Методическая разработка "Работа с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры".
методическая разработка
Адаптивная физическая культура (АФК) - это система занятий, направленная на физическое развитие и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель АФК - помочь им адаптироваться к жизни, развивать необходимые навыки, повышать самооценку и социализироваться.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 839.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося социальная реабилитация ребенка психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ; компетентность учителя адаптивная образовательная среда сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Среда-главная цель государственной политики
Цель Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи Оказывать общеукрепляющие действия на растущий организм ребенка Содействовать своевременной коррекции имеющегося патологического состояния. Повышать защитные силы организма, его адаптационных возможностей. Повышать интерес детей к различным видам двигательной деятельности. Увеличивать объём двигательной активности детей. Создавать условея для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
Школьники с ОВЗ Нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) Нарушение зрения (слепые, слабовидящие) Нарушение речи (логопаты) Нарушение опорно-двигательного аппарата С умственной отсталостью С задержкой психического развития С нарушением поведения и общения С комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) Временными ограничения: после перенесённых заболеваний (пневмония, грипп, обострение хронических заболеваний)
Особенности физического развития детей с ОВЗ: мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса; нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание); нарушение ручной моторики; общая скованность и замедленность выполнения движений; дискоординация движений; несформированность функций равновесия; недостаточное развитие чувства ритма; нарушение ориентировки в пространстве; замедленность процесса освоения новых движений; нарушение осанки, плоскостопие; заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы ловкости, скорости.
Общие принципы работы с детьми с ОВЗ Принцип наглядности Принцип учета возрастных особенностей Принцип постепенности Принцип систематичности и последовательности
Адаптивная физическая культура Целью является социализация детей с ограниченными возможностями с помощью физических упражнений. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.
Цель и задачи адаптивной программы Цель: Получение ребёнком комплексной помощи специалистов по физической культуре в ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребёнка в обществе. Задачи: 1. Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков. 2. Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц. 3. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения. 4. Оказание консультативной и методической помощи родителям.
Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств. Принцип адекватности: поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка. Принцип оптимальности: не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка. Принцип вариативности: создавать условия для выполнения физических упражнений, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.). Принципы адаптивной физической культуры
Сроки реализации адаптированной образовательной программы по физической культуре Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей. При составлении адаптированной образовательной программы в области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов. Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей школьного возраста (7-15 лет). Занятия проводятся на базе спортивного зала и стадиона три раза в неделю.
ЛФК является неотъемлемой частью комплексного лечения практически всех заболеваний. Физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить его полноценную деятельность. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникающие в них очаги возбуждения способствует угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций. Лечебная физическая культура (ЛФК)
Моменты в работе учителя Проявляя настойчивость, нельзя впадать в крайность - уверовав в могущество движения, отказываться от всех других рекомендаций врача. Физические упражнения - это всего лишь часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны, принцип “чем больше - тем лучше” в данном случае неприемлем. Со временем комплексы, которые будут предложены можно добавить и усложнить.
Методика организации занятий с детьми с ОВЗ Подгрупповые занятия Индивидуальные коррекционные занятия Групповые занятия
В содержание работы с детьми ОВЗ входят: Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий; Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие; Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям; Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью; Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физ. инструктором, мед. сестрой, воспитателем; Мотивация на улучшение результатов (похвала); Релаксация во время занятия; Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений; Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Структура проведения занятий Подготовительная часть: предусматривает подготовку к выполнению основных видов движения и специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность части 10-20% от всего времени занятия. В основной части: занятия применяются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность основной части 60-80% от всего времени занятия. В заключительной части: нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма.
Подвижные игры как основа здоровья Оздоровительные задачи подвижных игр . При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Воспитательные задачи подвижных игр . Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Образовательные задачи подвижных игр: - игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме; - правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: укрепить здоровье детей и развить правильное отношение к здоровому образу жизни; сформировать нравственные ценности: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы; сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию навыка самостоятельности на уроках физическая культура
Используя методические рекомендации на уроках позволяют значительно повысить физическую подготовленность учащихся...

Методические рекомендации использования тувинских подвижных игр на уроках физической культуры
традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять достойное место в учебном процессе воспитания детей и в физическом их совершенствовании....

Методические рекомендации по теме "Предупреждение травматизма на уроках физической культуры"
Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. В соблюдении техники...

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры
Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам....

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры
Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам....

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности...
