Факультативный курс для 11 класса по подготовке к ГИА с использованием критического мышления 2024г
методическая разработка (11 класс)

Наталья Александровна Амин

Развитие критического мышления у школьников через подготовку к ГИА по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Амин Наталья Александровна, учитель математики МАОУ СОШ №7 г. Когалым

Факультативный курс для 11 класса по подготовке к ГИА

с использованием критического мышления

Тема курса:
«Развитие критического мышления у школьников через подготовку к ГИА по математике»

Общее количество часов: 34 часа

Цель курса:
Развитие критического мышления у школьников 11 класса через систематическую подготовку к ГИА по математике. Формирование способности анализировать задачи, применять различные математические методы и выбирать оптимальные решения.

Структура курса

1. Введение в курс (2 часа)

  • Описание целей и задач курса.
  • Ознакомление с форматом ГИА, требованиями и типами заданий.
  • Важность критического мышления в процессе подготовки.
  • Методы активного подхода к решению задач: эвристические и аналитические методы.

2. Решение задач на алгебру (8 часов)

  • Тема 1: Квадратные уравнения и их свойства (2 часа)
  • Алгоритм решения квадратных уравнений.
  • Методы: выделение полного квадрата, использование формулы для корней.
  • Критическое мышление: анализ выбора метода решения уравнений.
  • Тема 2: Линейные и системы уравнений (3 часа)
  • Методы решения систем линейных уравнений: подстановка, сложение, графический метод.
  • Критическое мышление: выбор наиболее подходящего метода для разных типов систем уравнений.
  • Тема 3: Неравенства (3 часа)
  • Решение линейных и квадратных неравенств.
  • Критическое мышление: обоснование промежутков решений, анализ условий задач.

3. Геометрия и аналитическая геометрия (10 часов)

  • Тема 1: Геометрия на плоскости (5 часов)
  • Задачи на площади, периметры, построение геометрических фигур.
  • Критическое мышление: выбор подхода для решения геометрических задач, анализ данных и построение.
  • Тема 2: Аналитическая геометрия (5 часов)
  • Уравнения прямой, окружности, гиперболы, параболы.
  • Критическое мышление: анализ условий задачи для выбора метода решения.

4. Тригонометрия и тригонометрические уравнения (6 часов)

  • Тема 1: Тригонометрические тождества и их использование (3 часа)
  • Решение уравнений с тригонометрическими функциями.
  • Критическое мышление: выявление ключевых тождеств, выбор метода для упрощения решения.
  • Тема 2: Решение тригонометрических уравнений (3 часа)
  • Применение тригонометрических тождеств для решения сложных уравнений.
  • Критическое мышление: анализ уравнений и выработка логической стратегии их решения.

5. Теория вероятностей и статистика (4 часа)

  • Тема 1: Основы теории вероятностей (2 часа)
  • Решение задач на вероятность, теорема о сложении и умножении вероятностей.
  • Критическое мышление: анализ условий задачи, выбор стратегии для вычисления вероятности.
  • Тема 2: Статистика (2 часа)
  • Задачи на медиану, дисперсию, выборки.
  • Критическое мышление: умение работать с данными, анализировать статистические характеристики.

6. Итоговая подготовка и тренировка (4 часа)

  • Тема 1: Тренировочные задания по всем разделам курса (4 часа)
  • Решение комплексных задач, которые включают несколько разделов математики (алгебра, геометрия, тригонометрия, статистика).
  • Критическое мышление: обоснование выбора методов решения, аргументация каждого шага при решении задачи.

Методы работы на курсе:

  1. Проблемное обучение: ученики анализируют и решают задачи, используя различные методы и подходы.
  2. Дискуссии и обсуждения: разбор решений задач с аргументацией выбора методов.
  3. Групповая работа: выполнение задач в группах с последующим обсуждением.
  4. Рефлексия: анализ ошибок, обсуждение решений, корректировка подходов.
  5. Самостоятельная работа: работа с типовыми заданиями ГИА, решение задач с анализом решений.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся смогут уверенно решать задачи ГИА по математике, применяя методы критического анализа.
  2. Развитие логического и аналитического подхода к решению задач.
  3. Улучшение подготовки к экзамену через активное вовлечение в процесс решения задач и обсуждение решений.
  4. Умение критически подходить к каждому этапу решения задачи и выбирать оптимальные методы решения.

Календарно-тематический план факультативного курса для 11 класса по подготовке к ГИА с использованием критического мышления

Общее количество часов: 34 часа

Неделя 1: Введение в курс и основные принципы критического мышления

Тема 1: Введение в курс подготовки к ГИА по математике

  • Задачи курса, его цели и задачи
  • Знакомство с форматом экзамена
  • Основные этапы подготовки: от анализа задач до выбора методов решения

Тема 2: Основы критического мышления

  • Определение и принципы критического мышления
  • Этапы решения математических задач через анализ
  • Методы для эффективного выбора решения

Часы: 4

Неделя 2: Алгебра. Квадратные уравнения и неравенства

Тема 1: Квадратные уравнения. Разбор алгоритмов решения

  • Разные методы решения: выделение полного квадрата, формулы для корней
  • Критическое мышление: выбор наиболее подходящего метода для разных типов уравнений

Тема 2: Линейные и квадратные неравенства

  • Решение линейных и квадратных неравенств
  • Критическое мышление: анализ промежутков решений, обоснование выбора методов решения

Часы: 4

Неделя 3: Геометрия. Задачи на площади и периметры

Тема 1: Геометрические задачи на площади и периметры фигур

  • Решение задач на площадь многоугольников, кругов, комбинированных фигур
  • Критическое мышление: анализ данных задачи, выбор оптимальной стратегии решения

Тема 2: Треугольники и прямые

  • Задачи на теоремы о прямых и треугольниках
  • Критическое мышление: проверка решений, выявление ошибок в решениях задач

Часы: 4

Неделя 4: Аналитическая геометрия и уравнения

Тема 1: Уравнения прямой и окружности

  • Уравнения прямой, окружности и их графическое представление
  • Критическое мышление: анализ графиков, использование уравнений для решения задач

Тема 2: Задачи на расстояние между точками, углы между прямыми

  • Решение задач с применением аналитической геометрии
  • Критическое мышление: использование теорем для нахождения расстояний и углов

Часы: 4

Неделя 5: Тригонометрия. Тригонометрические уравнения

Тема 1: Основы тригонометрии: основные тождества и их использование

  • Применение тригонометрических функций для решения задач
  • Критическое мышление: анализ функций, выбор методов решения задач с тригонометрическими уравнениями

Тема 2: Решение тригонометрических уравнений

  • Разбор тригонометрических уравнений и методов их решения
  • Критическое мышление: выбор стратегии решения уравнений, анализ условий

Часы: 4

Неделя 6: Теория вероятностей и статистика

Тема 1: Основы теории вероятности

  • Задачи на вероятность, вероятности независимых и зависимых событий
  • Критическое мышление: анализ условий задачи, выбор оптимальных методов решения

Тема 2: Статистика: анализ данных и их обработка

  • Задачи на медиану, дисперсию, стандартное отклонение
  • Критическое мышление: работа с данными, аргументация выбора метода для статистического анализа

Часы: 4

Неделя 7: Тренировочные занятия

Тема 1: Решение комплексных задач по всем разделам курса

  • Задачи, включающие элементы алгебры, геометрии, тригонометрии, статистики
  • Критическое мышление: анализ структуры задачи, выбор методов решения

Тема 2: Индивидуальные и групповые тренировки

  • Разбор сложных задач с анализом ошибок и возможных альтернативных решений
  • Критическое мышление: развитие способности работать в команде, критически подходить к ошибкам

Часы: 4

Неделя 8: Итоговая подготовка и тестирование

Тема 1: Пробный экзамен по математике (ГИА)

  • Моделирование экзаменационной ситуации
  • Анализ ошибок, выбор оптимальных методов решения задач

Тема 2: Обсуждение результатов пробного экзамена

  • Разбор наиболее сложных задач
  • Обсуждение стратегий и методов для повышения эффективности подготовки

Часы: 4

Итоговые результаты:

  • Учащиеся смогут решать типовые задачи ГИА, применяя различные математические методы и подходы.
  • Развитие критического мышления через анализ условий задач и выбор наиболее эффективных методов решения.
  • Повышение уверенности в решении математических задач и подготовка к экзамену на высоком уровне.

Методы работы:

  1. Проблемное обучение.
  2. Метод проектов и групповой работы.
  3. Самостоятельная работа и решение типовых задач.
  4. Дискуссии и разбор ошибок.
  5. Рефлексия и самоанализ решений.

Основные учебные пособия для подготовки к ГИА (ЕГЭ/ОГЭ):

  1. Ященко И. В.
    ЕГЭ. Математика. Типовые экзаменационные варианты — М.: Национальное образование, 2023.
    (Задачи с разбором, хорошая база для анализа решений и ошибок)
  2. Сендерова И. Г.
    Математика. Подготовка к ЕГЭ. Профильный уровень. Решение сложных задач — Ростов н/Д: Легион, 2023.
    (Рассматриваются способы рассуждений, логических построений и доказательств)
  3. Кулабухова С. Б.
    Математика. Подготовка к ОГЭ. 11 класс. Универсальное издание — М.: Экзамен, 2022.
    (Хорошо подходит для комбинированного уровня подготовки)
  4. Атанасов А. И.
    ЕГЭ. Математика. Сложные задания с разбором. Профиль — М.: АСТ, 2023.
    (Упор на задачи, требующие нестандартных подходов и глубокого анализа)

 Литература по критическому мышлению и логике в математике:

  1. Брунер Дж. С.
    Образование как процесс — М.: Педагогика, 2020.
    (Методы проблемного обучения и выстраивания умозаключений в обучении)
  2. Кудрявцев В. А.
    Математическая логика для школьников — М.: Просвещение, 2021.
    (Введение в основы логического мышления на математических задачах)
  3. Маслов В. П.
    Логика в задачах и примерах — М.: Айрис-пресс, 2020.
    (Отличная книга для развития логического мышления у старшеклассников)
  4. Смирнова Л. Н., Криволапова Н. А.
    Критическое мышление на уроках математики — Волгоград: Учитель, 2021.
    (Готовые методики, задачи на оценку, анализ и аргументацию)

           Дополнительные источники и задачи для тренировки мышления:

  1. Шарыгин И. Ф.
    Занимательная геометрия. Том 1 и 2 — М.: МЦНМО, 2022.
    (Геометрические задачи с нестандартной логикой и построениями)
  2. Козлов М. И.
    Математика и логика: занимательные задачи — М.: АСТ, 2021.
    (Много задач на смекалку, догадку, оценку условий и исключений)
  3. Задачи типа PISA и TIMSS по математике
    (доступны в открытом доступе на сайте ФИПИ и международных исследовательских систем).
    (Развитие функциональной грамотности и умения применять математику в реальной жизни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой

Образовательная программа «Информатика и ИКТ»  ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики  и ИКТ для подготовки  к сдаче единого государственного экзамена....

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

Рабочая программа факультативного курса ,,Решение задач при подготовке ОГЭ,,

Факультативный курс предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (35 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа, состоящая из трёх разделов (модуль «...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Статья "Особенности использования критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у уча...

Особенности использования критического мышления

Особенности использования критического мышления...

Рабочая программа факультативного курса по географии для подготовки к ОГЭ

Рабочая программа факультативного курса по географии «Подготовка к ОГЭ»для обучающихся 9 классов....