Формирование ФГ на уроках математики
учебно-методический материал

Шитина Марина Вакиловна

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. 

Эффективные практики формирования ФГ:

  1. Мотивация учащихся

На каждом уроке перед выполнением задания по ФГ необходимо напоминать о важности предстоящего исследования. Один из них: задания по ФГ будут включены в КИМы по ЕГЭ, и с каждым годом все больше. Необходимо, чтобы данная цель – сдать тест как можно лучше – стала целью личностно значимой для каждого ребенка.

  1. Внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование ФГ.
  2. Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности.
  3. Учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.
  4. Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
  5. Оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
  6. Приобретение опыта-разрешение проблем, принятие решений, позитивное поведение.

Методические рекомендации по ФГ

  1. Методика

1 этап:

  1. Выполнение входного тестирования на  https://fg.resh.edu.ru/
  2. Оценивание по критериям.
  3. Прорабатывать слабые места, выявленные в ходе тестирования: Выбор задания – решение – разбор.
  4. Любое задание по любому виду грамотности начинать с отработки читательского навыка:

- внимательно читать задание, вопрос, инструкцию;

- по прочитанному задавать ученикам вопросы: о чем задание, сколько вопросов содержит, какие ключевые слова содержит, какую информацию необходимо представить и т.д;

- выделить, какие термины не понятны, подумать, что они могут означать (языковая догадка);

- учить работать с множественным текстом (интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников);

- разобрать с учениками такие понятия как интерпретация, интеграция, осмыслить текст (проверяемые умения) и т.п.

  1. Повторять с учениками те предметные знания, которые необходимы при решении задачи. На какой закон опирается то или иное утверждение? В чем суть этого закона?
  2. Работа не только фронтально, но предпочтительнее в группах (эффект больше).
  3. Группы собирать по уровню сформированности ФГ (высокий, средний, низкий). Каждой группе определять свои задачи.
  4. Работа не только фронтально, в группах, но и в парах. Пары собираем по принципу: равный + равный, сильный + слабый. Сильный ребенок консультирует слабого.
  5. Задания на разные умения отрабатывать до автоматизма.
  6. Обязательно давать домашнее задание.
  7. Назначать консультантов из числа детей.

Необходимо на каждом уроке, независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской грамотности (компетенций) - “Находить и извлекать информацию”, “Осмысливать и оценивать содержание и форму текста”, “Интегрировать и интерпретировать информацию”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках математики

Формирование ууд на уроках математики в основной школе  на примере изучения темы " Понятие десятичной дроби"...

Формирование интереса к урокам математики

Формирование интереса к урокам математики...

Формирование интереса к урокам математики

Для выступления на конференциях или педсоветах....

Формирование компетенций на уроках математики

Новые образовательные стандарты подразумевают вместо простой передачи знаний ,умений и навыков от учителя к учащемуся развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели находить пути их решени...

Формирование УУД на уроках математики

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным де...

Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.

Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского....