентность будущего специалиста.

Перед Российским образованием стоит задача подготовки конкурентоспособного, мобильного специалиста, готового к самостоятельному и эффективному решению задач в области профессиональной деятельности, к самосовершенствованию, самореализации, сотрудничеству в команде профессионалов.

Для достижения успеха в подготовке высококвалифицированных специалистов необходимо решать комплексную задачу практико-ориентированного обучения, обеспечивающего с одной стороны - освоение навыков и умений в области видов профессиональной деятельности, а также формировать новые, дополнительные умения и навыки, необходимые для решения нестандартных проблемных профессиональных задач, в соответствии с требованиями работодателя. С дугой стороны - формирование и развитие личности, готовой к самореализации, самосовершенствованию, способной сделать успешную профессиональную карьеру.

В связи с вышесказанным, к образовательным организациям предъявляются высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов и к их профессиональной компетенции. В Российской педагогике и практике, понятия: компетентность и компетенция существуют с 90-х годов 20 века. Понятие «компетенция» - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг полномочий, прав. Компетенция - требования. Понятие «компетентность» - авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, умениями, способностями, личными качествами, позволяющие успешно решать функциональные задачи профессиональной деятельности. В постоянно меняющимся мире, когда меняются ценности, дети, знания, технологии, учебники, увеличивается информационный поток, преподаватель обязан идти в ногу со временем и самосовершенствоваться. Профессиональный стандарт преподавателя наделяет педагога большими свободами, но и большей ответственностью. Соответственно требованиям профессионального стандарта педагога, вступившего в силу с 1 января 2018 года, определены составляющие компетентности профессионала и перечень личных требований к педагогу. Структуру компетентности педагога можно представить, как систему компетенций (т.е. требований) в соответствии с видами профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции включают в себя:

  • Компетентность в сфере самообразования
  • Компетентность в преподавательской деятельности
  • Компетентность в воспитательной деятельности
  • Компетентность в научно-методической деятельности
  • Компетентность в культурно-просветительской деятельности

Коммуникативные компетенции, основа профессионализма воспитателя, включают в себя:         

  • умение хорошо говорить
  • учение вести беседу
  • речевые навыки
  • умение слушать
  • экстраверсию
  • импатию

Общение учителя на уроке, на досуге является важным условием эффективности образовательного процесса, средством развития личности обучающегося.

Информационные компетенции:

  • Объем информации об обучающихся
  • Объем информации о родителях
  • Объем информации педагога о себе, коллегах
  • ИКТ-компетенции
  • Умение адаптировать информацию к поставленным целям и задачам обучения и воспитания

Правовая компетентность предполагает:

  • Знание правовых норм в сфере образования
  • Знание  норм гражданского права
  • Умение грамотно применять их в регулировании образовательного процесса
  • Соблюдение и защита прав обучающихся
  • Защита правового статуса обучающегося
  • Регулирование профессиональных прав педагога

Уровень качества подготовки специалистов определяется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Актуализация которых была проведена с учетом возрастающих требований работодателей, в соответствии с профессиональным образовательным стандартом с учетом внедрения требований стандартов спецификации «Профессионалы» через чемпионаты, которые доказали свою эффективность. Чемпионаты помогают мотивировать будущих специалистов достигать высокого уровня профессионализма.

Механизмы развития профессиональной компетенции учителей

 В образовательной организации были выбраны следующие формы:

Самообразование и повышение квалификации

Особое внимание было уделено проектированию технологии выработки сформированности компетентностно-ориентированных результатов обучения, изучению работы экспертного сообщества, изучению специфики оценки демонстрационного экзамена, актуальным тенденциям развития отрасли в сфере услуг.
В задачи актуализации стандартов спецификации входит включение новых технологий и расширение рамок компетенции, то есть освоение новых навыков, которые ранее не применялись в профессии.
Участие в региональном чемпионате «Абилимпикс», среди людей с инвалидностью стало стимулом для развития продвижения к освоению психолого-педагогических технологий для обучающихся с особыми образовательными потребностями.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Взаимодействие с социальными партнерами

В связи с появлением новых технологий в отрасли, возникает потребность в более тесном взаимодействии с социальными партнерами, это - представители профессионального сообщества - Академия парикмахерского искусства «Эстель», руководители предприятий сферы сервиса.

К видам такого взаимодействия можно отнести:

  • Традиционные экскурсии на площадки предприятия «Космопроф», с посещением химической лаборатории и цехов предприятия, где идет непрерывный цикл изготовления парфюмерно - косметической продукции
  • Лекции о структуре бизнеса
  • Круглые столы, встречи с руководителями салонов красоты
  • Семинары с практической отработкой навыков и умений по видам профессиональной деятельности обучающихся
  • Проводятся тестирования и по результатам активной творческой деятельности, выдаются сертификаты.

Профессиональная переподготовка и стажировка

К формам дифференцированного подхода в образовательном процессе относятся подготовка обучающихся к различным творческим мероприятиям профессиональной направленности: «Дельфийские игры», конкурсы внутри ОО, профессиональные пробы на фестивале «Магия стиля», акции «Добрые руки». Система профессиональных конкурсов демонстрирует развитие творческих способностей, раскрытие индивидуальности обучающегося, формирует профессиональные качества личности, что очень важно для его социализации.

Использование инновационных технологий в обучении

В образовательном процессе используются такие технологии, как поисковые, проектные, игровые, формирование портфолио студента.

Активное участие в работе цикловых методических комиссиях, педсоветах, методических семинарах колледжа,

Разработка собственной методической темы с распространением положительного опыта работы.

Создание сайта, размещение своих методических разработок, статей, публикаций.

Аттестация педагогических работников, является стимулом повышения профессиональной компетенции педагога.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма учителя есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества профессионального образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя: главный ресурс качества образовательного процесса при переходе на новые стандарты

Сегодня  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учи...

Профессиональная компетентность учителя – основной ресурс качества образовательного процесса Яковкина Е.П. МБОУСОШ п.Зеленоборск

Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоя...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя на  2016 – 2020 годы...

Статья "Профессиональная компетентность учителя технологии и ФГОС ОО"

В статье  "Профессиональная компетентность учителя технологии и ФГОС ОО" представлены компетенции учителя технологии в связи с введением ФГОС в основной школе....

Методическая неделя как эффективная форма повышения профессиональной компетентности учителя

В связи с переходом на ФГОСТ  возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание  своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения достижен...