Формирование ФГ на уроках математики
учебно-методический материал
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
Эффективные практики формирования ФГ:
- Мотивация учащихся
На каждом уроке перед выполнением задания по ФГ необходимо напоминать о важности предстоящего исследования. Один из них: задания по ФГ будут включены в КИМы по ЕГЭ, и с каждым годом все больше. Необходимо, чтобы данная цель – сдать тест как можно лучше – стала целью личностно значимой для каждого ребенка.
- Внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование ФГ.
- Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности.
- Учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.
- Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
- Оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
- Приобретение опыта-разрешение проблем, принятие решений, позитивное поведение.
Методические рекомендации по ФГ
- Методика
1 этап:
- Выполнение входного тестирования на https://fg.resh.edu.ru/
- Оценивание по критериям.
- Прорабатывать слабые места, выявленные в ходе тестирования: Выбор задания – решение – разбор.
- Любое задание по любому виду грамотности начинать с отработки читательского навыка:
- внимательно читать задание, вопрос, инструкцию;
- по прочитанному задавать ученикам вопросы: о чем задание, сколько вопросов содержит, какие ключевые слова содержит, какую информацию необходимо представить и т.д;
- выделить, какие термины не понятны, подумать, что они могут означать (языковая догадка);
- учить работать с множественным текстом (интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников);
- разобрать с учениками такие понятия как интерпретация, интеграция, осмыслить текст (проверяемые умения) и т.п.
- Повторять с учениками те предметные знания, которые необходимы при решении задачи. На какой закон опирается то или иное утверждение? В чем суть этого закона?
- Работа не только фронтально, но предпочтительнее в группах (эффект больше).
- Группы собирать по уровню сформированности ФГ (высокий, средний, низкий). Каждой группе определять свои задачи.
- Работа не только фронтально, в группах, но и в парах. Пары собираем по принципу: равный + равный, сильный + слабый. Сильный ребенок консультирует слабого.
- Задания на разные умения отрабатывать до автоматизма.
- Обязательно давать домашнее задание.
- Назначать консультантов из числа детей.
Необходимо на каждом уроке, независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской грамотности (компетенций) - “Находить и извлекать информацию”, “Осмысливать и оценивать содержание и форму текста”, “Интегрировать и интерпретировать информацию”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках математики
Формирование ууд на уроках математики в основной школе на примере изучения темы " Понятие десятичной дроби"...

Формирование компетенций на уроках математики
Новые образовательные стандарты подразумевают вместо простой передачи знаний ,умений и навыков от учителя к учащемуся развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели находить пути их решени...

Формирование УУД на уроках математики
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным де...

Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского....


