Программа тьюторского сопровождения на 2025-2026 у.г.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
СОГЛАСОВАНА
родители (законные представители)
УТВЕРЖДЕНА
приказом №
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСХЯ 5А КЛАССА
(П.А.)
Тьютор: Г.Ф. Черепанова
г. Нефтеюганск 2025
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Концептуальные положения программы | |
1.2 | Индивидуальные сведения об обучающихся | |
2 | Содержание и организационные условия реализации программы | |
2.1 | Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного с социумом школы | |
2.2 | Деятельность тьютора и тьюторанта | |
2.3 | Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время | |
3 | Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации | |
4 | Список использованной литературы |
Оглавление
1. Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального тьюторского сопровождения составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Нормативно-правовые основания:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Концептуальные положения программы
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие учащегося с педагогами и специалистами образовательной организации.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного маршрута ребёнка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный год и составлена для обучающихся 5А класса
Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей обучающихся. Программа разрабатывалась с целью максимально эффективного обучения, коррекции предметных УУД, успешной адаптации в современно обществе и социального становления.
Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение учащегося школы в образовательном процессе и создание условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает обучающийся; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
- Социализация - включение обучающегося в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
- Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.
- Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
- Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
- Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- оказание родителям эмоциональной поддержки;
- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
- Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающегося.
Реализация программы предусматривает несколько этапов:
Диагностико-мотивационный этап.
Сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом
состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии обучающихся.
Проектировочный этап.
Выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
Реализационный этап.
Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для обучающегося специалистов.
Аналитический этап.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающегося.
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностическо-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического.
Индивидуальные сведения об обучающихся
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Ф.И.О. ребенка: П.А.
Возраст: 12 лет
Общие сведения. П,А,, года рождения. Проживает по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон, д. , кв . Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2021 года (протокол обследования ПМПК от 01.03.2023 г. №). До поступления в данное учреждение посещал ДОУ д/с «Золушка».
Сведения о семье. А. воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные. А. обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности. Мать заботливо относятся к сыну, выполняет рекомендации педагогов и медицинских работников.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка. Обращенную речь понимает, знает свое имя. Навыки самообслуживание и личной гигиены сформированы частично: при мытье рук не нуждается в помощи взрослого, при посещении туалета нуждается в помощи, при посещении столовой пищу принимает самостоятельно, пользуясь столовыми приборами. Правила личной гигиены соблюдает только под контролем взрослого. Умения по самообслуживанию сформированы частично: личные вещи распознает, самостоятельно переодевается на урок физкультуры, под контролем учителя, не следит за своими вещами и обувью.
Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.
Характеристика обучаемости. Учебная мотивация внешняя, потребность в обучении не сформирована. Во время урока учебную задачу не удерживает. Работоспособность средняя, внимание не устойчивое. Темп работы на уроке низкий. При затруднениях обращается за помощью к учителю, предложенную учителем помощь принимает, нуждается в дополнительных разъяснениях, инструкциях.
Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:
Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Захват ручки, карандаша сформирован. Задания графического содержания (обводит, разукрашивает) выполняет, не всегда понимая учебной задачи. Тонкая моторика развита.
Развитие речи и альтернативной коммуникации. Самостоятельная речевая деятельность развита. Обращенную речь понимает.
Сформированность учебных навыков по математике. Группирует предметы по цвету, форме, величине. На альбомном листе не ориентируется. Пространственная ориентация нарушена.
Сформированность школьно-значимых умений. К учебной деятельности относится пассивно. Отсутствует целенаправленность и контроль своего поведения. Знает свое рабочее место-парту. На занятии за партой сидит непродолжительное время.
Усвоение образовательной программы. Адаптированную образовательную программу усваивает на уровне индивидуальных возможностей.
Поведение и общение в учебной ситуации. Правила поведения на уроке не соблюдает. В коллективе одноклассников проявляет интерес к общению. В конфликтные ситуации со сверстниками не вступает.
Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Эмоциональное поведение нестабильное, наблюдаются: резкие перепады настроения, капризность, весёлость, раздражительность. После небольшого отдыха эмоции приходят в норму.
Развитие волевых качеств. Деятельность не целенаправленная, волевые усилия к выполнению заданий и преодолению трудностей в учебе не наблюдаются.
Общие выводы и впечатления о ребенке. Адаптивную образовательную программу, разработанную с учётом индивидуальных психофизических особенностей, усваивает на среднем уровне.
Выводы: Продолжить обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Низкий уровень адаптации в быту. Нуждается в психолого-педагогической, логопедической и дефектологической помощи.
Содержание и организационные условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения обучающихся реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное время.
Личностные результаты освоения ФАООП включают индивидуально личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения ФАООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Критерии оценки достижений по каждой группе личностных результатов
Личностные результаты | Критерии оценки достижения данного результата |
Способность адекватно использовать представления о собственных возможностях и ограничениях, о способах решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения. | -умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя. -умение адекватно выбрать взрослого и обратиться за помощью, точно описать возникшую проблему. -умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. -умение обратиться ко взрослому при затруднениях в учебе |
Способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | -положительная динамика готовности к самостоятельности и независимости в быту. -владение представлениями об устройстве домашней жизни, принимать правильное участие и брать ответственность на себя. -владение представлениями об устройстве жизни школы, участие в ней. -способность использовать социально-бытовые умения в повседневной жизни. |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой проведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий. | -умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию. -умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, завершить разговор. -умение корректно выразить отказ и недовольство использовать культурные формы выражения своих чувств. |
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. | -умение использовать предметы в соответствии с их функциями. -вести себя в быту сообразно пониманию окружающего мира (помыть грязные руки, принять душ, и т.д.) -способность задавать вопросы, проявление активности во взаимодействии с миром. -умение передавать свои впечатления. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего меставнем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | -знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса -умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,- умение корректно привлечь к себе внимание. -умение проявлять инициативу, не быть назойливым. |
- Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного
с социумом школы
Тьютор и подопечный | Тьютор:
|
Тьютор и учителя класса | Тьютор: обсуждает с учителем:
|
Тьютор и другие дети | Тьютор:
|
Тьютор и родители | Тьютор:
|
Тьютор и другие специалисты (логопед, соц. педагог, медицинские работники, психологидр.) | Тьютор:
|
2.2. Деятельность тьютора и тьюторанта
Действие тьюторанта | Действие тьютора |
Обучающийся и учитель | |
Обучающийся слушает учителя и выполняет его инструкции | привлекает внимание обучающегося к учителю:
|
Обучающийся и тьютор | |
Обучающийся выполняет рекомендации тьютора |
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Обучающийся и другие ученики | |
Обучающийся по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему |
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» - «На» - «Спасибо. На, возьми обратно». |
Обучающийся и родители | |
Обучающийся перед началом уроков прощается с родителями, после уроков - встречает родителей и прощается с тьютором | помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы - помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
2.3 Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время
Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
Месяц | Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
Сентябрь | День знаний | Тематическая фото-зона. |
День солидарности в борьбе с терроризмом | Урок Разговоры о важном «Память о Беслане» | |
Неделя безопасности | Беседа, просмотр презентации, игры. | |
Октябрь | Международный день пожилых людей | Изготовление открыток |
Всемирный день учителя. | Тематическая фото-зона. Изготовление открыток. | |
День отца в России | Тематическая фото-зона. Сделать поделку. | |
Всероссийский урок "Экология и энергосбережение" в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче | Оформление доски на тему: «Береги энергию» | |
Ноябрь | День народного единства | Оформление доски на тему: «Мы едины» |
День матери в России | Тематическая фото-зона. Изготовление открыток. | |
Декабрь | Международный день инвалидов | Беседа, конкурс рисунков |
Международный День добровольца | Беседа, просмотр презентации | |
День Героев Отечества | Оформление тематической доски, беседа, просмотр презентации | |
День конституции РФ | Беседа, просмотр презентации | |
Коллективно-творческое дело «Новогодние хлопоты» | Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. | |
Январь | День снятия блокады Ленинграда | Просмотр призентации |
Февраль | День российской науки | Просмотр призентации |
День защитника Отечества | Тематическая фото-зона. Изготовление открыток | |
Март | Коллективно-творческое дело «Весенняя капель» Международный женский день | Тематическая фото-зона. Изготовление открыток |
День воссоединения Крыма с Россией | Просмотр презентации | |
Апрель | Всемирный день здоровья (День физкультуры) | Присутствие. Участие в мероприятии. |
«День Космонавтики» | Оформление доски на тему: «Космос» Изготовление поделок | |
Праздник Весны и труда | Оформление доски на тему: «Мир, труд, май » Изготовление открыток. | |
Май | «Вахта Памяти» | Оформление доски на тему « праздник Победы» |
«Международный день музеев» | Просмотр презентации |
Тьюторское сопровождение образовательного процесса во внеурочной деятельностиобучающихся создаст условия для активности, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей. При организации внеурочной деятельности тьюторское сопровождение рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения выбора профессии для учащихся 7-9 классов....

Презентация "Изменения в федеральные основные общеобразовательные программы с 1 сентября 2025-2026 учебного года"
В Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704, который вносит изменения в федеральные основные общеобразовательные про...

Рабочая программа по литературе на 2025 - 2026 учебный год
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» 2025-2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID 7778944) учебного предмета «География»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога на 2025-2026 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога - психологана 2025-2026 учебный год...

Адаптированная рабочая программа 5 класс математика 2025-2026 уч.год 3 час в неделю
Адаптированная рабочая программа индивидуальных занятий по математике составлена по итогам наблюдения учителя, а также по результатам контрольных работ и расчитана на 3 часа в неделю (102 ч...

Рабочая программа. 11 класс. Геометрия. 2025-2026 уч.год
Рабочая программа. 11 класс. Геометрия. 2025-2026 уч.год...