Система оценивания образовательных достижений
материал

Важной составляющей системы оценки является обеспечение ее прозрачности и понятности для всех участников образовательного процесса. Обучающиеся, родители и педагоги должны четко понимать критерии оценивания, формы контроля и их влияние на итоговую оценку. Это достигается через разработку и публикацию четких регламентов, критериев оценки, а также через организацию консультаций и разъяснительной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivanie.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Учитель: Жамбалова Аюнат Геннадьевна

Важной составляющей системы оценки является обеспечение ее прозрачности и понятности для всех участников образовательного процесса. Обучающиеся, родители и педагоги должны четко понимать критерии оценивания, формы контроля и их влияние на итоговую оценку. Это достигается через разработку и публикацию четких регламентов, критериев оценки, а также через организацию консультаций и разъяснительной работы.

Эффективная система оценивания не только констатирует уровень достижений, но и способствует развитию мотивации к обучению. Обратная связь, предоставляемая обучающимся по результатам оценочных процедур, должна быть конструктивной и ориентированной на выявление сильных сторон и зон развития. Это позволяет обучающимся осознавать свои прогрессы и затруднения, а также определять дальнейшие шаги для улучшения результатов.

Необходимо отметить, что система оценки образовательных достижений должна быть гибкой и адаптивной к изменениям в образовательных стандартах и потребностях обучающихся. Периодический анализ и пересмотр оценочных процедур позволяют выявлять их недостатки и вносить необходимые корректировки для повышения эффективности.

Внедрение современных информационных технологий в систему оценки также играет важную роль. Использование электронных журналов, систем электронного тестирования и других цифровых инструментов позволяет автоматизировать процессы сбора и обработки данных, обеспечивает более объективную и прозрачную оценку, а также облегчает коммуникацию между участниками образовательного процесса.

Таким образом, грамотно организованная система оценки образовательных достижений является неотъемлемой частью качественного образовательного процесса, способствующей развитию обучающихся, повышению профессионального уровня педагогов и улучшению образовательных результатов.

Структура системы оценки: включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя (внутришкольная) оценка предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам. Некоторые элементы структуры:

  • Стартовая диагностика. Проводится администрацией образовательной организации в начале каждой ступени образования и выступает как основа для оценки динамики образовательных достижений. 
  • Текущая оценка. Процедура оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета. 
  • Тематическая оценка. Процедура оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету. 
  • Промежуточная аттестация. Процедура аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода. 
  • Портфолио. Накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. 
  • Психолого-педагогическое наблюдение. Целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов. 
  • Внутренний мониторинг. Включает стартовую диагностику, оценку уровня достижения предметных и метапредметных результатов, уровня функциональной грамотности и профессионального мастерства педагогического работника. 

Внешняя оценка включает следующие оценочные процедуры:

  • государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования);
  • всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества образования;
  • мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.

Итоговая оценка по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА, к результатам внутренней оценки — предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету. 

Организация эффективной системы оценивания образовательных достижений требует четкого разграничения целей и задач каждой процедуры. Внутренняя оценка, фокусируясь на индивидуальной траектории развития ученика, предоставляет учителю оперативные данные для корректировки образовательного процесса. Здесь важна гибкость и адаптивность инструментов, позволяющих учитывать особенности восприятия и усвоения материала каждым обучающимся. Стартовая диагностика задает вектор, позволяя выявить зоны ближайшего развития и адаптировать программу под конкретные потребности класса. Текущая и тематическая оценки служат механизмами обратной связи, помогая ученику осознать свои сильные и слабые стороны, а учителю - оптимизировать методику преподавания.

Промежуточная аттестация и портфолио, в свою очередь, формируют более общую картину успеваемости, позволяя оценить прогресс за определенный период. Портфолио, как инструмент накопительной оценки, акцентирует внимание на динамике достижений, демонстрируя рост и развитие ученика в течение учебного года или ступени образования. Психолого-педагогическое наблюдение дополняет картину, предоставляя информацию о личностных особенностях и поведенческих аспектах, влияющих на процесс обучения.

Внешняя оценка, напротив, ставит целью оценку качества образования на более широком уровне. ГИА, как итоговая аттестация, проверяет соответствие знаний и умений выпускников государственным образовательным стандартам. Всероссийские проверочные работы позволяют оценить уровень подготовки обучающихся по отдельным предметам в масштабах страны, региона или муниципалитета. Мониторинговые исследования предоставляют информацию о состоянии системы образования, выявляя проблемные зоны и требующие особого внимания направления.

Интеграция результатов внутренней и внешней оценки – ключевой момент для создания объективной картины образовательных достижений. Итоговая оценка по предмету, формируемая на основе данных ГИА, системы накопленной оценки и результатов итоговой работы, позволяет комплексно оценить уровень подготовки выпускника и принять обоснованные решения о его дальнейшем образовательном маршруте. При этом важно помнить, что оценка – это не самоцель, а инструмент, направленный на повышение качества образования и создание условий для успешного развития каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...