РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_proekt.docx119.8 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

для обучающихся 7-9 классов

.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования         МБОУ гимназии г. Сафоново.

Курс «Проектная деятельность для учеников 7 - 9 классов» является интегрированным по всем группам метапредметных умений: организационных, поисково-информационных, интеллектуальных, коммуникативных.

Необходимость введения курса «Проектная деятельность» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у учащихся внимательного отношения к идеям и творчеству других.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  1. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  2. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  3. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

  1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  2. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  4. смысловое чтение;
  5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  6. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  2. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться: Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять        логическую        операцию        установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

4.3 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

научится:

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия

с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
  • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
  • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
  • создавать текст на русском языке.
  • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
  • создавать специализированные карты: географические, хронологические;
  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
  • выступать с аудио- и видеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
  • участвовать в обсуждении с использованием возможностей Интернета;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

4.4. Предметные универсальные учебные действия.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Проектной деятельность» является:

  1. В познавательной сфере

  1. Рациональное        использования        учебной        и        дополнительной информации для проектирования и создания продукта (результата).
  2. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания продукта (результата) труда;
  3. Владение алгоритмами и методами решения организационных задач.
  4. Владение        способами        графического        представления        различных видов информации.
  5. Применение общенаучных знаний по предметам гуманитарного и социального циклов.
  6. Контроль        промежуточных        и        конечных        результатов        по установленным критериям и показателям.
  7. Выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления.
  8. Документирование результатов работы.
  1. В мотивационной сфере:

  1. Оценивание        своей        способности        и        готовности        к        работе        в конкретной предметной деятельности.
  2. Оценивание        своей        способности        и        готовности        к предпринимательской деятельности.
  3. Выраженная готовность к труду.
  4. Согласование своих        потребностей        и        требований        с        другими участниками познавательной деятельности.
  5. Осознание ответственности за качество результатов труда;
  6. Наличие экологической культуры при обосновании продукта (результата) работ.
  7. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов и денежных средств.
  1. B эстетической сфере

  1. Дизайнерское проектирование или рациональная эстетическая организация работ.
  2. Моделирование        художественного        оформления продукта и оптимальное планирование работ.

3.3.        Разработка варианта рекламы выполненного результата.

  1. В коммуникативной сфере

  1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива.
  2. Оформление        коммуникационной        и        технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов.
  3. Публичная презентация и защита проекта, продукта труда или услуги.

МОДУЛИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

«Школьный урок»

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы определено духовно-нравственное воспитание. В рамках школьного урока духовно-нравственное воспитание реализуется через:

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета: демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, наиболее эффективных на разных ступенях образования;
  • включение в урок элементов проектно-исследовательской деятельности, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Цель: приобретение обучающимися соответствующего базовым ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть приобретении ими опыта осуществления социально-значимых дел).

Воспитывающий потенциал урока реализуется через подбор воспитывающего содержания материала, в основе которого лежат базовые национальные ценности.

Наиболее эффективное формирование ценностей происходит посредством применения учителем на уроке интерактивных форм работы: урок-гостиная, урок семейного чтения, урок-мастерская, урок-экскурсия, урок-диспут, музыкальный урок, урок-конференция, круглый стол, урок-

погружение в тему, недели-погружения (предметные недели), урок-дебаты, уроки-дискуссии, урок-мастерская, урок погружение в понятие, урок-ролевая игра, урок-конференция, урок-лекция, урок-практикум, неделя науки, музейный урок, интегративные образовательные экспедиции, библиотечный урок, музейный урок, театральный урок, урок-встреча с интересными людьми, уроки-экскурсии, уроки-концерты, уроки-профессиональные пробы, уроки- дискуссии.

Базовая ценность «семья» формируется при обсуждении таких понятий, как любовь и верность, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

«Патриотизм» как ценность формируется при изучении вопросов, связанных с Россией и ее народом, малой родиной.

Через обсуждение вопросов личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, понятия справедливости, милосердия, чести и достоинства формируется «социальная солидарность».

Формирование «гражданственности» предполагает знания о правовом государстве, гражданском обществе, законе и правопорядке, свободе совести и вероисповедания, понимание того, что человек живет в поликультурном мире.

Формирование целеустремленности, настойчивости и уважения к труду происходит  через  воспитание  позитивного  отношения  к  понятиям

«творчество» и «созидание».

Школьный урок обеспечивает формирование научной картины мира, развитие стремления к истине, понимание ценности знаний.

Обучающиеся  знакомятся  с  понятиями  «красота»,  «гармония»,

«духовный  мир  человека»,  «нравственный  выбор»,  «смысл  жизни»,

«эстетическое развитие», искусство и литература, получают представления об эволюции, родной земле, заповедной природе, планете Земля.

«Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников. Задача совместной деятельности педагога и учащегося – подготовить последнего к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая проблемные ситуации, педагог актуализирует профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд   в   постиндустриальном   мире,   охватывающий   не   только

профессиональную,        но        и        внепрофессиональную        составляющие        такой деятельности.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом.

Учащиеся 7, 8 и 9 классов должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

Содержание тем курса.

7 класс Модуль 1: От проблемы к цели

С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование.

Модуль 2: Работа с каталогами

Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием.

Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных.

Модуль 4: Наблюдение и эксперимент. Сам себе эксперт.

Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных.

Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка.

Модуль 5: Как работать вместе

Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

Модуль 6: Основы риторики и публичного выступления

Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении.

Модуль 7: Практический блок

Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов.

8 класс Модуль 1: Введение. Цель и задачи программы

Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Модуль 2: Работа с каталогами

Модуль 3: Работа со справочной литературой

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв.

Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный каталог.

Виды справочной литературы. Информационные лакуны.

Модуль 4: Способы первичной обработки информации

Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с макрированием». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта.

Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с макрированием». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта.

Модуль 5: От проблемы к цели и планированию деятельности

Проект. Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов. Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы.

Модуль 6: Как работать в команде

Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». Сам себе эксперт. Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально.

Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Поиск литературы.

Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Модуль7: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности Исследовательская        работа.        Структура.                Этапы        исследовательской работы.        Работа        над                введением        научного        исследования:        выбор        темы, обоснование ее актуальности. Методы исследования. Результаты опытно- экспериментальной                работы:                таблицы,        графики,                диаграммы,        рисунки,

иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Отзыв. Рецензия.

Модуль 8: Ведение дискуссии

Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание.

Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра.

Модуль 9: Выступление

Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления.

Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией.

Защита проекта.

9  класс

Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью Тема 1. Общая характеристика опросных методов

Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Роль и значение мотивации к участию в опросе. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов.

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса

Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов.

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса.

Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода

Специфические особенности интервью. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью.

Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление Тема 1. Что такое быть оратором

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть

хорошим        оратором?        Критерии        хорошей        речи.        Риторика        как        искусство хорошей речи

Тема 2. Рождение текста

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова.

«Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Тема 4. «Украшения» для речи

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Тема 5. Работа с вопросами

Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Тема 6. Групповое выступление

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).

Модуль 3: Регулирование конфликтов

Осознание участниками общения ситуации возникновения конфликта.

Познание себя. Исследование своих ценностей и убеждений, их формирование и соотношение с конфликтом. Автопортрет. Позитивные суждения о себе. Общение. Эффективные методы общения. Формы вербального и невербального общения. Барьеры общения. Стереотипы. Корни и последствия конфликтов. Потребности, убеждения, ценности участников конфликта. Пятиступенчатая стратегия регулирования конфликта. Модель «победить приоритетность своих потребностей». Моральные дилеммы. Соотношение прав и обязанностей.

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Колич ество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. От проблемы к цели

1.1

С чего начинать проект-постановка проблемы.

Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ).

Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

2.1

Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования.

Мыслительные операции. Практика.

Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 3. Как работать вместе

Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы

продуктивного выхода из него.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Раздел 4. Основы риторики и публичного выступления

Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Общее количество часов по программе

4

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение. Цель и задачи программы

1.1

Цель и задачи программы.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 2. Способы первичной обработки информации

2.1

Работа с каталогами. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 3. От проблемы к цели и планированию деятельности в команде

2.3

От проблемы к цели и планированию деятельности. Как работать в команде

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 4. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

2.4

Этапы работы в рамках

исследовательской деятельности. Ведение дискуссии. Выступление.

Защита проектов.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Общее количество часов по программе

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        9 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью

1.1

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 2. Основы риторики. Публичное выступление

1.2

Что такое быть оратором. Рождение текста

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 3. Публичное выступление. Регулирование конфликтов

1.3

«Украшения» для речи.        Работа с вопросами

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Раздел 4. Выступление. Защита проектов.

2.4

Выступление. Защита проектов.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Итого по разделу

1

Общее количество часов по программе

4

№ п/п

Тема урока

Всего

часов

Дата прове дения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект

исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ).

Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

Постановка проблемы. Постановка цели.

Планирование.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25 1ffa

2

Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования.

Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения,

выводы. Обобщение полученных данных.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25 1ffa

3

Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы

продуктивного выхода из него.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25 2126

4

Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей.

Нормы речи при публичном выступлении

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25 2252

ИТОГО уроков

4

№ п/п

Тема урока

Всего

часов

Дата прове дения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Цель и задачи программы

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa25 1ffa

2

Работа с каталогами. Работа со справочной литературой. Способы

первичной обработки информации

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25 1ffa

3

От проблемы к цели и планированию деятельности. Как работать в команде

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa25 2126

4

Этапы работы в рамках

исследовательской деятельности.

Ведение дискуссии. Выступление. Защита проектов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25 2252

ИТОГО уроков

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Всего

часов

Дата прове дения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa25 1ffa

2

Что такое быть оратором. Рождение текста

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa25 1ffa

3

«Украшения» для речи. Работа с вопросами

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa25 2126

4

Выступление. Защита проектов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25 2252

ИТОГО

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 8-9 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 6 класса по внеурочной деятельности "Учимся, играя!"

Пояснительная записка Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись учиться"

Предлагаемая рабочая программа содержит КТП в формате ФГОС. Она поможет выстроить занятия  элективного курса. Её возможно использовать классным руководителям 7-9-х классов для цикла классных часо...

Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» ориентирован на учащихся 6-х классов и нацелен на формирование навыков  исследовательской деятельности.. Программа предусматривае...

Памятка «Учусь создавать проект»

Памятка "Учусь создавать проект" рекомендована для обучающихся ОДОД по направлению "Проектная деятельность" и содержит рекомендации по работе над проектом на всех этапах, содержит ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного мет...