Современная технология «ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
методическая разработка

Ткаченко Людмила Анатольевна

Актуальность: С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе. Мне как логопеду приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Одним из таких методов, помогающих развить речевые способности дошкольников с ОНР является дидактический синквейн. 

Данную технологию нельзя рассматривать как самостоятельную – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка.

imageОбследуя детей старшей логопедической группы, были выявлены трудности в развитии речи. Речь характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Развить эти речевые способности помогает мне технология дидактического синквейна.

Дидактический     синквейн     направлен на повышение      эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда.

При использовании технологии «синквейна» решаются следующие задачи:

·    Уточнение, расширение, активизация словаря;

· Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

· Дети    учатся:    подбирать    к    существительному    прилагательные,    подбирать    к существительному глаголы;

· Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_didakticheskiy_sinkveyn.docx835.02 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

Современная технология

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН»

в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Подготовила: учитель логопед

Ткаченко Людмила Анатольевна

г.о. Красногорск 2025

Актуальность: С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе. Мне как логопеду приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Одним из таких методов, помогающих развить речевые способности дошкольников с ОНР является дидактический синквейн.

   Данную технологию нельзя рассматривать как самостоятельную – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка.

    Обследуя детей старшей логопедической группы, были выявлены трудности в развитии речи. Речь характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

     Развить эти речевые способности помогает мне технология дидактического синквейна.

   Дидактический        синквейн        направлен на повышение        эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда.

При использовании технологии «синквейна» решаются следующие задачи:

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети        учатся:        подбирать        к        существительному        прилагательные,        подбирать        к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

СОДЕРЖАНИЕ:

На I этапе свою работу начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря, (ребенок должен иметь достаточный словарный запас, для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль)

Знакомила и обогащала словарь дошкольников словами-понятиями: «слово – предмет»,

«слово – определение», «слово – действие», «слово – ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

В старшей группе работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ТНР, основывала на той части программы Н. В. Нищевой «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», которая описывает развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

Знакомила детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и

«слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготовила основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогали детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета (кошка (какая?) – мягкая, пушистая, ласковая и т.д.), я учила дошкольников составлять распространенное предложение (У Саши есть ласковая и пушистая кошка.). Завершилась работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомила детей со словами – ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

   На данном этапе была проведена консультация для воспитателей и родителей логопедической группы: «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка».

На II этапе – познакомила детей с алгоритмом составления синквейна, формировала первоначальное умение составлять синквейн. Дети моей группы не умели писать, поэтому разрабатывала схемы, алгоритмы, подбирала наглядный дидактический материал. Разработала специальный алгоритм синквейна для не читающих детей.

Предлагала детям работу с пословицами, крылатыми выражениями или афоризмами на заданную тему.

В конце каждой лексической недели дети составляли синквейн.

Свои работы (синквейны) дети оформляли как в форме графических рисунков, которые помогали им более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Сначала в такой работе участвовала и я, позже, когда детям стала понятна схема работы, они заполняли синквейн самостоятельно.

Большое значение в этом этапе я уделяла работе с родителями и воспитателями.

После проведения мастер – класса для родителей и педагогов ДОУ «Учимся составлять синквейн» - им предлагается написать «Сочинения — синквейн» на любую тему.

На III этапе я формировала у детей умения и совершенствовала навыки составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Так же я использую составление синквейна для автоматизации звуков, так как слова и предложения подбираю под звукопроизношение ребенка.

Мониторинг обследования результатов детей показывает, что использование дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи. Составление синквейна на занятиях позволяет мне гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями

    Технология составления синквейна ценна еще и тем, что носит характер комплексного воздействия, она не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций – памяти, внимания, мышления, что актуально в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ОНР.

    Активно применяя технологию «синквейна», могу сказать, что у детей в результате такой работы значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети научились анализировать, делать выводы.

Составление дидактического синквейна - увлекательная и интересная игра, которую можно проводить, как индивидуально, так и в подгруппах.

Приложение 1

Синквейны, составленные детьми

   

Приложение 2

ЧТО ТАКОЕ СИНКВЕЙН?

Синквейн - это один из эффективных методов развития речи дошкольников. Он имеет все признаки технологичности:

  1. Является игровым приёмом.
  2. Ребёнок реализует свои творческие и интеллектуальные возможности.
  3. Простота в применении. Составлять могут научиться все.
  4. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  5. Вырабатывает способность к анализу.
  6. Синквейн        используется        для        проведения        рефлексии,        анализа        и        синтеза полученной информации.

Синквейн состоит из 5 строк, его форма напоминает ёлочку.

первая строка - 1 слово - существительное вторая строка - 2 слова - прилагательное третья строка - 3 слова - глаголы

четвертая строка - 4 слова - предложение

пятая строка - 1 слово - существительное, ассоциация по теме.

   Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Примеры составления синквейна.

  1. Кукла.
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.

  1. Машина.
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.
  1. Дождь.
  2. Мокрый, холодный.
  3. Капает, стучит, льется.
  4. Я не люблю дождь.
  5. Вода.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • владеть: анализом, обобщением,
  • понятиями: слово-предмет (живой - неживой), слово-действие, слово-признак;
  • уметь подбирать синонимы;
  • научиться правильно понимать и задавать вопросы;
  • согласовывать слова в предложении;
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм   синквейна   для   детей, которые   пока   не   умеют   читать.

Условные обозначения:

  • Слова-предметы (существительные)
  • Слова-признаки (прилагательные)
  • Слова-действия (глаголы)
  • Слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Логопедическая работа по актуализации словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная статья посвящена проблеме в области логопедической работы по актуализации словаря воспитанников ДОУ с общим недоразвитием речи.В последние годы данная проблема приобрела особую актуальность в с...

Коррекционный потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи

Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи....