Применение компьютерных технологий на уроках родного татарского языка и литературы
материал на тему

Латыпова Гелфария Миннегалиевна

Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению родными языками. Возрастает заинтересованность  учеников материалом, который я хочу преподнести им. В легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова, а главное - возрастает интерес учащихся к самостоятельному созданию таких презентаций. Систематическое использование информационных технологий на уроке позволяют  решать такие задачи, как:

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-  выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно-ориентированного обучения;

- повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся

- повышение эффективности урока.

Рабочие уроки с использованием ресурсов сети Интернет позволяют глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, участвовать в различных заочных конкурсах, что повышает  интерес учащихся к изучаемому материалу, расширяет их кругозор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение компьютерных технологий на уроках родного

татарского языка  и литературы.

Сегодня, вероятно, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был  в радость и приносил пользу?»

И это не случайно. Сегодня основная цель обучения - воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно. 

Все мы сейчас находимся в состоянии перехода к информационному типу общества.  Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и татарский  язык не является исключением.  Поэтому одно из условий творческой деятельности учителя – это использование информационно – коммуникационных технологий.

Систематическое использование информационных технологий на уроке позволяют  решать такие задачи, как:

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-  выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно-ориентированного обучения;

- повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся

- повышение эффективности урока.

Рабочие уроки с использованием ресурсов сети Интернет позволяют глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, участвовать в различных заочных конкурсах, что повышает  интерес учащихся к изучаемому материалу, расширяет их кругозор. 

Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

В своей практике я использую конспекты-презентации, созданные в программе Microsoft Power, содержащие краткий текст, рисунки.   При использовании таких презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой должны быть показаны самые важные моменты темы.

Так, например, были созданы конспекты-презентации по произведениям Г.Тукая «Шурале» («Су анасы») с использованием материалов Интернет-ресурсов. На экране появляется рисунок и отрывок из произведения на татарском языке. Предлагаем учащимся перевести данный отрывок. Затем на экране появляется  литературный перевод данного отрывка. Просим учащихся сопоставить переводы, ответить на вопросы: какой перевод более точный, какие конструкции показались тяжёлыми при переводе, какие слова не перевели. Такую работу можно провести по любому изучаемому произведению по литературе.

Достаточно богатый, разнообразный материал из ресурсов Интернета можно использовать при изучении темы «Татарские национальные праздники». Причём,  не только на уроках, но и при проведении внеклассных мероприятий.

На уроках родного языка с помощью информационных и коммуникационных технологий возможно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку пропущенных букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять: для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве использовать «мигалку»; в таблицах и правилах делать нужную букву большего размера. Использование компьютера в обучении родному языку позволяет развить у учащихся навыки чтения, письма, а также  значительно расширить словарный запас. Основными упражнениями и методическими приемами при работе с компьютером являются:

Вопросно-ответный диалог.

Диалог с выборочным ответом.

Диалог со свободно конструированным ответом.

Упражнения на заполнение пропусков.

Компьютер можно использовать как при   объяснении нового материала, так  и при  закреплении полученных знаний. Ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач.

Применение компьютера в начальных классах при проведении физкультминутки не только улучшает настроение детей и дает возможность ученикам продолжить работу на уроке с новыми силами, но и позволяет в ненавязчивой, непринужденной форме запоминать новые слова, понятия (физкультминутки по сказке «Репка»,  для отдыха пальцев).

Работа с тестами. Поскольку не у всех нас есть возможность воспользоваться специальной программой «Обработчик тестов», можно использовать такие варианты:

-на 1-м слайде задания теста, на 2-м слайде- появляются правильные варианты.

-тест и на одном слайде.  Для отображения правильных вариантов  используем эффекты анимации. (Имеются тесты по жизни и творчеству Г. Тукая, М. Джалиля, А. Алиш, А. Еники, Ш. Галиева, по разделу синтаксис и пунктуация).

Использование компьютерных технологий на уроках показало, что возрастает заинтересованность  учеников материалом, который я хочу преподнести им. В легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова, а главное - возрастает интерес учащихся к самостоятельному созданию таких презентаций.

Совместно с учащимися были подготовлены  презентации по родной литературе  о  жизни и творчестве  Г.Тукая, М.Джалиля,  А. Алиш.

Учащиеся самостоятельно готовили презентации, посвященные юбилейным датам татарских писателей, празднику Сабантуй.

Используя  Интернет-технологии, учащиеся подготавливают к урокам сообщения, рефераты по творчеству татарских писателей.

Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению родными языками.

 Таким образом, мы ещё раз убеждаемся: успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету  и систематически поддерживать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках...

Применение компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы.

Текст выступления на педагогическом педсовете по применению компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы....

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

На Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного (татарского) языка и литературы "Туган тел"

“Кәҗә бәтиләре һәм Бүре” татар халык әкияте н сәхнәләштерү.  Максат:1.     Әкият төре белән танышуны дәвам итү.2.     Укучыларның иҗади эшләү күнекмәләрен,...

Использование ИКТ технологий на уроках родного ( татарского) языка

Выступоениение на МО учителей гуманитарного цикла....

Роль проектной деятельности на уроках родного (татарского) языка и литературы

Повышение интереса ребёнка к предмету является большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытив...

Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание

Проектная деятельность на уроках родного (татарского) языка и литературы и её оценивание...