Доклад на РМО "Работа с одарёнными детьми в условиях обновлённых ФГОС"
статья по музыке (6 класс)

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_odaryonnye_deti.docx17.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА  ТЕМУ:  «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

        Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
        Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования    Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребёнок пришёл ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль не приемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознать себя субъектом.
       Ещё А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от несоответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях. 

     Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный»
   В практике часто встречаются такие дети, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов.
 

          Одаренность состоит из различных способностей.  Остановимся на музыкальных способностях ребенка.

         Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

                Говоря о работе с одарёнными детьми, мы не должны забывать одну важную истину, что нет детей не одарённых. Скорее педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определённые способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребёнок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша задача, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребёнку раскрыть свои способности в чём-либо, и потом направить его внимания в ту область деятельности, в которой способности ребёнка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.
    В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции. 

        

   Система деятельности по организации работы с одаренными  детьми на наших уроках музыки  имеет следующее содержание:

1 .Выявление   одаренных и талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений ученика;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей;
2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение  и воспитание;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных 
олимпиадах.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

- тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах  разного уровня.

4. Работа с родителями одаренных детей:

- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
    В основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

Алекса́ндр Ильи́ч Са́венков (род. 25 сентября 1957, село Верх-Ирмень, Ордынский район, Новосибирская область, СССР) — советский и российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления: "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - ...

Активизация познавательной деятельности с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения в урочное и во внеурочное время по физике

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В.А. Сухомлинский...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их  полноценного развития.  Востребованной формой работы с одаренными учащимися являе...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....

«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках татарского языка и литературного чтения».

       Основной  задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэ...