Факультативный курс для 11 класса по подготовке к ГИА с использованием критического мышления 2024г
методическая разработка (11 класс)
Развитие критического мышления у школьников через подготовку к ГИА по математике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Амин Наталья Александровна, учитель математики МАОУ СОШ №7 г. Когалым
Факультативный курс для 11 класса по подготовке к ГИА
с использованием критического мышления
Тема курса:
«Развитие критического мышления у школьников через подготовку к ГИА по математике»
Общее количество часов: 34 часа
Цель курса:
Развитие критического мышления у школьников 11 класса через систематическую подготовку к ГИА по математике. Формирование способности анализировать задачи, применять различные математические методы и выбирать оптимальные решения.
Структура курса
1. Введение в курс (2 часа)
- Описание целей и задач курса.
- Ознакомление с форматом ГИА, требованиями и типами заданий.
- Важность критического мышления в процессе подготовки.
- Методы активного подхода к решению задач: эвристические и аналитические методы.
2. Решение задач на алгебру (8 часов)
- Тема 1: Квадратные уравнения и их свойства (2 часа)
- Алгоритм решения квадратных уравнений.
- Методы: выделение полного квадрата, использование формулы для корней.
- Критическое мышление: анализ выбора метода решения уравнений.
- Тема 2: Линейные и системы уравнений (3 часа)
- Методы решения систем линейных уравнений: подстановка, сложение, графический метод.
- Критическое мышление: выбор наиболее подходящего метода для разных типов систем уравнений.
- Тема 3: Неравенства (3 часа)
- Решение линейных и квадратных неравенств.
- Критическое мышление: обоснование промежутков решений, анализ условий задач.
3. Геометрия и аналитическая геометрия (10 часов)
- Тема 1: Геометрия на плоскости (5 часов)
- Задачи на площади, периметры, построение геометрических фигур.
- Критическое мышление: выбор подхода для решения геометрических задач, анализ данных и построение.
- Тема 2: Аналитическая геометрия (5 часов)
- Уравнения прямой, окружности, гиперболы, параболы.
- Критическое мышление: анализ условий задачи для выбора метода решения.
4. Тригонометрия и тригонометрические уравнения (6 часов)
- Тема 1: Тригонометрические тождества и их использование (3 часа)
- Решение уравнений с тригонометрическими функциями.
- Критическое мышление: выявление ключевых тождеств, выбор метода для упрощения решения.
- Тема 2: Решение тригонометрических уравнений (3 часа)
- Применение тригонометрических тождеств для решения сложных уравнений.
- Критическое мышление: анализ уравнений и выработка логической стратегии их решения.
5. Теория вероятностей и статистика (4 часа)
- Тема 1: Основы теории вероятностей (2 часа)
- Решение задач на вероятность, теорема о сложении и умножении вероятностей.
- Критическое мышление: анализ условий задачи, выбор стратегии для вычисления вероятности.
- Тема 2: Статистика (2 часа)
- Задачи на медиану, дисперсию, выборки.
- Критическое мышление: умение работать с данными, анализировать статистические характеристики.
6. Итоговая подготовка и тренировка (4 часа)
- Тема 1: Тренировочные задания по всем разделам курса (4 часа)
- Решение комплексных задач, которые включают несколько разделов математики (алгебра, геометрия, тригонометрия, статистика).
- Критическое мышление: обоснование выбора методов решения, аргументация каждого шага при решении задачи.
Методы работы на курсе:
- Проблемное обучение: ученики анализируют и решают задачи, используя различные методы и подходы.
- Дискуссии и обсуждения: разбор решений задач с аргументацией выбора методов.
- Групповая работа: выполнение задач в группах с последующим обсуждением.
- Рефлексия: анализ ошибок, обсуждение решений, корректировка подходов.
- Самостоятельная работа: работа с типовыми заданиями ГИА, решение задач с анализом решений.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся смогут уверенно решать задачи ГИА по математике, применяя методы критического анализа.
- Развитие логического и аналитического подхода к решению задач.
- Улучшение подготовки к экзамену через активное вовлечение в процесс решения задач и обсуждение решений.
- Умение критически подходить к каждому этапу решения задачи и выбирать оптимальные методы решения.
Календарно-тематический план факультативного курса для 11 класса по подготовке к ГИА с использованием критического мышления
Общее количество часов: 34 часа
Неделя 1: Введение в курс и основные принципы критического мышления
Тема 1: Введение в курс подготовки к ГИА по математике
- Задачи курса, его цели и задачи
- Знакомство с форматом экзамена
- Основные этапы подготовки: от анализа задач до выбора методов решения
Тема 2: Основы критического мышления
- Определение и принципы критического мышления
- Этапы решения математических задач через анализ
- Методы для эффективного выбора решения
Часы: 4
Неделя 2: Алгебра. Квадратные уравнения и неравенства
Тема 1: Квадратные уравнения. Разбор алгоритмов решения
- Разные методы решения: выделение полного квадрата, формулы для корней
- Критическое мышление: выбор наиболее подходящего метода для разных типов уравнений
Тема 2: Линейные и квадратные неравенства
- Решение линейных и квадратных неравенств
- Критическое мышление: анализ промежутков решений, обоснование выбора методов решения
Часы: 4
Неделя 3: Геометрия. Задачи на площади и периметры
Тема 1: Геометрические задачи на площади и периметры фигур
- Решение задач на площадь многоугольников, кругов, комбинированных фигур
- Критическое мышление: анализ данных задачи, выбор оптимальной стратегии решения
Тема 2: Треугольники и прямые
- Задачи на теоремы о прямых и треугольниках
- Критическое мышление: проверка решений, выявление ошибок в решениях задач
Часы: 4
Неделя 4: Аналитическая геометрия и уравнения
Тема 1: Уравнения прямой и окружности
- Уравнения прямой, окружности и их графическое представление
- Критическое мышление: анализ графиков, использование уравнений для решения задач
Тема 2: Задачи на расстояние между точками, углы между прямыми
- Решение задач с применением аналитической геометрии
- Критическое мышление: использование теорем для нахождения расстояний и углов
Часы: 4
Неделя 5: Тригонометрия. Тригонометрические уравнения
Тема 1: Основы тригонометрии: основные тождества и их использование
- Применение тригонометрических функций для решения задач
- Критическое мышление: анализ функций, выбор методов решения задач с тригонометрическими уравнениями
Тема 2: Решение тригонометрических уравнений
- Разбор тригонометрических уравнений и методов их решения
- Критическое мышление: выбор стратегии решения уравнений, анализ условий
Часы: 4
Неделя 6: Теория вероятностей и статистика
Тема 1: Основы теории вероятности
- Задачи на вероятность, вероятности независимых и зависимых событий
- Критическое мышление: анализ условий задачи, выбор оптимальных методов решения
Тема 2: Статистика: анализ данных и их обработка
- Задачи на медиану, дисперсию, стандартное отклонение
- Критическое мышление: работа с данными, аргументация выбора метода для статистического анализа
Часы: 4
Неделя 7: Тренировочные занятия
Тема 1: Решение комплексных задач по всем разделам курса
- Задачи, включающие элементы алгебры, геометрии, тригонометрии, статистики
- Критическое мышление: анализ структуры задачи, выбор методов решения
Тема 2: Индивидуальные и групповые тренировки
- Разбор сложных задач с анализом ошибок и возможных альтернативных решений
- Критическое мышление: развитие способности работать в команде, критически подходить к ошибкам
Часы: 4
Неделя 8: Итоговая подготовка и тестирование
Тема 1: Пробный экзамен по математике (ГИА)
- Моделирование экзаменационной ситуации
- Анализ ошибок, выбор оптимальных методов решения задач
Тема 2: Обсуждение результатов пробного экзамена
- Разбор наиболее сложных задач
- Обсуждение стратегий и методов для повышения эффективности подготовки
Часы: 4
Итоговые результаты:
- Учащиеся смогут решать типовые задачи ГИА, применяя различные математические методы и подходы.
- Развитие критического мышления через анализ условий задач и выбор наиболее эффективных методов решения.
- Повышение уверенности в решении математических задач и подготовка к экзамену на высоком уровне.
Методы работы:
- Проблемное обучение.
- Метод проектов и групповой работы.
- Самостоятельная работа и решение типовых задач.
- Дискуссии и разбор ошибок.
- Рефлексия и самоанализ решений.
Основные учебные пособия для подготовки к ГИА (ЕГЭ/ОГЭ):
- Ященко И. В.
ЕГЭ. Математика. Типовые экзаменационные варианты — М.: Национальное образование, 2023.
(Задачи с разбором, хорошая база для анализа решений и ошибок) - Сендерова И. Г.
Математика. Подготовка к ЕГЭ. Профильный уровень. Решение сложных задач — Ростов н/Д: Легион, 2023.
(Рассматриваются способы рассуждений, логических построений и доказательств) - Кулабухова С. Б.
Математика. Подготовка к ОГЭ. 11 класс. Универсальное издание — М.: Экзамен, 2022.
(Хорошо подходит для комбинированного уровня подготовки) - Атанасов А. И.
ЕГЭ. Математика. Сложные задания с разбором. Профиль — М.: АСТ, 2023.
(Упор на задачи, требующие нестандартных подходов и глубокого анализа)
Литература по критическому мышлению и логике в математике:
- Брунер Дж. С.
Образование как процесс — М.: Педагогика, 2020.
(Методы проблемного обучения и выстраивания умозаключений в обучении) - Кудрявцев В. А.
Математическая логика для школьников — М.: Просвещение, 2021.
(Введение в основы логического мышления на математических задачах) - Маслов В. П.
Логика в задачах и примерах — М.: Айрис-пресс, 2020.
(Отличная книга для развития логического мышления у старшеклассников) - Смирнова Л. Н., Криволапова Н. А.
Критическое мышление на уроках математики — Волгоград: Учитель, 2021.
(Готовые методики, задачи на оценку, анализ и аргументацию)
Дополнительные источники и задачи для тренировки мышления:
- Шарыгин И. Ф.
Занимательная геометрия. Том 1 и 2 — М.: МЦНМО, 2022.
(Геометрические задачи с нестандартной логикой и построениями) - Козлов М. И.
Математика и логика: занимательные задачи — М.: АСТ, 2021.
(Много задач на смекалку, догадку, оценку условий и исключений) - Задачи типа PISA и TIMSS по математике
(доступны в открытом доступе на сайте ФИПИ и международных исследовательских систем).
(Развитие функциональной грамотности и умения применять математику в реальной жизни)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой
Образовательная программа «Информатика и ИКТ» ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики и ИКТ для подготовки к сдаче единого государственного экзамена....

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".
Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются: низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

Рабочая программа факультативного курса ,,Решение задач при подготовке ОГЭ,,
Факультативный курс предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (35 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа, состоящая из трёх разделов (модуль «...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Статья "Особенности использования критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"
Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у уча...

Рабочая программа факультативного курса по географии для подготовки к ОГЭ
Рабочая программа факультативного курса по географии «Подготовка к ОГЭ»для обучающихся 9 классов....

