Презентация "Урок в условиях обновлённых ФГОС СОО"
презентация к уроку

В презентаии представлены требования и структура   урука в условиях обновлённых ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_novogo_pokoleniya.pptx708.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в условиях обновлённых ФГОС СОО Иванова Светлана Николаевна, учитель биологии и географии МАОУ СОШ №42

Слайд 2

«Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания». Это высказывание о том, что человек делается человеком только благодаря воспитанию и «из всякого ребёнка можно сделать человека». Я.А. Каменский

Слайд 3

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся урок . Так каким же он должен быть, современный урок? И не просто современный урок, а современный урок в свете требований обновлённых Стандартов?

Слайд 4

Требования к современному уроку по ФГОС: Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. Осуществляется практический, деятельностный подход. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Слайд 5

Требования по ФГОС третьего поколения Требования по сравнению с ФГОС второго поколения стали более точными и конкретными. Раньше прописывались только компетенции, которые надо развивать, но не путь развития и результат обучения , это решалось каждым учебным учреждением отдельно. Теперь же ФГОС контролирует : список тем для освоения на каждом году обучения (менять их местами не рекомендуется); результат изучения предмета (предметные и метапредметные навыки в рамках дисциплины); формат работы (внеурочная деятельность, выездные семинары, лабораторные и т.д.); « контрольные точки» (предметные проверочные работы, на которых учащиеся должны показать строго определённый результат), Предполагается , что из-за расплывчатости общих предметных требований ФГОС второго поколения школьники были ужасно перегружены. Поэтому теперь определяется минимальное и максимальное количество часов для освоения программ образования, учитываются возрастные и психологические особенности учащихся .

Слайд 6

Структура урока в школе по ФГОС ФГОС не определяет наполнение какого-то конкретного урока. Это совокупность требований к программам образования. То есть от ФГОС зависит: наполнение учебников материалами; сколько времени выделится на тот или иной предмет; в каком виде пройдет аттестация школьников. Тем не менее общие требования к структуре урока в школе во ФГОС все же есть. Их определяет, как и раньше, системно- деятельностный подход. Учитель только направляет и корректирует, а ученики сталкиваются с учебными проблемами, испытывают любопытств0 и, самостоятельно исследуя тему, находят пути решения.

Слайд 7

Обязательные пункты структуры урока в школе по ФГОС: организационный момент (приветствие, создание психологически комфортной среды, мотивация на учебную деятельность); проверка домашней работы, коррекция знаний и навыков прошлых этапов; подготовка к работе на уроке; исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний и способов действий; закрепление изученного; контроль (самоконтроль) и самооценка учащихся; коррекция знаний и способов действия учителем; подведение итогов урока, объяснение домашнего задания; рефлексия .

Слайд 8

В Стандартах конкретизированы и приведены в систему планируемые результаты как в части формирования универсальных учебных действий, так и что касается предметных результатов. Более чётко, конкретно сформулированы личностные УУД, выделена новая категория познавательных универсальных учебных действий – базовые начальные исследовательские действия, новые коммуникативные действия – публичные выступления и совместные проектные работы. Приведены в строгую систему регулятивные УУД. Более конкретно сформулированы планируемые предметные результаты. И хотя все планируемые результаты представлены суммарно, не разведены по годам, теперь педагогам легче, удобнее пользоваться текстом Стандартов для определения целевого блока урока. Познавательные УУД сформулированы в контексте предметного содержания, регулятивные и коммуникативные – вне предметного содержания.

Слайд 9

Современный урок обязан обеспечивать формирование у обучающихся функциональной грамотности, всех её составляющих. Функциональная грамотность определяется Стандартами как способность обучающихся решать учебные задачи и разрешать жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и личностных способов деятельности. Обучающиеся должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Следовательно, учителю необходимо применять на уроке приёмы и задания, направленные на формирование всех видов функциональной грамотности (читательская, математическая, финансовая, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление) в соответствии с особенностями и возможностями каждого учебного предмета. Главная задача современного урока – развивать умение каждого ребёнка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Ну и, конечно, с помощью специфических приёмов формирования каждого вида функциональной грамотности.

Слайд 10

В обновлённых Стандартах усилена воспитательная составляющая. Воспитание подрастающего поколения является приоритетной задачей современного образования, а важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей обучающихся, соотнесение их с реальными возможностями ребят и развитие каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. И эту задачу призван решать учитель, понимая, что каждый урок обладает воспитательным потенциалом, т.е. совокупностью имеющихся на уроке возможностей для воспитания благодаря содержанию учебных предметов, и умело используя этот потенциал. Процесс обучения станет действительно воспитывающим, если учитель на уроке будет не просто сообщать обучающимся знания, а всей своей деятельностью, всей организацией деятельности ребят будет учить школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя.

Слайд 11

Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности учителя и обучающихся на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей , воспитание обучающихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств (самостоятельности, внимательности, усидчивости, работоспособности, ответственности, исполнительности и т.п.), внимательное и чуткое отношение к обучающимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с обучающимися и заинтересованность в их успехах. Учитель должен так организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы его содержание воспринималось ребятами как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие.

Слайд 12

П роблема , с которой сталкивается учитель при построении урока по ФГОС Основная проблема— «инертность» школьников. «Раскачка » учащихся, мотивирование на самостоятельную работу часто «съедает» значительную часть урока. Ведь принуждать и давать готовые выводы нельзя. Для полноценной самостоятельной работы школьников учитель должен разработать дифференцированный учебный материал в зависимости от уровня обученности каждого ученика. С ама разработка займёт много ЛИЧНОГО времени педагога. Контроль работы и коррекция знаний на уроке потребуют, чтобы учитель разорвался на пару десятков кусочков или хотя бы организовал групповую самопроверку/ индивидуальный самоконтроль. А для этого нужно сознательное желание школьников работать. ФГОС требует использовать на уроке как можно больше современных технологий . Но далеко не все провинциальные школы имеют технические возможности школ крупных городов. Поэтому учителя и ученики вынуждены работать буквально по-советски — с помощью: бумажных карточек; доски; книг и пособий из школьной библиотеки. Это занимает на уроке гораздо больше времени, чем показ презентации.

Слайд 13

Общие советы по структуре урока в школе по ФГОС Лучше ориентироваться на уровень класса, на предметные задачи. По законам ФГОС школа живёт с 2009 года. У каждого матёрого учителя уже есть набор шаблонов организации урока и наработки. Если же говорить о молодых педагогах, то они могут обратиться за помощью к опытным коллегам или пройти тематические курсы, семинары . ФГОС третьего поколения, хотя и более конкретен в требованиях к результатам обучения, не следит за малейшим движением учителя на занятиях. Педагог может проводить уроки творческие. Разнообразьте формы уроков. Это могут быть: лекции и семинары; путешествия и экскурсии; игры; зачёты; практикумы; конференции и прочее. Помним, школьники — это ОБУЧАЮЩИЕСЯ , то есть их можно ОБУЧИТЬ самостоятельной сознательной работе на уроке. Только постепенно.

Слайд 14

Структура урока в школе по ФГОС: конкретные советы Качественная мотивация в начале урока Это гарантия того, что в течение занятия класс будет реально работать, а не плестись за учителем-локомотивом. Для этого можно сделать начало урока театрализованным представлением (или включить короткое видео с такой сценкой), в шутливой форме рассказать план урока. С «сильным» классом можно урок вообще «перевернуть»: дать домашнее задание и спросить, всё ли в нём понятно; дети сталкиваются с проблемой, ведь знаний по теме нет, поэтому невольно переходят к целеполаганию и построению проекта исследования материала. То есть в начале урока надо УДИВЛЯТЬ. В среднем звене тему урока формулируем вопросом шокирующим («Как грибы могут захватить мир?»). Проверка домашней работы часто превращается в объяснение по второму кругу Чтобы этого избежать, даём индивидуальные задания в формате «Найди ошибку» отдельным «слабым» ученикам, параллельно с классом проводим блиц-опрос. Хорошо работает «опрос молча»: вопросы формулируются так, чтобы на них можно было ответить «да/нет», дети сигнализируют зелёной или красной карточкой соответственно.

Слайд 15

С погружением в проблемную ситуацию тоже могут возникать трудности, особенно в «слабых» классах Поэтому сначала приучаем школьников находить ответ на конкретный вопрос по теме в учебниках. постепенно вводим схемы/ таблицы для систематизации знаний. Только когда будет освоен этот этап, можно давать проблему для самостоятельного поиска решения. х орошо организовывать пары «сильный — слабый», работу в мини-группах по 3-4 человека, чтобы не отвечать на вопросы каждого ученика в отдельности. у скорить темп урока помогают всевозможные соревнования, баттлы на время.

Слайд 16

Как закреплять знания? Идеально вне урока — например, в формате web-квеста или тестирования с автоматической проверкой ответов . Рефлексия, то есть оценивание школьниками своей работы, должна быть одновременной и массовой Пусть дети сигналят цветными карточками, смайлами , голосуют (например, за кандидатов по фамилии: «Понятно», «Непонятно», «Надо подумать»).

Слайд 17

Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов , развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Слайд 18

В заключение можно отметить, что современный урок в свете требований обновлённых Стандартов – 1. это урок, имеющий личностно-ориентированный характер, обеспечивающий компетентностный и деятельностный подходы в обучении, сотрудничество всех участников образовательного процесса и воспитание подрастающего поколения. 2. э то урок, который отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности обучающихся. А для того, чтобы урок был таким, педагогу необходимо постоянно учиться и открывать для себя новые возможности в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновлённого ФГОС ООО и НОО

Мы лишаем детей будущего,  если продолжаем учить сегодня так,  как учили этому вчера. Д. Дьюи....

Доклад на РМО "Работа с одарёнными детьми в условиях обновлённых ФГОС"

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования....

Программно-методическое обеспечение предмета "Музыка" в условиях введения и реализации обновлённых ФГОС

Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоциональног...

Формирование функциональной грамотности через освоение метапредметных навыков на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Формирование успешности каждого ученика не...

Видеоролик Чан О.Л., Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".

Видеоролик Чан О.Л., Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....

Технология формирующего оценивания в условиях обновлённых ФГОС

laquo;Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок».Леонардо да ВинчиВ школьные годы, на уро...