психологическая диагностика
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам психологического исследования
личностных особенностей учащихся 6 Б класса, проведенного в ГБОУ «РМШИ»
Изучение индивидуальных особенностей происходил с использованием следующих методик: методика «Чертова дюжина» (акцентуация характера); конструктивный рисунок человека; тест эмоционального состояния; методик поведения в конфликте; методика определения уровня тревожности школьной ситуации.
В исследовании принимали участие 24 человека
Данные исследования приводятся в таблицах и отражаются на диаграммах.
Таблица 1.
Количественные показатели типов акцентуации характеров
учащихся 6 Б класса
Тип акцентуации | параноидальный тип. | эпилептоидный тип. | гипертимный тип. | истероидный тип. | шизоидный тип. | психастенический тип. | сензитивный тип. | гипотимный тип. | конформный тип. | неустойчивый тип. | астенический тип. | лабильный тип. | циклоидный тип |
Кол-во | 5 | 2 | 8 | 4 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 0 | 2 | 2 |
% | 21 | 8 | 33 | 17 | 0 | 4 | 4 | 4 | 25 | 4 | 0 | 8 | 8 |
Диаграмма типов акцентуации характеров учащихся 6Б класса
Наибольший процент составляют учащиеся гипертимного типа - 10%, далее конформный тип – 25%, параноидальный тип - 21% и истероидный -17%.
Особенности типов:
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП - Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Гипертимный субъект позволяет легко устанавливать с ним контакт. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности. Зачастую не доводят дело до конца.
КОНФОРМНЫЙ ТИП - Главная черта — конформность: ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на все — от стремления одеваться как все до сильной зависимости от окружения суждений, позиций и поведения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в «хорошей» среде старательно учатся и работают, в «плохой» — усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП - Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
Таблица 2
Количественные показатели поведения учащихся в конфликтной ситуации
поведение в конфликте | сопротивление | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
Кол-во | 3 | 3 | 4 | 4 | 10 |
% соотношение | 12 | 46 | 15 | 15 | 12 |
Диаграмма показателей основных видов поведения учащихся в конфликтной ситуации
46% учащихся выбирают тактику –сотрудничества.
Таблица 3
Методика выявления индивидуально-типологических различий.
Количественные показатели основных типов личностей учащихся
Тип личности | «Руководитель». | «Ответственный исполнитель. | «Тревожно-мнительный» | «Ученый». | «Интуитивный». | «Изобретатель, конструктор, художник». | «Эмотивный». |
% соотн | 8 | 15 | 1 | 15 | 12 | 26 | 23 |
Диаграмма показателей основных типов личностей учащихся класса
Итак, 26% учащихся обладают качествами, среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
1 % учащихся обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
15% учащихся легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
12% учащихся обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
8% учащихся, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
8% учащихся обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
8% учащихся характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВ»
«Психологические тесты и анкеты для классных руководителей и родителей»...

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...
психологическая диагностика "Я- лидер"
Полезный материал для классного руководителя при обсуждении актива класса и для изучения личности учащихся...

Роль стартовой психологической диагностики в планировании индивидуальных образовательных траекторий
Статья раскрывает значени стартовой психологической диагностики в первом классе (по ФГОС)....

Нейро-психологическая диагностика
Сводная таблица начальной и промежуточной нейро-психологической диагностики...
Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики
«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Список инструментария для психологической диагностики
Информационная сетка методик для диагностики интеллекта, личностной сферы, мотивационной сферы, профориентация и др. Ориентирована на детей старшего школьного возраста 15-18 лет....



