беседа "Я строю свою жизнь сам"
материал (6 класс)

Жамьянова Надежда Бадмаевна

Цель беседы: усвоение учащимися основных нравственных принципов, которыми должны руководствоваться все люди, формировать у воспитанников потребность следовать нравственным нормам поведения, требованиям общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_ya_stroyu_svoyu_zhizn_sam.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Я сам строю свою жизнь»

Класс: 5-6 кл

Цель беседы: усвоение учащимися основных нравственных принципов, которыми должны руководствоваться все люди, формировать у воспитанников потребность следовать нравственным нормам поведения, требованиям общества.

Давайте остановимся на таких качествах, как трудолюбие и лень. Русская пословица гласит: “Лень – мать всех пороков”. Как вы ее понимаете? Перечислите пороки, которые порождает лень.

(ответы детей: вредные привычки, безделье, …)

Давайте “спроектируем” жизненный путь лентяя.

Представьте себе мальчика, которому лень ходить в школу. Он не любит учиться, он не любит читать книги, не любит заниматься спортом. Он ничего не любит и не хочет делать. Представьте, что все дети ушли в школу, а он…

(дети “проектируют” дальнейший путь лентяя)

Итак, мальчик остался дома, когда все дети пошли в школу. От нечего делать он посмотрел несколько передач по телевизору. Стало скучно. Пошел гулять по улице. На улице через некоторое время он встречает себе подобных, таких же изнывающих от безделья подростков. Чтобы как-то “убить” время, они продолжают бесцельно слоняться по улицам, от скуки пробуют курить, выпивать. Но где взять деньги на подобные “развлечения”? Украсть у родителей или залезть в чужую квартиру? Подростки пробуют все способы.

Но вскоре становится и это скучно. Они начинают пробовать наркотики, ведут себя вызывающе, совершают антиобщественные поступки. Ведь от наркотиков появляется состояние эйфории, радости, счастья. Подросток уже не владеет собой, в измененном состоянии сознания он легко может совершить противоправные поступки, которые приводят к чему? Правильно, к судимости.

Вы сами теперь видите, сколько человеческих пороков рождает лень. Все негативное, отрицательное начинается с нее.

Послушайте стихотворение А. Барто “Муха”.

Алеша рад: пришла весна,

В саду тепло и сухо

И в классе около окна

Жужжит сегодня муха.

Он стал за мухой наблюдать:

В окно она влетела,

Она то сядет на тетрадь,

То на кусочек мела.

Она под самым потолком

Летает в ярком свете,

А вниз спускается пешком

По стенной газете.

По клеенке поползла,

Забралась за счеты.

У нее свои дела

И свои заботы.

Умчалась муха налегке,

А он теперь не в духе –

Замечанье в дневнике

Из-за этой мухи!

А разве Леша виноват?

Муха виновата!

Она теперь умчалась в сад,

Унеслась куда-то…

Когда вину свою признать

Не хватает духа,

Можно муху обвинять:

“Виновата муха!”

 Кто узнал себя в Алеше?

Все ли у нас в классе умеют признавать свои ошибки?

Как это проявляется?

Что нужно сделать для того, чтобы не быть таким, как Алеша?

А давайте возьмем другой пример, другую ситуацию. Мальчик учится в школе, учится хорошо, с увлечением. После занятий он спешит в спортзал, где занимается тяжелой атлетикой. После спортзала он спешит домой – надо успеть выучить уроки, маме помочь или младшему братишке сделать самолетик. А самому хочется вечером посидеть за компьютером, да еще непрочитанная книга ждет…

Скажите, будет такой подросток колоть себе вены, бродить по улице или выпивать? Почему?

Правильно, у него очень интересная жизнь. Он сам ее себе выбрал, он выбрал трудолюбие вместо лени. Он постоянно занят. Он не ленится учиться, заниматься спортом, помогать родителям, ходить в турпоходы…

Скажите, почему один стал нарушителем общественно порядка, а другой хорошим человеком?

(ответы детей)

Значит, свобода выбора есть? Мы вправе выбирать, какими стать?

Великий педагог А.С.Макаренко писал: “Это самая трудная вещь – требование к себе. Но именно с этого и начинается процесс совершенствования и самосовершенствования человека, перестройка самого себя”.

Макаренко основным нравственным качеством считал трудолюбие: “…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный человек…”.

А какой основной труд у вас, ребята?

(ответы: учеба, работа в мастерских, на подсобном хозяйстве, занятия в кружках)

Скажите, какие качества необходимы вам для учебы, для труда в мастерских и других дел?

(учащиеся выбирают)

 Качества личности

Аккуратность

Воспитанность

Небрежность

Невежество

Жизнерадостность (оптимизм)

Исполнительность

Независимость (самостоятельность)

Твердость (решительность)

Искренность

Чуткость

Смелость

Организованность

Общительность

Активность

Раскованность

Целеустремленность

Сила воли

Трудолюбие

Уныние (пессимизм)

Безответственность

Зависимость

Нерешительность

Лживость

Безразличие

Трусость

Несобранность

Замкнутость

Пассивность

Скованность

Импульсивность

Безволие

Лень

(ответы детей: сила воли, желание….)

Воля, чувство долга, ответственность – без этих суровых, мужественных черт характера невозможно представить себе настоящего человека, без них невозможен никакой труд.

Скажите, какое значение имеет труд в вашей жизни? Что он вам дал?

(ответы детей)

Да, хорошо, что вы понимаете значение труда. В жизни человечества труд всегда играл, играет и будет играть огромную роль. Писатель Виталий Закруткин сказал: “Труд создал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут творцом”.

Вы, наверное, заметили, что в книгах писатели труд ставят во главу угла жизни? Кто из вас вспомнит пословицы о труде?

(дети отвечают, называют пословицы)

Ребята, все знаете русского царя Петра I? Знаете, каким он был трудягой?

Послушайте отрывок из книги А.Ишимовой “Петр I”.

“Труда Петр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: “Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству”. Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев, но ПетрI сказал: “Я не лучше других работал, дай мне то, что следует”. Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын – монета в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам:

“Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку”. Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день”.

Скажите, что заставило Петра I трудиться?

(ответы детей)

Для чего вообще трудится человек?

(ответы детей)

Вольтер сказал: “Работа спасает от трех великих зол: скуки, порока, нужды”. Как вы понимаете это изречение?

От каких зол спасает работа вас?

(ответы детей)

Какая работа приносит вам радость? Почему возникает эта радость?

(ответы детей)

Ребята, а можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени и пусть каждый из вас предложит свой рецепт.

(дети по очереди высказываются)

Вот, ребята, вы изобрели свое лекарство от лени, а это значит, что вы сделали свой выбор в эту минуту. Вы поняли, осознали, что свою судьбу творите именно вы, и никто другой не сделает за вас этот выбор.

Напоследок мне хочется пожелать вам творческих успехов в сотворении самого себя, своей судьбы.

Послушайте стихотворение Николая Доризо

“Закон сохранения веществ”

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ –

Ничто не проходит бесследно

И значит, добро – это то вещество,

Уж если ты ближнему даришь его,

К тебе возвратится ответно

Пусть ближний окажется подлым плутом

Неблагодарно забывшим притом

Добро, до цинизма мгновенно, -

Его не кляни, и на жизнь не сердись,

Поскольку добром за добро твое жизнь

Отплатит тебе непременно.

Пускай не сейчас, а когда-то потом,

Но все же добром, осенившим твой дом,

Тебе непременно отплатит.

Закон сохраненья веществ, он таков:

Чтоб жизнь продолжалась во веки веков

Она свой закон не утратит

 Используемая литература

А.Барто. Твои стихи. Детгиз.1968.

Н. Доризо. Синий ветер. Детгиз. 1970.

Воспитание школьников. № 1 - 12. 2003.

Б.Р.Матвеев. Развитие личности подростка. Санкт-Петрбург. Речь. 2005.

Искусство властвовать собой. Грачева Г.В.- С-Пб.: “Питер” 2003.

Мудрость веков – молодым/Сост. Гавриков В.А., Гавриков Н.А.- Краснодар. 1987.

Русские народные загадки, пословицы и поговорки/Сост. Круглов Ю.Г.- М.: Просвещение. 1990.

В.Шукшин. Собрание сочинений в 5 томах. Т.4. Екатеринбург ИПП

“Уральский рабочий”. 1992.

В.И.Писаренко. Педагогическая этика. Минск. Народная асвета. 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час беседа- 10 способов практически моментально улучшить свою жизнь

Многие наши проблемы происходят из нашего ума. Они не являются результатом каких-либо событий, неудач, либо действий других людей. Они возникают из-за наших плохих ментальных привычек. Освободитесь от...

Разработка классного часа с презентацией на тему "Строим свое здоровье сами".

Данная разработка представляет собой информационный материал с игровыми элементами на тему «Строим свое здоровье сами», что соответствует возрасту обучающихся....

Я сам строю свою жизнь

Занятие "Я сам строю свою жизнь" расчитано на работу с учащимися 9-11 классов. В нем содержатся важные аспекты построения собственной жизни, собственного видения будущего. Через занятие с элементами т...

конспект урока ИЗО для учащихся 5 класса "Я сам строю свой дом"

Конспект урока разработан учителем ИЗО Корниловым О.В. Одной из основных задач разработки урока было  воспитание экологической культуры, любви к окружающему миру, бережного отношения к природе и ...

Интегрированное занятие для обучающихся совместно с учителем и педагогом-психологом «Я сам строю свою жизнь»

интегрированное занятие для обучающихся совместно с учителем и педагогом-психологом «Я сам строю свою жизнь»...

Беседа по ПДД "Береги свою жизнь! "

Цель: формировать представления воспитанников  о безопасности дорожного движения.Задачи:Образовательные: повторить правила движения пешеходов по дороге и улице.Развивающие: развивать у воспитанни...

« Я сам строю свою жизнь. Социальная защита выпускника»

laquo;"Я сам строю свою жизнь". Как вы думаете, что это такое, о чем мы будем здесь говорить. Бывает ли так в вашей жизни, когда вам не нравится, что за вас решают, что вам делать, куда ход...