Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Федорова Наталья Николаевна

В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

        Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии. Пять лет назад на одном из семинаров по применению ИКТ в преподавании русского языка и литературы, говорилось о первых, робких, хотя и весьма интересных, приемах работы с компьютером на уроках русской словесности. Сегодня многие уверены, что компьютер на уроках словесности не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

        Я использую компьютер на уроках русского языка и литературы в различных целях:

  1. При объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  2. Для оптимального закрепления изученного материала;
  3. Для улучшения контроля знаний учащихся;
  4. Для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

На мой взгляд компьютер можно использовать в различных вариантах: использование мультимедийного комплекса; уроки русского языка и литературы в кабинете информатики; дистанционное обучение.

Использование ММК в кабинете словесности

Самым распространенным средством в лицее является продукт программы Power Point- презентация, которая заменяет технические и нетехнические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, иллюстративный материал, звуковое сопровождение и учебник.

  1.  Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала используются иллюстрации, фотографии, видеоряд, опорные схемы и таблицы.
  2.  Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы преподаватель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством данной презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока- лекции, урока- открытия. Можно использовать презентации, подготовленные учащимися.
  3.  Технология опорных схем (алгоритмов), конспектов. Сам по себе конспект (по сквозной литературной теме или отдельному произведению, или литературному образу) можно представлять как опорную схему, в которой должны использоваться определенные цветовые, графические и художественные моменты.

Уроки словесности в кабинете информатики

Уроки словесности в кабинете информатики развивают у учащихся знание компьютера и дают возможность проявить себя в литературной деятельности. Можно использовать известные приемы.

  1. «Шпаргалка»- составление в Microsoft Word опорных схем (с целью развития навыков обобщения и анализа)
  2. «Редактор»- правка деформированного текста (развитие орфографической и пунктуационной зоркости)
  3. «Защита»- групповой опорный конспект темы или алгоритм орфографического правила и его защита
  4. «Грамотей»- олимпиада по русскому языку

Для осуществления данной работы необходимо разработать задания для работы в группах и парах (на компьютер чаще всего 2 учащихся). Очень успешно проходят занятия в компьютерном классе при подготовке к ЕГЭ.

Дистанционное использование компьютера

  1.  Дистанционное обучение через компьютерные сети.
  2.  Домашнее задание с использованием компьютера
  3.  Накопление экзаменационного материала к итоговой аттестации по литературе на 2 курсе (создание виртуальных и реальных папок с ответами на вопросы экзамена)
  4. Создание презентаций и различных типов конспектов. Это процесс творческий. При подготовке презентаций учащиеся используют исследовательскую дополнительную литературу, обрабатывают информацию. В процессе демонстрации презентаций учащиеся приобретают опыт публичных выступлений.
  5.  Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках русской словесности и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать о живом слове преподавателя, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.