Рабочая программа дополнительного образования "Технологии и роботы"
рабочая программа

Семёнова Алина Николаевна

Программа по ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_do_tehnologii_i_roboty.docx91.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ №24»

Принята на заседании

методического совета

«_28_» ноября 2024

Протокол №_3_

Утверждаю:

Директор Н.Н. Кривошеева

Приказ №_740_ от 02.12.2024

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 технической направленности

 «Технологии и роботы»

Возраст обучающихся: 10- 12 лет

Срок реализации: 5 месяцев

                             

                               

Автор-составитель:

Семёнова А.Н.,

учитель начальных классов

                                                         

г. Нефтеюганск, 2024

Содержание

стр.

Пояснительная записка………………………………………………………...…3

Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...……3

Актуальность программы……………………………………………..…….……5

Новизна программы……………………………………………………..….…….6

Раздел «Обучение»

Цель программы……………………………………………………….………….7

Задачи программы………………………………………………….....…….…….7

Условия реализации программы…………………………………..…….……….7

Планируемые результаты программы………………………........…………...…8

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности………………...………………………………..………….…...8

Модуль

Учебный план……………………………...………………………………………9

Календарный учебный график……………………………...…………………..10

Содержание программы……………………………………...………………….11

Раздел «Воспитание»

Цель и задачи………………………………………………………...…………..15

Целевые ориентиры……………………………………………………………..16

Формы и методы воспитания…………………………………..…………….…16

Условия воспитания, анализ результатов………………………..……….……17

Календарный план воспитательной работы………………………..………….18

Методическое обеспечение………………………………………...…………...19

Интернет-ресурсы………………………………………………………………..20

Аннотация

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа развития № 24» приглашает учащихся на обучение по программе технической направленности «Технологии и роботы».

        Для кого эта программа? Для всех, кому исполнилось 10 лет и нет ещё 12. Вы хотите освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов, создавать простые компьютерные игры. Уже сейчас начать подготовку к престижной национальной технологической олимпиаде Junior?

        Вы будете: мыслить как инженер-конструктор; создавать простые сооружения из лего; изучите основы визуального программирования.

         Важно! Образовательные результаты освоения программы могут быть сопоставлены с результатами школьного предмета «Технология», «Математика».

         Срок реализации программы: 5 месяцев (72 часа)

Пояснительная записка

В настоящее время одним из стратегических направлений развития дополнительного образования является обеспечение интеллектуального и творческого развития человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную творческую деятельность в различных областях знаний. Дополнительное образование, как никакое другое, соответствует целям опережающего развития, обеспечивает изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. В любой области жизни присутствует техника – современная, сложная, требующая специальных знаний, поэтому в научно-техническом направлении дополнительного образования на первые позиции выходят программы, позволяющие получить такие навыки. На протяжении ряда лет все большую популярность среди детей и родителей приобретает лего-конструирование. Дети, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:

        -  Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;

        - Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

         - Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);

- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации  от 31 января 2022 года N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р»;

- Постановление Правительства автономного округа от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа– Югры «Развитие образования» (приложения 41, 44),

- Распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.2022 № 679-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа– Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года»;

-  Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);

- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-3935/06 «О направлении методических рекомендаций по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»;

- Приказ Департамента образования и науки автономного округа от 09.10.2024 № 10-П-2119 «Об утверждении Программы перспективного развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа– Югры».

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Развитие образования" утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о 10.11.2023 № 550-п

- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);

- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 года N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

        - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 - Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от 23.07.2018;

- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765, 04.07. 2023 №10-П-1649).

        Конструирование, моделирование и проектирование - одно из направлений развития креативности. Именно эти виды деятельности детей заложены в основу программы. В процессе освоения материала дети учатся не столько сборке, сколько настоящему проектированию и конструированию. Они моделируют объекты окружающего мира, придумывают конструкцию, структуру, композицию.

Требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы: базовый 

Направленность программы: техническая.        

        Актуальность программы определяется высоким спросом родителей на развитие инженерно-технических способностей детей. Реализация программы способствует раскрытию творческого потенциала детей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал учащихся, развивает техническое мышление при работе с набором Lego Education WeDo, так же обучает начальным навыкам программирования.

        Программа способствует приобщению учащихся к виду творчества – «конструирование», «робототехника», формирует умения и навыки построения простых механизмов/моделей из деталей конструктора, используя готовые инструкции по сборке. Учащиеся учатся создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. Формируют знания в области робототехники. В рамках данного модуля учащиеся получают исторические сведения о развитии робототехники, как виде научно-технического творчества.

        Отличительной особенностью программы является ее интегративный характер, т.к. работа с конструктором затрагивает разные области знаний. Конструирование некоторых моделей напрямую предполагает информированность в математике, истории, природоведении, литературе и других отраслях знаний. Занятия конструированием дают ребёнку кроме положительных эмоций и расширения кругозора, возможности развития мелкой моторики, пространственного воображения, творческих способностей; корректируют недостатки памяти и внимания, формируют умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное и воплощать в различных материалах задуманные проекты.

        Новизна программы состоит в том, что в неё включён модуль «Конструкторские фантазии», рассчитанный на использование детского инновационного конструктора Фанкластик. В конструкторе Lego используется плоское соединение деталей. Фанкластик – первый в России пластиковый трёхмерный конструктор, созданный по оригинальной технологии пространственной сборки элементов. Он не ограничивает фантазии ребенка, позволяя соединения деталей в самых различных вариантах, в результате чего получаются уникальные модели неповторимого дизайна. Все модели конструктора Фанкластик совместимы между собой, а также с деталями конструктора Lego. Также в разделы программы включены упрощенные модули из национальной технологической олимпиады Junior «Технологии и компьютерные игры», «Технологии и космос».

Раздел «Обучение»

Цель программы: развитие творческой и познавательной активности, изобретательских способностей детей через овладение техникой конструирования.

        Задачи программы:

        1. Обучить основным приемам механики, конструирования в ходе построения моделей из деталей конструктора.

        2. Обучить основным приемам алгоритмизации и программирования в ходе разработки алгоритма поведения робота/модели в компьютерной среде моделирования Перворобот LEGO WeDo.

        3. Развивать фантазию, инженерные и творческие способности.

        4.Воспитывать потребность в саморазвитии и творческой самореализации.

        Адресатом программы являются учащиеся в возрасте 10-11 лет. Программа не требует специальных знаний и подготовки.

Условия реализации программы. Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий.

Сроки реализации программы: 5 месяца (72 часа).

Формы и режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю (по 1 академическому часу в групповой форме (а также индивидуальной, работа в парах). Минимальное количество учащихся в группе  - 10,  максимальное - 15.

Планируемые результаты программы:

Личностные результаты:

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

        Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора;
  • конструировать по образцу;

        Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

        Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;

        Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • знать простейшие основы механики;
  • работать с комплектом LEGO Wedo и фанкластик;
  • работать со средой программирования;
  • различать виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  • понимать технологическую последовательность изготовления простых конструкций.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности.

Оценка уровня освоения программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме тестирования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме выставки, педагогического наблюдения и самоанализа.

Промежуточная аттестация проводится в ноябре в форме проектной работы.

Итоговая аттестация проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме тестирования.

        По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

        - высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

        - средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

        - ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в проектах на уровне коллектива.  

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Наблюдение, собеседование

Лего конструкции

9

2

7

Наблюдение,

опрос

Технологии и компьютерные игры.

8

2

6

Первые механизмы

12

2

10

Практическая работа

Задачки из жизни

6

1

5

Наблюдение, практическая работа

Конструкторские фантазии.

8

2

6

Практическая работа

Технологии и космос.

12

2

10

Практическая работа

Знакомство с программой "ПервоРобот"

4

1

3

Наблюдение, практическая работа

Первые шаги

3

1

2

Наблюдение, практическая работа

Забавные механизмы.

9

2

7

Выполнение практической работы, выставка

ИТОГО

72

16

56

Календарный учебный график

(занятия проводятся, согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2024-2025 учебный год)

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятий

Место проведения

Форма контроля

Раздел: Вводное занятие (1ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

групповая

Учебный кабинет

Опрос

Раздел: Лего конструкции (9ч)

2

Модель птицы. Изготовление конструкции.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

3

Смотровая башня.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

4

Изготовление многоступенчатой удочки.

1

групповая

Учебный кабинет

Выставка

5

Подъемный кран с усилением конструкции.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

6

Изготовление прямоугольных подпорок в конструкциях.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

7

Строительство высокой  башни с использованием тросов.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

8

Изготовление конструкции используя принцип равновесия.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

9

Изготовление вертушки используя принцип равновесия.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

10

Проект «Небоскребы»

1

групповая

Учебный кабинет

Защита проекта

Раздел: Технологии и компьютерные игры (8ч)

11

Проект «Начни игру»: база знаний

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

12

Создатель игр. Как придумать какую игру делать.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

13

Проект «Начни игру»: технологии в разработке игр

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

14

Создатель игр. Базовые концепции Unity: игровая сцена»

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

15

Создатель игр. Базовые концепции Unity: игровые объекты»

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

16

Создатель игр. Базовые концепции Unity: игровые компоненты»

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

17

Создатель игр. Базовые концепции Unity: игровые шаблоны»

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

18

Создатель игр. Базовые концепции Unity: игровые ресурсы»

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел: Первые механизмы (12ч)

19

Мосты, башни и другие конструкции

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

20

Выставка работ. Представление проекта.

1

групповая

Учебный кабинет

Выставка

21

Волчок

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

22

Выставка работ. Представление проектов.

1

групповая

Учебный кабинет

Выставка

23

Разработка проектов: мост со сквозной фермой.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

24

Разработка проекта: механический динамометр.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

25

Вертушка

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

26

Разработка проекта: «Можно ли сделать новые лопасти для своей вертушки?»

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

27

Разработка проекта: волчок.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

28

Перекидные качели

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

29

Разработка проекта: плот с парусом.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

30

Разработка проекта: пусковая установка для запуска машинки с наклонной горки.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

Раздел: Задачки из жизни (6ч)

31

Разработка проекта: пугало.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

32

Разработка проекта: качели.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

33

Разработка проекта: переправа через реку.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

34

Разработка проекта: вентилятор.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

35

Разработка проекта: пылесос.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

36

Выставка работ. Представление проектов.

1

групповая

Учебный кабинет

Выставка

Раздел: Конструкторские фантазии (8ч)

37

Знакомство с названиями деталей и соединительных элементов деталей. Типы соединений: «плоскость-

плоскость», «торец-плоскость», «торец-торец».

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

38

Сбор конструкции: полоска, башенка, пружинка.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

39

Промежуточная аттестация. Сборка по технологическим картам (инструкции).  Объяснение

назначения объекта, элементов объектов. Конструирование самолета.

1

групповая

Учебный кабинет

Проект

40

Колесо. Диаметр и длина окружности. Малое и большое колесо. Геометрия пространства.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

41

Геометрические конструкции.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

42

Сборка моделей вертолета: «Стреколет».

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

43

Сборка моделей вертолета: «Геликоптик»

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

44

Конструирование моделей

По предложенной теме и условиям.

1

групповая

Учебный кабинет

Проект

Раздел: Технологии и космос (12ч)

45

Работа с Компас-3D

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

46

TRIK Studio.

Элементарные действия.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

47

TRIK Studio. Алгоритмические структуры.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

48

TRIK Studio. Алгоритмические структуры. Циклы.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

49

TRIK Studio. Подпрограммы

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

50

TRIK Studio. Массивы.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

51

TRIK Studio. Параллельные задачи.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

52

TRIK Studio. Теория автоматического управления.  Релейный регулятор

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

53

TRIK Studio. Теория автоматического управления. Пропорциональный регулятор.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

54

TRIK Studio. Теория автоматического управления. Движение вдоль линии с одним датчиком

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

55

TRIK Studio. Теория автоматического управления. Движение вдоль линии с двумя датчиками

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

56

Видеозрение.

1

групповая

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел: Знакомство с программой «ПервоРобот» (4ч)

57

Программное обеспечение ЛЕГО

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

58

Программное обеспечение ЛЕГО

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

59

Программное обеспечение ЛЕГО

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

60

Программное обеспечение ЛЕГО

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

Раздел: Первые шаги (3ч)

61

Мотор и ось

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

62

Зубчатые колёса

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

63

Датчик наклона

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

Раздел: Забавные механизмы (9ч)

64

Разработка проекта: Танцующие птицы

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

65

Разработка проекта: Умная вертушка.

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

66

Разработка проекта: Обезьянка-барабанщица

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

67

Разработка проекта: Голодный аллигатор

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

68

Разработка проекта: Рычащий лев

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

69

Разработка проекта: Порхающая птица

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

70

Разработка проектов: Нападающий

1

групповая

Учебный кабинет

Мини-проект

71

Итоговая аттестация. (Тестирование). Разработка проекта: Вратарь

1

групповая

Учебный кабинет

Тестирование

72

Итоговая выставка «Мой легороб»

1

групповая

Учебный кабинет

Выставка

Содержание программы.

1. Вводное занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разделами программы, с необходимым материалом на занятиях, инструментом. Организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

2. Лего конструкции.

Строение имеет определенное назначение (выполняет определенную функцию). Функция определяет форму строения. Устойчивость конструкции можно изменить дополнительными элементами. На устойчивость влияют размер и вес фундамента.

Использование треугольных конструкций для придания жесткости объекту. Конструкция и место приложения нагрузок обуславливают положение внутренних напряженных и ослабленных областей. Строительные материалы можно упрочнить путем изменения их состава и формы. Динамометры применяются для измерения сил. Динамометр можно подсоединить к компьютеру.

Практическая работа.

Изготовление простой арки, открытого арочного акведука, моста из пластмассового листа, арки из пластмассового листа. Башня с нешироким основанием. Башня с широким основанием. Башня с растяжками. Балансир. Треугольник. Прямоугольник с одной балкой. Прямоугольник с двумя балками. Мост со сквозной фермой. Стул. Подвесной мост. Мост со сквозной фермой из разных материалов. Динамометр с простым индикатором. Динамометр с угловым датчиком.

3. Технологии и компьютерные игры.

Погружение в решение разнообразных задач, направленных на формирование знаний и умений в области разработки компьютерных игр у школьников, освоение технологий.

Управление игровыми проектами, основы геймдизайна, программирование на Lua и алгоритмы.

4. Первые механизмы

Изучение свойств материалов и возможностей их сочетания.

Знакомство с методами измерения, изучение вращения, возможностей сочетания материалов, знакомство с передаточными механизмами.

Изучение методов стандартных и нестандартных измерений. Знакомство с основами законов движения механизмов.

Знакомство с понятиями: энергия, сила, трение, вращение, чистый эксперимент, ускорение, скорость, устойчивость, неустойчивость, равновесие, точка опоры, масса, вес, местоположение, выталкивающая сила, тяга и толчок, энергия ветра, угол, оси, наклонная плоскость, шины, точность, расстояние, шкала, коэффициент полезного действия, направление, ременная передача, шкив.

Практическая работа. 

Изучение шестерни, колеса, оси, рычаги и блоки; проектируют и конструируют модели и проводят их испытания; учащиеся принимают решения в соответствии с поставленной задачей, выбрать подходящие материалы, оценивать полученные результаты, пользоваться двухмерными чертежами в инструкциях для построения трехмерной модели; приобретают навык слаженной работы в команде.

5.  «Задачки» из жизни

Проектная работа начинается со знакомства сопровождающегося рисунком с короткой истории, излагающей суть проблемы, которую предстоит решить. Предъявляются требования, которые должна удовлетворить построенная модель.

Применение на практике знаний и навыков, касающихся особенностей конструкций, вопросов точности, методов измерений, энергии ветра, применение шестерен и блоков, методов измерения, использования шестерней и блоков, вопросов устойчивости, условий равновесия. Использование вращательного движения.

6. Конструкторские фантазии.

Знакомство с названиями деталей и соединительных элементов деталей. Типы соединений: «плоскость- плоскость», «торец-плоскость», «торец-торец». Сборка по технологическим картам (инструкции). Объяснение назначения элементов объекта.  Конструирование модели самолета. Достраивание элементов объектов, видоизменение конструкции. Сборка моделей вертолета по выбору учащихся: «Геликоптик» или «Стреколет».

Конструирование простой и сложной жесткой колесной конструкции. Сбор конструкции по инструкции: тетраэдр, куб, фрактал. «Фантазиус».

7. Технологии и космос

Знакомство с программным обеспечением TRIK Studio, с основами 3D-моделирования. Алгоритмические структуры. Параллельные задачи. Теория автоматического управления.

8. Знакомство с программой «ПервоРобот»

Программное обеспечение конструктора «ПервоРобот» предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора. В разделе «Первые шаги» программного обеспечения «ПервоРобот» можно ознакомиться с принципами создания и программирования LEGO-моделей.

9. Первые шаги

В разделе «Первые шаги» представлены основные приемы сборки и программирования. Примеры раздела «Первые шаги» можно изучать и на отдельных уроках, чтобы познакомить учащихся с основами построения механизмов и программирования.

Используя этот конструктор, ученики строят Лего-модели, подключают их к ЛЕГО-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ. В набор входят 158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной».

Через коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo™. Через два разъёма коммутатора подаётся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером. Программное обеспечение LEGO® WeDo автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик. Программа может работать с тремя USB LEGO-коммутаторами одновременно.

Можно запрограммировать направление вращения мотора (по часовой стрелке или против) и его мощность. Питание на мотор (5В) подаётся через USB порт компьютера. К мотору можно подсоединять оси или другие LEGO-элементы.

Датчик наклона сообщает о направлении наклона. Он различает шесть положений: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон».

Датчик расстояния обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см.

10. Забавные механизмы                                                                                                

В разделе учащиеся занимаются технологией, сборкой и программированием, а также упражняются во всех четырех предметных областях.

11. Итоговая аттестация. Подведение итогов – выставка «Мой легороб».

 Раздел «Воспитание»

  1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

        Задачами воспитания по программе являются:

  • Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми;
  • формирование и развитие личностного отношения детей к техническому творчеству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в объединении;
  • приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе объединения, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

        Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

  • воспитание интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
  • понимание значения техники в жизни российского общества;
  • интерес к личностям конструкторов, организаторов производства;
  • формирование ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона;
  • воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков;
  • развитие воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
  • формирование опыта участия в технических проектах и их оценки.

2. Формы и методы воспитания

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.

        Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в объединении, в подготовке и проведении мероприятий с участием родителей (законных представителей): мастер – класс «Давайте вместе», организация выставок готовых проектов. Итоговое мероприятие: выставка, школьный фестиваль «Вершина Олимпа».

        В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

3.Условия воспитания, анализ результатов

        Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

           Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период).

           Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.

  1. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1.

Единый день родителя. Мастер – классы «Давайте вместе»

20.03.2025

Мастер - классы

Информационная статья на официальном

сайте учреждения, Фотоколлаж

2

Школьный

фестиваль «Вершина

Олимпа – 2025»

22.05.2025

Самопрезентация

Информационная статья на официальном

сайте учреждения, Фотоколлаж

3

Выставка «Мой легороб»

30.05.2025

Выставка

Информационная статья на официальном

сайте учреждения, Фотоколлаж

Методическое обеспечение

            Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Педагогические методики и технологии

Наглядные (наблюдение, показ образца показ способа действия, показ педагогом способа действия; демонстрация натуральных объектов демонстрация слайдов, видеофильмов и других наглядных средств. использование ИКТ);

Словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседа, вопросы, анализ выполненных работ; объяснение способов действия с инструментами и материалами; использование художественного слова стихи, загадки, пословицы).

Практические (обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов; индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

Игровые сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа, загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации; музыкально-дидактические игры.

Информативно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, показ воспитателя).

Репродуктивный – метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей, доводящий навыки до автоматизма (прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой).

Исследовательский метод направлен на развитие не только самостоятельности, но и фантазии и творчества, (т.е. педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу);

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в  каком – либо моменте работы на занятии, (т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно).

Дидактическое обеспечение

Вид контроля

Время проведения

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Стартовая диагностика

Январь

оценка исходного уровня знаний.

Устный опрос, Анкета (адаптированная) для оценки уровня мотивации

(Н. Лускановой), контрольные задания

Ведомость

Текущий контроль

Январь -май

1.Простые конструкции

2.Основы механики.

3.Выполнение конструкций по заданию, с соблюдением правил механизации.

4.Конструкция по образцу.

Опросники:

 «Материалы и инструменты», «Техника безопасности», «Последовательность изготовления космического корабля».

Итоговые занятия, мини-выставки, участие в выставках, конкурсах

Промежуто чная аттестация

апрель

Оценка качества усвоения учащимися содержания программы по итогам 1 года обучения

Выполнение практического задания

Итоговое занятие, Ведомость

Итоговая аттестация

Май

Оценка качества усвоения учащимися содержания программы

Выставка «Мой легороб»

Итоговое занятие, Ведомость

        Итоговая аттестация проводится в форме защиты проекта на выставке «Мой легороб». Учитываются: логика описательной части проекта, наличие движущейся конструкции, качество оформления презентации и выступления. Результаты оцениваются от 0 до 2 баллов.

        Проекты выполняются на любую тему, по выбору обучающегося, по основным разделам программы.

        Проект может быть выполнен индивидуально или группой обучающихся. При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, уровень творчества и степень самостоятельности обучающихся. При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность).

        Результаты оценки проектной деятельности оцениваются по критериям от 0 до 2 баллов.

        При проведении промежуточной аттестации обучающихся в целях осуществления единого подхода и проведению сравнительного анализа применяется 10-балльная система оценивания по каждому из 3-х критериев:

 предметные знания и умения;

 метапредметные (общеучебные) умения и навыки;

 личностные результаты.

        В рамках каждого критерия педагог самостоятельно определяет максимальное количество возможных баллов по каждому показателю (по 5 в каждом критерии). Для оценивания показателей критерия используется трехуровневая система: 0 – низкий уровень, 1- средний уровень, 2 – высокий уровень. По результатам промежуточной аттестации педагог заполняет Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе.

Техническое обеспечение

Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда:

-персональный компьютер;

-ноутбуки – 20 шт.;

-мультимедийный проектор -1;

-экран;

-принтер -1;

- программное обеспечение «Виртуальное ЛЕГО» v.1.6

- программное обеспечение «Виртуальное ЛЕГО» v.2.8

- программное обеспечение «Виртуальное ЛЕГО» v.4.2.5

- Unity или Unreal Engine 4 (бесплатные студенческие версии)

программное обеспечение (операционная система Windows, программа презентаций PowerPoint).

Интернет ресурсы

  1. 1 Безбородова Т. В. «Первые шаги в геометрии» - М.: «Просвещение», 2009
  2. Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
  3. http://fanclastic.ru
  4. https://www.youtube.com/channel/UCQztZUm2tE_TZkNINkK_Ecg
  5. https://urok.1sept.ru/articles/648369/
  6. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  7. Энциклопедический словарь юного техника. – М., “Педагогика”, 1988. – 463 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу

В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая  расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....