Использование здоровьесберегающих технологий как необходимое условие обеспечения качества основ предметных знаний детей с интеллектуальными нарушениями.
статья
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня
Особую категорию составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет на 5%. К данной категории относятся и дети, имеющие интеллектуальные нарушения.
Одной из главных задач в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями является создание условий, гарантирующих создание и укрепление здоровья учащихся средствами здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий как необходимое условие обеспечения качества основ предметных знаний детей с интеллектуальными нарушениями.
(из опыта работы Евсеевой Л.А, учителя МБОУ «С(К)ОШ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) №7
г. Челябинска»)
- Актуальность темы.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня
Особую категорию составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет на 5%. К данной категории относятся и дети, имеющие интеллектуальные нарушения.
Одной из главных задач в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями является создание условий, гарантирующих создание и укрепление здоровья учащихся средствами здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Организовать учебный процесс следует таким образом, чтобы усвоение учебного материала позволяло обучаться детям с интеллектуальными нарушениями без вреда для здоровья.
- Обоснования необходимости применения здоровьесберегающих технологий для детей с интеллектуальным нарушениями.
- Защита физического здоровья. Здоровьесбережение направлено на сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, на сохранение их психического благополучия.
- Профилактика утомления. От организации учебного процесса зависит состояние школьников, их возможность сохранять умственную работоспособность и предупреждать утомляемость, усталость.
- Общее развитие детей. Применение здоровьесберегающих технологий способствует обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия.
- Формирование функционально важных навыков. У детей развиваются и закрепляются навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными, а значит, улучшается качество их жизни.
- Повышение результативности воспитательно-образовательного процесса. Обучение детей с нарушением интеллекта с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
- Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
А). Психолого-педагогические технологии направлены на создание благоприятного психологического климата в классе, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков.
Б). Медико-профилактические технологии: различные виды гимнастики (дыхательная, пальчиковая и т.д.)
В). Физкультурно-оздоровительные технологии: физкультминутки, подвижные игры, которые способствуют развитию двигательной активности, координации, ловкости.
Примеры использования здоровьесберегающих технологий в процессе формирования предметных знаний.
А). Упражнения для снятия мышечного и умственного напряжения.
Мышечное напряжение.
- Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев». Руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками, 5–10 секунд. Перед упражнениями полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряжённом и расслабленном состоянии мышц.
- Упражнение «Лимон». Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак, почувствовать, как напряжена рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку. Выполнить это же упражнение левой рукой.
Умственное напряжение
- Дыхательное упражнение. Например, «Задуй свечу»: сделать глубокий спокойный вдох, набрав в лёгкие как можно больше воздуха, вытянуть губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у-у-у». Повторить упражнение 5–6 раз.
- Упражнение «Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперёд, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!». Повторить упражнение несколько раз.
Б). Применение пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики. Пальчиковые упражнения способствуют развитию речи, мышления.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
На изогнутый сучок
Сломанный, осенний,
Опустился паучок (Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.)
С крестиком на спинке (Указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне).
Свил уютный гамачок, (Пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой)
Сам – в сторонку (Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя)
И молчок… (Правый указательный палец приложить к губам.)
«Деревушка»
Два домишки, (Выставить два кулачка перед собой)
Два дымишки, (Поднять большие пальцы)
У крыльца (Правую ладонь положить на тыльную сторону левой ладони)
Два деревца (Поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы)
А на глади озерца («Нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости)
Посерёдочке (Сложить ладони вместе)
Кто-то в лодочке,
Кто-то в лодочке. (Сложить ладони лодочкой, покачать.)
В). Использование методов арт-терапии- коррекция через творчество.
В своей практике (на уроках труда, изобразительного искусства) я использую: оригами, рисование карандашами, восковыми мелками, красками; рисование пальчиками, ладошками, губкой, зубной щеткой, ватными палочками. После окончания работы ребенок старается рассказать, что он изобразил, или придумывает историю о рисунке или поделке.
На уроках чтения лепим героев сказок и обыгрываем их. На уроках развития речи и природоведения дети с удовольствием рисуют на заданные темы. Проводится это для снятия эмоционального напряжения детей.
Г). Организация динамических пауз, включение в занятия подвижных игр и упражнений направленных на развитие основных видов движения.
Комплекс упражнений №1
И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – наклон головы вперед; 2 – назад; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, удерживаясь руками за край сиденья сзади. 1 – прогнуться, отвести плечи назад, сблизить лопатки; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти назад, левую ногу назад на носок; 2^4 – держать; 5–6 – и.п.; то же правой ногой; 6 раз, темп средний.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. 1 – поднять ноги, согнутые в коленях; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп средний.
Комплекс упражнений №2
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, руки в стороны; 2 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти отвести назад; 2 – шаг левой вперед; 3 – приставить к левой правую ногу; 4 – расслабиться; то же в обратном направлении.
И.п. – стойка ноги врозь. 1–3 – пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – о.с. 1 – полуприседая, руки за голову; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – поворот налево, руки в стороны; 2–4 – прямо, руки к плечам, ладонями вперед; 5–6 – и.п.; то же с поворотом направо; 6 раз, темп средний.
И.п. – стойка правая впереди левой, руки на пояс. 1–2 – смена положения ног прыжком; 6–8 прыжков, темп средний.
Д). Использование методов релаксации. Обучение детей способами расслабления, снятия напряжения, что способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Стимулирующее упражнение. Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз.
Упражнение «Сосулька»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.
Е). Ароматерапия – наука и искусство лечения с помощью запахов. Эфирные масла, использующиеся в ароматерапии, давно известны лечебной силой, благодаря воздействию ароматических веществ на организм человека. Применять данную технологию возможно только после консультации врача, так как у многих детей есть аллергические противопоказания.
- Герань. Прекрасный антидепрессант. Активизирует умственный и физический потенциал у детей и пожилых людей.
- Мята. Полезно в период эпидемии гриппа использовать для очистки воздуха. Снимает депрессию, нервное возбуждение, уравновешивает эмоции.
- Лавр. Подходит для дезинфекции воздуха во время эпидемии гриппа и ОРЗ. Снимает усталость, нервозность, нормализует сон, улучшает память, повышает концентрацию внимания
- Сосна. Эффективное средство для дезинфекции воздуха во время эпидемии гриппа и ОРЗ. Восстанавливает душевное равновесие, стимулирует умственную деятельность.
- Чабрец. Снимает усталость, нервозность, нормализует сон, улучшает память, повышает концентрацию внимания.
- Мелисса. Способствует быстрой адаптации к новой обстановке. Помогает при депрессии и раздражительности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, позволяя обеспечить качественное формирование предметных знаний, сохраняя и укрепляя здоровье.
Применение здоровьесберегающих технологий оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние школьников, способствует развитию внимания, концентрации, усидчивости, проявлению заинтересованности учащихся в выполнении своей работы. В результате чего одни недостатки у учащегося преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своём развитии. Чем больше ребёнок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения"
Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.Основные методы соврем...

«Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие обеспечения качества образования на примере Центра профориентационной поддержки в г.Боровске Калужской области»
Публикация статьи педагога-психолога Белоскурской О.А. в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, посвященной памяти народного учителя Российской Федкрации А.Ф Иванова 2015г....

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый элемент, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ при проведении прогулок
Без данной технологии не обходится ни одна прогулка с детьми ОВЗ. Упражнения на релаксанию и дыхательная гимнастика подробно описаны....

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». Закономерно возросло внимание и к ...

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....

Доклад на педагогический совет по теме «Профессиональное развитие педагога, как необходимое условие обеспечения качества образования»
laquo;Как никто не может дать другому того,чего не имеет сам, так не может развивать,воспитывать и образовывать других тот,кто сам не является развитым,воспитанным и образованным».А. ДистервегУ...
