Традиционные нестандартные формы уроков в условиях ФГОС
материал
Материал к педсовету
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А. Сухомлинский
Основные идеи ФГОС: утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом; ориентаци я на планируемые результаты обучения; усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе; реализаци я системно-деятельностного подхода в образовании;
Основные идеи ФГОС: формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать; реализаци я компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД) Носят надпредметный, метапредметный характер Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС 1.Мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей); умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи. урок должен быть добрым; в центре внимания урока — дети; времясбережение и здоровьесбережение; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни . Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести этапов: 1. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке (правило, алгоритм, закономерность и т.п. ) 2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может возникнуть сама собой, но учителю нужно четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
3. Планирование действий. Когда проблема урока сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. 4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; выбрать такие источники получения необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет готового ответа, формулировки нового знания.
5. Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» 6. Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Уроки соревнования и игр урок-турнир урок-эстафета игра КВН урок-викторина урок-конкурс
Урок - игра Психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленные задачи. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного сюжета), в доступности изложения материала и в использовании яркой наглядности.
Коммуникативные УУД в ладеть всеми видами речевой деятельности; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Регулятивные УУД управлять своей деятельностью (формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование результатов); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.
Познавательные УУД выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.).
Жишино Пасса жи ры, уса жи вайтесь в вагоны. Ж. раф, морж . , уж . , мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . . и и и и и и и
Пчела жужж . т. Змея ш . пит. А лежебока рыж . й кот Отлежал себе ж . вот. Жишино Проезжаем ро щу . и и и и
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы урок-репортаж урок-изобретательство урок-рецензия урок-практикум Урок-исследо- вание
Урок - исследование Основная задача – исследование языкового материала на основе текстов. Перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста под «лингвистическим микроскопом», не лишив художественное произведение его поэтического очарования и целостности.
р аботу в группе и ндивидуальную работу ученика с ильных учащихся (задания повышенной трудности) Задания, ориентированные на: Дифференцированный подход, реализованный в подборе текстов художественной литературы
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала урок мудрости урок-экскурсия урок-откровение
Урок - экскурсия Основные задачи: обогащение знаний учащихся; установление связей теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного интереса к учению.
формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи; планирование их реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей; контролирование и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия, внесение соответствующих коррективов в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
Уроки-публичные формы общения аукцион семинар «живая газета» «устный журнал» телепередача дискуссия
Урок – семинар Является эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Ведущая цель – формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
На уроке-семинаре мы развиваем у обучающихся теоретическое мышление, которое включает в себя: понятия; базовые суждения; закономерности; алгоритмы.
Уроки, перенесённые в рамки форм внеклассной работы урок-сказка урок-дискуссия урок-концерт урок-сюрприз
Урок – дискуссия Позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которая возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
формируют действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , умени е работать в группе, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; способствуют освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности (ставить и решать коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; владеть нормами и техникой общения); развивают речевую деятельность (использование речевых средств для регуляции умственной деятельности и регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности).
Интегрированные уроки Трансформация традиционных способов организации урока урок- зачёт телеурок без телевидения парный опрос экспресс- опрос
Урок – зачёт Наиболее сильные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы. Проверяется сформированность сложных понятий, умений и навыков по теме.
Регулятивные УУД 1. Контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. 2. Вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.
Примеры приёмов формирования УУД: - телеграмма от Запятой союзу И (в 5 классе - тема: «Сложные и простые предложения»); - докладная записка от знаков препинания бессоюзному сложному предложению; - диалог между гласными и согласными; - обращение однородных членов к знакам препинания и др.
Верные - неверные утверждения (познавательные УУД ) Тема: «Имя существительное»(5 класс) 1.Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет . 2.Имена существительные могут изменяться по родам , числам и падежам . 3.В предложении существительные могут быть только подлежащими . 4.Существительные разиня, засоня относятся к женскому роду . 5.Существительные мертвец, покойник - неодушевлённые.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» Лес безударных гласных К..рмить, х..л..да, пр..мая, в..с..лит, с..рить, сн..говик, б..жать. Алгоритм Проверка
Тема урока: «Сомнительные согласные в корне слова» Поляна сомнительных согласных
Один из способов применения УУД – использование синквейна 1. Первая строка – существительное , тема синквейна. 2. Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. 3. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. 4. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. 5. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Преимущества для учащихся на нестандартных уроках : повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; позволяют систематизировать знания;
способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого); формируют в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина
Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...
Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Презентация"Нестандартные формы уроков"
В презентации представлены типы нестандартных уроков,дано определение нестандартного урока,даны рекомендации по проведению нестандартных уроков....

Нестандартные формы обучения как условие активизации учебной деятельности
Работая в школе больше 32 лет, я пришла к выводу, что можно быть учителем только в том случае, если сам постоянно учишься, стараешься идти в ногу со временем, пытаешься сделать свои уроки интересными,...
Нестандартные формы уроков в рамках ФГОС
Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...