Система оценивания образовательных достижений:
статья

Конова Татьяна Кузьминична

Технология оценивания учебных действий, соответствует системе оценивания ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsen.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений:

Диагностические мероприятия позволяют выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Технология оценивания учебных действий, применяемая мной, соответствует системе оценивания ФГОС и  строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом
  • Оценивание может быть только критериальным
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Модели оценочной деятельности:

  • Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители
  • Внешняя оценка: государственные службы (аттестация выпускников, мониторинг системы образования)

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

Применяю три вида оценивания предметных результатов - стартовую диагностику, текущее оценивание (тесно связано с процессом обучения), итоговое оценивание. Стартовая диагностика (на входе) в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся:  устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, творческая работа.

Итоговая аттестация осуществляется такими формами  как: контрольная работа, диктант, изложение, техника чтения. Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика - участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах, творческий отчет.

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

    Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь, вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации), продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

Помимо привычных контрольных работ, проводим метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

    Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

("портрет выпускника начальной школы"):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  
  • высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Периодически, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений. В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ребёнок в большей степени активен;
  • Какой предмет ребёнку интереснее других;
  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;
  • Каково качество усвоения отдельных тем;
  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

   Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально - творческих способностей учащихся и уровня обученности:

•        дети моего класса с желанием посещают школу;

•        сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;

•        на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать   вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;

•        в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций.

Составить более полную картину о достижении учащихся мне позволяет ведение их портфолио, где фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах. На мой взгляд, это важная современная форма оценивания способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации.

В результате систематической работы по накоплению материала портфолио учащиеся:

•        умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

•        понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

•        умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

•        активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

•        а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...