Особенности использования критического мышления
статья

Жигунова Мария Владимировна

Особенности использования критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_kriticheskogo_myshleniya.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Жигунова М.В., учитель английского языка

ГБОУ школа №1 с углубленным изучением английского языка Московского района

Санкт-Петербурга

Конференция ШКОЛА

Особенности использования технологии развития критического мышления школьников на уроке английского языка

Критическое мышление — дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других.   Технология критического мышления необходима не только в учебе, но и конечно же и в быту, когда наши ученики смогут выражать свои мысли на изучаемом языке, уважать мнения и идеи своих одноклассников, друзей, близких, и проявлять самостоятельность и саморегуляцию в обучении.

Я понимаю критическое мышление, как творческое мышление моих учеников. И соглашусь с утверждениями Д. Брауса и Д. Вуда, которые определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критически мыслящий ученик может увидеть, предложить новое, выслушать мнение, идею других, исправить свои ошибки для достижения результата.

Моей целью внедрения модуля критического обучения на свои уроки было в первую очередь повысить интерес учеников для понимания темы, умение самостоятельно искать, добывать информацию, для понимания чтения, аудирования на английском языке, чтобы развить лексические, грамматические, диалогические навыки, навыки письма, и умение и конечном итоге критически мыслить.

Планируя каждый урок, я стараюсь следовать структуре по концепции «критического мышления», которую описал С.И. Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов — реализация смысла (осмысление содержания) — рефлексия.

В стадии вызова, как я поняла, важным является активность учеников. Каждый мой ученик должен принять участие в работе, ставить цели и задачи урока, высказывать свою точку зрения, не бояться учителя и не бояться выражать свои мысли. И мы должны дать понять, что каким бы не был ответ, для нас он не является «неправильным» высказыванием.

Когда я перехожу на стадию осмысления, очень важно то, чтобы ученики смогли проявить себя, участвуя при работе с различными методами, стратегиями, которые я применяю на уроках.

И любимая стадия моих учеников - стадия рефлексии. В моем понятии, это когда не только твой ученик, но в первую очередь ты можешь осознать, достигли ли мы поставленных целей, какова была деятельность учащихся и учителя. Когда я и мои ученики могут дать оценку не только уроку, но и мне и себе.

На уроках я стараюсь использовать некоторые эффективные приёмы и технологии развития критического мышления:

1.  Кластеры – приём систематизации материала: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке (например, в виде грозди). Может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовка смысловых блоков.

2. Инсерт – приём маркировки текста по мере его чтения: во время чтения необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы; в таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём «работает» на стадии осмысления.

3.  Синквейн (с фр. – пятистишие) – продуктивный приём на стадии рефлексии. Правилами написания этого стихотворения является определённое количество слов в строке и назначение каждой строки:
1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;
2 строка – описание темы, 2 прилагательных;
3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящиеся к теме;
4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;
5 строка – повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно существительное.

4. Стратегия «Концептуальное колесо»

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре слово «музыка», и вписать в секторы колеса. Например:музыка-искусство-эстетика- жанр и т.д и т.п.

 5. Использование стратегии «Ассоциации»

Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске, затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

6 . Стратегия «Круги по воде» подобрать глаголы или прилагательные к словам и дать определение по теме. Например: Рисунок зонта- ученик пишет глагол /open/ открывать зонт (приносит несчастье) и т.д.

7. Кейс-метод (Casestudy) — метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.

Также с уверенностью могу заявить, что эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференции, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, а также диспуты и дебаты. Они способствуют развитию таких важнейших характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение слышать аргументы оппонентов; умение доказательно отстаивать свою позицию, одновременно воспитывая толерантное отношение к различным точкам зрения. Принимая решение по обсуждаемой проблеме, участники ролевой игры должны учитывать все её аспекты. Им становится ясно, что не только в игре, но и в реальной жизни часто нет однозначно устраивающих всех решений проблемы. Необходимо внимательно относиться к чужому мнению и уметь аргументировано доказывать своё мнение. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?»  и планировать свои дальнейшие действия.  

Результаты обучения в рамках использования технологии критического мышления школьников на уроках английского языка

  • глубокое усвоение материала и его запоминание;
  • повышение уровня понимания изучаемого и формирование позитивного критического мышления;
  • вовлечение всех учащихся в процесс обучения, снижение отвлечённости в поведении;
  • улучшение внутренней мотивации, улучшение психологического здоровья;
  • развитие учебно-познавательной компетентности.
    Для себя я разработала следующие 
    рекомендации:
  • Планировать свои уроки, задания, стратегии и приемы на более высоком уровне, для достижению основных целей урока.
  • Разработать критерии оценивания КМ на уроке.
  • Овладеть приемами, умениями критического мышления, уметь анализировать, систематизировать знания учащихся.
  • Научить учащихся работать, обучаться самостоятельно.

Высказывать одобрения, развивать саморегуляцию  в обучении языку.
И в будущем на своих уроках буду создавать ситуации выбора, организовывать диалог в процессе решения проблемных задач, знакомить учащихся с принципами, стратегиями  критического мышления.

Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью.  (В.Г. Белинский)

Литература:

Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М.: наука, 2008. – 378

Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. C. 55-58.

Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью // Младший школьник: формирование и развитие его личности. - СПб.: Питер, 2010. C. 59-68. 12.

Brumfit Ch. The Communicative Methodology in Language Teaching

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.

Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Статья "Особенности использования критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у уча...

Технология развития критического мышления: особенности использования (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности использовании на уроках технология развития критического мышления как совокупности разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика ...

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.

В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на  основе  конкретных примеров( УМК Spotlight)...