Методические рекомендации «Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках родного (татарского) языка и литературы»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Методические рекомендации «Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках родного (татарского) языка и литературы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Нармонская СОШ” Лаишевского муниципального района РТ
Методические рекомендации
«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС
на уроках родного (татарского) языка и литературы».
Составитель: Мухаметшина Р.М.
учитель татарского языка и литературы
высшей квалификационный категории
Нармонка, 2022
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя татарского языка и литературы вижу в том, чтобы выработать систему работы с одарёнными детьми по своему предмету.
Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Я строю свою работу на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном направлении выделяю следующее:
- обеспечение широкой предметной подготовки высокого уровня, в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
- развитие индивидуальности одаренного ребенка.
На что нужно особенно обратить внимание для выявления одаренного, способного ученика:
Наиболее частое - это большой словарный запас, употребление сложных слов, необычайная внимательность, быстрое восприятие ("Он все на лету схватывает!"), ненасытное любопытство ("Куда он только не влезет!? ") и отличная память ("Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет"), хорошо развитое воображение ("Он играет с воображаемыми друзьями"). Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: “участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Организационная работа с одарёнными и талантливыми строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям (списки).
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: организую, участие учащихся в исследовательской деятельности
3. Поощрение одарённых детей:
4. Работа с родителями одарённых детей.
5. Повышение профессионального мастерства учителя
Формы работы с одарёнными учащимися различны. Наиболее используемые формы работы указаны на схеме:
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Я начинаю эту работу с первого класса. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, стараюсь установить сотрудничество учителя начальных классов, ребёнка и учителя – специалиста предмета (в данном случае меня – учителя татарского языка и литературы). Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика. У меня есть своя программа работы с одарёнными учащимися, которая как я считаю, успешно реализуются в работе.
Формы работы с одаренными детьми:
В обучении
Разноуровневое задания на уроках татарского языка и литературы. На уроках стараюсь готовить материал на разных уровнях (легкий, средний, высокий). Одаренные дети имеют возможность заниматься по заданиям самого высокого уровня. У меня накоплена папка разноуровневых заданий и упражнений по предмету татарский язык и литература. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах, так же в международной конкурс-игре «Мудрая белка».
Индивидуально-групповые занятия, которые позволяют часть времени отдавать изучению тем, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что помогает в дальнейшем участвовать в интеллектуальных, познавательных конкурсах, таких как «Туган ягым – яшел бишек». В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.
Проектно-исследовательская деятельность.
Формы воспитательной работы в школе:
- Рейтинг успешности обучающихся старшей школы.
- Традиционные общешкольные дела и акции.
- Портфолио достижений школьника.
Взаимодействие с родителями
В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.
Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. В перспективе – много нереализованных проектов. Важно, что дети хотят работать, предлагают новые интересные темы. Кругозор их расширяется, а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета. Поделиться своими достижениями с ребятами из других городов, регионов. Уже в начальном звене обучения необходимо обращать внимание на одарённых детей, вовлекать их в творческую работу, знакомить с возможностями ИКТ. В этом случае работа будет намного эффективнее и плодотворнее, порадует своим результатом.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (республиканских, всероссийских и международных), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, творческие вечера, КВН, интеллектуальные игры.
В рамках недели татарского языка и литературы: конкурс- выставка творческих работ «Сөйкемле Шүрәле», уроки КВН по творчеству татарских поэтов и писателей, участие в конкурсе юных журналистов «Ак каурый».
В рамках Международного Дня родного языка: конкурс чтецов произведений на родном языке, выступление талантливых учащихся на школьном празднике «Туган тел», участие в конкурсе юных поэтов «Илһам», участие в конкурсе сочинений на родном языке и т.д.
Список литературы:
1. Әдәби викториналар – әдәбияткә, сәнгатькә мәхәббәт тәрбияләүдә кыйммәтле чара. Ф.Ф. Исламов – Казан: “Мәгариф” нәшрияты , 2005.
2. Татар телен өйрәнәбез (Рус телле балалар белән эшләүче татар теле укытучылары өчен). - Яр Чаллы, 2000.
3. Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы. Татар теле укытучылары өчен методик ярдәмлек. - Яр Чаллы шәһәр мәгариф идарәсе, 2000.
4. Р.З.Хайдарова «Научно-педагогические аспекты билингвального образования в Республике Татарстан» - Набережные Челны, 2006.
5. Ф.Ф.Харисов «Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре». - Казан, “Мәгариф”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий на уроках родного татарского языка и литературы
Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению...

Роль проектной деятельности на уроках родного (татарского) языка и литературы
Повышение интереса ребёнка к предмету является большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытив...
"Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО"
quot;Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО"...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....

Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»
Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»...

Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание
Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание...

«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках татарского языка и литературного чтения».
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэ...

