«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках татарского языка и литературного чтения».
статья

Ярмиева Розалия

         Основной  задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном направлении выделяю следующее:

- обеспечение широкой предметной подготовки высокого уровня, в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

-  развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

-  развитие индивидуальности одаренного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmievoy_r.r.docx241.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС

на уроках татарского языка и литературного чтения».

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя татарского языка и литературы вижу в том, чтобы выработать систему работы с одарёнными детьми по своему предмету.

Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Я строю свою работу на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».

Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном направлении выделяю следующее:

- обеспечение широкой предметной подготовки высокого уровня, в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

- развитие индивидуальности одаренного ребенка.

На что нужно особенно обратить внимание для выявления одаренного, способного ученика:

Наиболее частое - это большой словарный запас, употребление сложных слов, необычайная внимательность, быстрое восприятие ("Он все на лету схватывает!"), ненасытное любопытство ("Куда он только не влезет!? ") и отличная память ("Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет"), хорошо развитое воображение ("Он играет с воображаемыми друзьями"). Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: “участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Организационная работа с одарёнными и талантливыми детьми в моей работе строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям (списки).

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: организую, участие учащихся в исследовательской деятельности (в школе ежегодно проходит научное общество учащихся «Аврора», где учащиеся приобщаются к творческой, исследовательской работе), участие учащихся в интеллектуальных играх, творческих конкурсах (на протяжении года мы с детьми участвуем в городских программах «Туган ягым - яшел бишек» - «Родной мой край – зеленая колыбель», «Мин татарча сөйләшәм» - «Я разговариваю на татарском»), мои ученики принимают участие в предметных олимпиадах по татарскому языку разного уровня. Результатом является призер муниципального уровня республиканской олимпиады школьников по татарскому языку в 2015 году. (Шишкина Софья 3 место по городу). Вовлекаю учащихся в систему дополнительного образования, в школе работает 4 кружка на татарском языке, из них 1 кружок для учащихся начальной школы – это театральный кружок «Әкият». Мои учащиеся с удовольствием посещают занятия, затем на различных конкурсах и мероприятиях школьного, городского, республиканского уровня представляют на суд зрителей свои постановки. В 2014 году в рамках республиканской акции “Мин татарча сөйләшәм” в городском конкурсе инсценировок сказок «Шул тел белән әбкәм әкият сөйләгән» мы заняли 3 место, в 2015 году в республиканском фестивале «Сәхнә көзгесе» мои ученики были награждены дипломом III степени.

3. Конечно же, не маловажным пунктом является поощрение одарённых детей: публикации в СМИ (ежегодно лучшие работы своих учащихся печатаю в таких детских татарских изданиях, как «Көмеш кыңгырау», «Мәйданчык»). На уроках татарской литературы мы просматриваем творческие работы учащихся нашей школы в печатных изданиях, дети гордятся своими работами, это их стимулирует к дальнейшей деятельности, знакомимся с работами других ребят, анализируем. В начальном блоке нашей школе возле кабинетов татарского языка установлено 2 стенда, где дети так же могут увидеть свои творческие работы, грамоты, поздравления с победой, увидеть свои имена в списке самых, самых…, похвалиться перед друзьями и родителями, это тоже очень важно для них.

F:\новое фото\ C:\Users\Аличка\Desktop\Выставка Ярмиева Р.Р\фото №2\фото на отчёт 2014-2015\Безнең иҗатыбыз Мәйдан журналында\

4. Провожу серьезную работу с родителями одарённых детей - это совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Ежемесячно готовлю подробную информацию для родителей на родительские собрания, включаю показ презентаций по теме «Достижения учащихся», где родители могут познакомиться не только с работой детей на уроке, но и увидеть результаты участия детей в конкурсах на уровне школы, города, республики. Приглашаем родителей на мероприятия школьного уровня – это различные концерты, постановки, выставки творческих работ учащихся. Сейчас есть очень хорошая возможность выкладывать фотографии с конкурсов, информацию по достижениям учащихся на сайт школы. Родители с большим интересом и очень активно сами вовлекаются в творческую деятельность, помогают своим детям готовить костюмы к конкурсам, делают видеосъемку и т.д.

5. Как я уже говорила в начале «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога». Поэтому повышение профессионального мастерства учителя неотъемлемая часть организационной работы с одаренными детьми. Это подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет, подписка на периодические издания, в том числе и детские.

Формы работы с одарёнными учащимися различны. Наиболее используемые мной формы работы указаны на схеме:

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Я начинаю эту работу с первого класса. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, стараюсь установить сотрудничество учителя начальных классов, ребёнка и учителя – специалиста предмета (в данном случае меня – учителя татарского языка и литературы). Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика. У меня есть своя программа работы с одарёнными учащимися, которая как я считаю, успешно реализуются в работе.

Формы работы с одаренными детьми:

В обучении

Разноуровневое задания на уроках татарского языка и литературы. На уроках стараюсь готовить материал на разных уровнях (легкий, средний, высокий). Одаренные дети имеют возможность заниматься по заданиям самого высокого уровня. У меня накоплена папка разноуровневых заданий и упражнений по предмету татарский язык и литература. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах, так же в международной конкурс-игре «Мудрая белка».

Индивидуально-групповые занятия, которые позволяют часть времени отдавать изучению тем, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что помогает в дальнейшем участвовать в интеллектуальных, познавательных конкурсах, таких как «Туган ягым – яшел бишек». В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.

Проектно-исследовательская деятельность. В школе создано и работает научное общество учащихся «Аврора». Оно даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют во время научно-практической конференций. Эта работа является начальной ступенью для участия в конференциях республиканского, всероссийского уровня. К примеру, моя ученица Галиханова Динара в 2015 году приняла участие во всероссийской научно-практической конференции школьников, посвященной М.Магдееву в городе Казани, где стала победителем.

Проектно-исследовательская деятельность так же осуществляется

В воспитании

Организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении, как в школе, так и вне школы.

Формы воспитательной работы в школе:

  1. Рейтинг успешности обучающихся старшей школы.
  2. Традиционные общешкольные дела и акции.
  3. Портфолио достижений школьника.

Взаимодействие с родителями

В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.

Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. В перспективе – много нереализованных проектов. Важно, что дети хотят работать, предлагают новые интересные темы. Кругозор их расширяется, а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета. Поделиться своими достижениями с ребятами из других городов, регионов. Уже в начальном звене обучения необходимо обращать внимание на одарённых детей, вовлекать их в творческую работу, знакомить с возможностями ИКТ. В этом случае работа будет намного эффективнее и плодотворнее, порадует своим результатом.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (республиканских, всероссийских и международных), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, творческие вечера, КВН, интеллектуальные игры.

В рамках недели татарского языка и литературы: конкурс- выставка творческих работ «Сөйкемле Шүрәле», уроки КВН по творчеству татарских поэтов и писателей, участие в конкурсе юных журналистов «Ак каурый».

В рамках Международного Дня родного языка: конкурс чтецов произведений на родном языке, выступление талантливых учащихся на школьном празднике «Милләтләр дуслыгы», участие в конкурсе юных поэтов «Илһам», участие в конкурсе сочинений на родном языке и т.д.

В целом, по результатам всех проводимых за последние 3 года в городе мероприятий, мои учащиеся показали следующие результаты:

  • Участие во всероссийском игровом конкурсе «Мудрая белка» - 1 место, 2015 г.
  • Региональный конкурс творчества учащихся «Мир глазами юных писателей» в номинации поэзия – 1 место, 2013 г.; 2 место, 2015 г.
  • Республиканский конкурс чтецов “Муса безнең йөрәкләрдә” в рамках республиканской акции «Мин татарча сөйләшәм» - 1 место, 2015 г.
  • Республиканский конкурс чтецов “Туган телем – серле тел” - 1 место, 2014 г.; 2 место, 2015 г.
  • Конкурс чтецов, посвященный юбилею писателя Факиля Сафина – 3 место, 2013 г.
  • Городской конкурс татарской песни «Туган як моңнары” – лауреат II степени, 2013 г.
  • Конкурс презентаций “Тере табигать” в рамках городской программы «Туган ягым – яшел бишек» - 2 место, 2013 г.
  • Конкурс-викторина «“Беләм”нәр аланчыгы» в рамках городской программы «Туган ягым – яшел бишек» - 2 место, 2013 г.
  • Конкурс – выставка творческих работ “Сөйкемле Шүрәле” городской этап международного конкурса – 3 место, 2013 г; 3 место, 2015 г.
  • Историко-краеведческая игра “Золотая тюбетейка» - 1 место, 2013 г.

Система работы школы, усилия коллектива по разностороннему воспитанию учащихся позволяют добиваться высокого уровня воспитанности, широты взглядов, эрудиции. Наша школа вошла в список 100 лучших школ России.

Список литературы:

1. Әдәби викториналар – әдәбияткә, сәнгатькә мәхәббәт тәрбияләүдә кыйммәтле чара. Ф.Ф. Исламов – Казан: “Мәгариф” нәшрияты , 2005.

2. Татар телен өйрәнәбез (Рус телле балалар белән эшләүче татар теле укытучылары өчен). - Яр Чаллы, 2000.

3. Татар теле дәресләрендә рус телле укучылар белән өстәмә эшләү өчен күнегүләр һәм текстлар җыентыгы. Татар теле укытучылары өчен методик ярдәмлек. - Яр Чаллы шәһәр мәгариф идарәсе, 2000.

4. Р.З.Хайдарова «Научно-педагогические аспекты билингвального образования в Республике Татарстан» - Набережные Челны, 2006.

5. Ф.Ф.Харисов «Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре». - Казан, “Мәгариф”, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС

Данная статья посвящена работе с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.        Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмот...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их  полноценного развития.  Востребованной формой работы с одаренными учащимися являе...

Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка

Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....

Доклад на РМО "Работа с одарёнными детьми в условиях обновлённых ФГОС"

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования....